Чему эквивалентен современный термин "самосознание" в богословии отцов?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Сегодня наткнулась на статью, которая помогла мне разложить по полочкам свои мысли и своё отношение к понятию "самосознание", которое в последнее время активно употребляется в современном богословии.


Прежде всего стоит понять эквивалентом чего является этот современный термин. Тождественен ли он термину "личность", который, в свою очередь, тождествен термину "ипостась разумной природы"? То есть, тождествен ли термин "самосознание" термину "ипостась"?

Очевидно, как мне кажется, что самосознание разумной твари - это природная энергия разумной твари.
А если так то тождественным термину "ипостась" (личность=ипостась разумной природы) не является. Читаем у прп. Иоанна Дамаскина в ТИПВ (о познании человеческого ума):

«Если же говорить об уме иначе и подробнее, то следует иметь в виду, что первое движение ума называется мышлением. Мышление о каком-либо определенном предмете называется мыслью. Мысль, остающаяся в душе продолжительное время и отпечатывающая в ней известный мыслительный предмет, называется обдумыванием. Когда же обсуждение, сосредоточившись на одном и том же предмете, испытает само себя и рассмотрит сообразность души с мыслимым предметом, то оно получает название разумения. Расширенное разумение составляет рассуждение, называемое внутренним словом. Последнее же определяют так: это есть полнейшее движение души, происходящее в её разумной части, без какого-либо выражения в речи. …Сказав теперь о познавательных силах, скажем о силах жизненных, или волевых».

Из этого рассуждения понятно, что «познание» (самого себя ли или окружающего мира), которое является основным составляющим «сознания», это энергия ума, энергия природы. То же самое относится по аналогии и к двум другим энергиям души — желательной и чувственной, которые также формируют феномен «сознания».

Из того, что самосознание есть природная энергия разумной твари, следует что осознаёт (себя ли, или окружающий мир), разумная душа, посредством природной своей энергии( если говорить о человеке). Тут же мы можем вспомнить и о том самом "Я", которое порой современное богословие отождествляет с самосознанием. И тут мы так же видим что отцы по этому поводу писали что "Я" о себе говорит всё та же разумная душа, то есть разумная сущность (природа) в своём конкретном ипостасном проявлении. Так мы читаем у Василия Великого:

***Беседа 10. Первая о сотворении человека «по образу…»
7. «Сотворим человека по образу Нашему». О внутреннем человеке сказано: «Сотворим человека». Однако ты скажешь: «Почему Он не говорит нам о разуме?» Он сказал, что человек (создан) по образу Божию. Разум — это человек. Послушай, что говорит апостол: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со, дня на день обновляется». Каким же образом? Я различаю двух людей: одного, кто появляется, и другого, кто скрывается под появившимся, т. е. невидимого; это человек внутренний. Итак, в нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. «Я» — говорится о человеке внутреннем. То, что находится вне (меня), — это не лично «я», но это «мое». Рука — это не «я», но "я"-это разумное начало души. Рука же — часть человека. Поэтому тело — это (как бы) орудие человека, орудие души; словом «человек» обозначается душа как таковая. «Создадим человека по образу Нашему», т. е. дадим ему превосходство в разуме.
Таким образом, попытки придать новому термину "самосознание" некий особый смысл, отличный от энергии разумной природы ( по образу термина личность у Лосского , как чего то, что есть несводимость к природе) лишены основания.

Таким образом, эквивалентом "самосознания" в учении отцов (которые этот термин не использовали) является природная энергия души и "я" о себе говорит именно разумная природа моей души благодаря разумной силе, которой Бог наделил человеческую природу, а точнее, разумную душу (разумную сущность).
 
Православный христианин
Стоит отметить, что если термином "личность" большие нестыковки у современных богословов (кто то употребляет его как "ипостась разумной природы", кто то как нечто, некое я, не сводимое к природе, а кто то как сама несводимость к природе (Лосский)), то в отношении самосознания, при рассмотрении того, что же это такое, самосознание, все вопросы отпадают. Самосознание просто не может быть чем то не сводимым к природе и не может быть личностью если личность определять как ипостась разумной природы (а в ином смысле отцы вообще никак и никогда этот термин не употребляли).

Уяснив себе смысл термина "самосознание", отпадает возможность говорить о нём как об эквиваленте термина "личность" в значении "то что не сводимо к природе". И отпадает возможность утверждать что в Троице три самосознания различных. При этом в отношении Христа, очевидно, надо говорить о двух самоосознающих и осознающих мир умах - тварном и нетварном и одном богомужнем действии и одном Христе, самоосознающем Себя двумя умами взаимо проникающими (но не сливающимися) и являющими себя как богомужнее действие единого Христа, как одни Его мысли.
 
Крещён в Православии
Таким же образом само-сознание не определяет личность и не отождествляется с понятием «личности» как в Боге, так и в человеке, но увязывается с личностью, как одно из ее свойств44. Иеромонах Мефодий Зинковский
 
Крещён в Православии
 
Крещён в Православии
Как писал святой Иоанн Кронштадтский «о самостоятельных Личностях каждого из трех Лиц Божества в единстве существа или природы вещает нам непостижимая тайна о Едином Творце»33, Который «в существе Своем Единый», но как совершенное Бытие существует «в Трех Личностях»34.( Иеромонах Мефодий Зинковский)
 
Православный христианин
Давайте с человеческим самосознанием сперва разберёмся.)
И немного странно противопоставлять учению отцов учения современных богословов.
Таким же образом само-сознание не определяет личность и не отождествляется с понятием «личности» как в Боге, так и в человеке, но увязывается с личностью, как одно из ее свойств44. Иеромонах Мефодий Зинковский
Сначала поясните что такое самосознание. Немного не логично употреблять термин, не имея понятия о его значении.
 
Крещён в Православии
Давайте с человеческим самосознанием сперва разберёмся.)
И немного странно противопоставлять учению отцов учения современных богословов.

Сначала поясните что такое самосознание. Немного не логично употреблять термин, не имея понятия о его значении.
Не я противопоставляю, беру всю информацию с форума. Например Митрополит Иларион (Алфеев) был ректором вот здесь.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Давайте с человеческим самосознанием сперва разберёмся.)
И немного странно противопоставлять учению отцов учения современных богословов.

Сначала поясните что такое самосознание. Немного не логично употреблять термин, не имея понятия о его значении.
Знание себя ,наверное, Либо внимание ,направленное на себя ,с целью познания. Тогда это процесс .Познай себя .
 
Православный христианин
Знание себя ,наверное, Либо внимание ,направленное на себя ,с целью познания. Тогда это процесс .Познай себя .
Себя никто не знает, как понимаю. Мы мыслим о себе одно, окружающие видят другое, а Бог знает всё о нас и совсем не то что мыслим мы о себе. Внимание направленное на себя, процесс познания себя. Всё это работа ума. То есть, самосознание - результат процесса осознавания человеком себя посредством умных сил своей природы.
То есть, самосознание, самоосознавание на языке отцов это природная способность разумной человеческой души мыслить о себе. При жизни - мышление о себе в единстве с телом, а после - мышление о себе в отсутствии единства с телом.
Игорь-18 привёл с портала "определение" термина "самосознание". Можно попытаться осмыслить его.

***Самосозна́ние — способность человека осознавать себя как личность, представителя человеческого рода и мира;

То есть, самосознание - способность разумного человека осознавать себя как ипостась разумной природы (личность). Этой способностью в человеке обладает разумная душа, которая и говорит о себе "я" и о теле - "моё". Личность же - это синоним термина ипостась (лицо) когда речь об ипостаси (лице) разумной природы.

Собственно всё. Просто модное слово и просто потом "новое" богословие о самосознании, личности, спрятанное за умными словами
 
Православный христианин
Из ссылки на сайт Азбука Веры.

Самосозна́ние
— способность человека осознавать себя как личность, представителя человеческого рода и мира;
В моем понимании представитель человеческого рода - это не личность, а индивид. В данном случае термин "личность" применен весьма произвольно и неоднозначно.
— способность Ангелов осознавать себя как представителей духовного мира, как личностей.
Тоже не очень понятное определение.

Божественное самосознание — способность Божественных Лиц (Отца, Сына и Святого Духа) осознавать себя как Лиц Единотроичного Бога.
Определение тоже неоднозначное. Если самосознание свойственно представителям Бога или Божества, значит Божественные Лица - это индивиды и субъекты в отношении к общему (Богу или Божеству). Но этого просто не может быть.

Самосознание, как процесс — осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
 
Крещён в Православии
Себя никто не знает, как понимаю. Мы мыслим о себе одно, окружающие видят другое, а Бог знает всё о нас и совсем не то что мыслим мы о себе. Внимание направленное на себя, процесс познания себя. Всё это работа ума. То есть, самосознание - результат процесса осознавания человеком себя посредством умных сил своей природы.
То есть, самосознание, самоосознавание на языке отцов это природная способность разумной человеческой души мыслить о себе. При жизни - мышление о себе в единстве с телом, а после - мышление о себе в отсутствии единства с телом.
Игорь-18 привёл с портала "определение" термина "самосознание". Можно попытаться осмыслить его.

***Самосозна́ние — способность человека осознавать себя как личность, представителя человеческого рода и мира;

То есть, самосознание - способность разумного человека осознавать себя как ипостась разумной природы (личность). Этой способностью в человеке обладает разумная душа, которая и говорит о себе "я" и о теле - "моё". Личность же - это синоним термина ипостась (лицо) когда речь об ипостаси (лице) разумной природы.

Собственно всё. Просто модное слово и просто потом "новое" богословие о самосознании, личности, спрятанное за умными словами
Да все бы ничего , только самосознание предполагает осознание себя .Итак ,сознание и ум - одно и то же?
 
Православный христианин
Да все бы ничего , только самосознание предполагает осознание себя .Итак ,сознание и ум - одно и то же?
Не понятно в чём проблема. Осознание себя (самоосознавание), осознание соседа, осознание окружающего мира. Всё это делается умом. Да, сознание и ум - одно и то же получается. Осознание (себя ли мир ли вокруг) - работа ума. Мысли о себе - мысли полученные в результате работы моего ума.
 
Крещён в Православии
Не понятно в чём проблема. Осознание себя (самоосознавание), осознание соседа, осознание окружающего мира. Всё это делается умом. Да, сознание и ум - одно и то же получается. Осознание (себя ли мир ли вокруг) - работа ума. Мысли о себе - мысли полученные в результате работы моего ума.
Просто ,я считал ,что сознание и ум разные понятия . Вообще ,если применить второй день творения , то есть сознание ,подсознание ,сверхсознание. Так что лично для меня вопрос самосознания остаётся не проясненным пока.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Просто ,я считал ,что сознание и ум разные понятия . Вообще ,если применить второй день творения , то есть сознание ,подсознание ,сверхсознание. Так что лично для меня вопрос самосознания остаётся не проясненным пока.
Если просто пользоваться термином "сознание" не вникая в его смысл, то да, ощущение что ум и сознание - разные вещи. Сознание и подсознание - это всё энергии, силы души разумной. Сверхсознание - это, видимо, взаимодействие человеческого ума и иного ума (Бога, дьявола, ангелов), взаимодействие духовных сущностей, фактически. В прочем и в подсознании есть месту такому взаимодействию. Борьба с помыслами - пример такого взаимодействия.
 
Православный христианин
Да все бы ничего , только самосознание предполагает осознание себя .Итак ,сознание и ум - одно и то же?
Самосознание не связано с личностью: младенец не сознаёт себя, но личностью - является, темперамент имеет, аппетит и т. д.
 
Православный христианин
Самосознание не связано с личностью: младенец не сознаёт себя, но личностью - является, темперамент имеет, аппетит и т. д.
А кто то напротив вам скажет что он не личность хотя и сознаёт что он это он и что ему больно или он хочет есть.
 
Крещён в Православии
Если просто пользоваться термином "сознание" не вникая в его смысл, то да, ощущение что ум и сознание - разные вещи. Сознание и подсознание - это всё энергии, силы души разумной. Сверхсознание - это, видимо, взаимодействие человеческого ума и иного ума (Бога, дьявола, ангелов), взаимодействие духовных сущностей, фактически. В прочем и в подсознании есть месту такому взаимодействию. Борьба с помыслами - пример такого взаимодействия.
Ну , если первый день ,это свет разума ...То осталось для начала ,только точно определить . В Писании разум и ум - одно и то же?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху