Богословие личности и динамическая теория материи

Санкт-Петербург
Православный христианин
Продолжая тему: сущность и ипостась, предлагаю обсудить понятие личность в богословии.
У некоторых участников есть мнение, что развитие темы богословие личности современными учеными может привести к искажению догмата о Троице.
Но это далеко не так считают многие мыслители и богословы. К тому же, нам ближе понятие "личность" , а в нашей духовной жизни мы находимся в постоянном общении, как личности. Да и сама личность раскрывается именно в общении нас друг с другом в Едином Теле, глава которого Иисус Христос

"Восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью. Слова, сказанные сто лет тому назад великим православным богословом митрополитом Филаретом Московским, прекрасно выражают именно это положение: «Необходимо, чтоб никакую, даже в тайне сокровенную премудрость (мы) не почитали для нас чуждою и до нас не принадлежащею, но со смирением устроили ум к божественному созерцанию и сердце к небесным ощущениям»
профессор Владимир Николаевич Лосский

Как показал наш опыт в обсуждении предыдущей темы, для рассмотрения богословия личности, начинать надо ( в том числе) и с понятием динамической теории материи у мыслителей XX века.

"Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λόγος), тропос (τρόπος), произволение (προαίρεσις), а также энергия (ἐνέργεια) и сила (δύναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными...

Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства. Это видно и из библейского повествования о неоформленном состоянии первозданного вещества, ставшего исходным материалом для последующих творческих деяний Творца
." епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские)

 
Крещён в Православии
"Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λόγος), тропос (τρόπος), произволение (προαίρεσις), а также энергия (ἐνέργεια) и сила (δύναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными...

Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства. Это видно и из библейского повествования о неоформленном состоянии первозданного вещества, ставшего исходным материалом для последующих творческих деяний Творца
." епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские)
Невольно вспоминается момент из кинофильма Даун Хаус.
1698486427565.png

Это все что я могу сказать по этомй теме.
Но с удовольствием почитаю. Молча.
 
Православный христианин
А мне все едины, и сущность, и ипостась, и динамическое богословие, не вижу разницы :)
 
Православный христианин
предлагаю обсудить понятие личность в богословии
Так сформулируйте, как, на Ваш взгляд, определяется понятие "личность" в богословии; и при чём здесь динамическая теория материи.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это все что я могу сказать по этомй теме.
Но с удовольствием почитаю. Молча.
Однако в другой теме вы затронули эти понятия и даже решились порассуждать, в теме "сущность и ипостась"
#2.010
В любом случае, мне непонятно только первое - “Природа, согласно философам, есть начало движения и покоя; согласно же отцам — вид, о котором говорится в отношении многих вещей, различных по числу, в том, [что касается их] какой бы то ни было «чтойности».”.
"Почему?

Нет же проблем(ну у меня, у Вас, если Вы мыслите категориями “частная сущность”, на словах от них открещиваясь канешн, то тогда да, онтологический прироритет сдвигается, что не только глупость, но и безумие, “абстрактное реальнее конкретного”).

Воипостасное, любая “сущность” “начинает” “двигаться и покоиться” только будучи воипостасным, не вижу ни проблем ни “нечего мудрить”.

Ведь если все последующее легко понять “нечего мудрить”, "философы мудрствуют, индвид есть..., но это лишнее, индвидид - ..." то первое для меня в шаблон не вписывается."

Итак, в христианском видении материя предстает динамичной, оживотворенной «светоносной семенной» силой (δύναμις), которую Бог ввел как потенциальную способность для участия в развитии, задаваемом личностью Бога и человека. В отличие от естественного для природных процессов закона кругового превращения стихий, здесь речь идет о том, что материя под действием Божественной благодати, посредником которой является Адам, призвана к восстановлению первоначальной гармонии и красоты, к приобретению новых свойств, характерных для обоженного состояния.
«динамическая теория материи… объясняет как изменение, происшедшее в первоначальной природе после грехопадения, так и воскресение тел. Элементы материи переходят из одного тела в другое таким образом, что вселенная представляет собою единое тело». Вл. Лосский опирается на учение о материи святителя Григория Нисского, согласно которому «все существует одно в другом, и все вещи взаимно друг друга поддерживают, ибо претворяющая сила в некоем вращении заставляет беспрестанно переходить одни земные элементы в другие, чтобы привести их снова к их исходной точке». (КЗ)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так сформулируйте, как, на Ваш взгляд, определяется понятие "личность" в богословии; и при чём здесь динамическая теория материи.
Все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной этого (всего) сущего.
Вершину иерархии человеческого естества составляет ум, как высшая часть души - местопребывание личности, как престола человеческой ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества - " дух, душу и тело"....
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
Таким образом , динамическая теория материи тесна связана с понятием "личность" человека.
 
Православный христианин
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
???
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что Вас так удивило?
Материя, во всем своем многообразии сотворенное "из ничего" вещество, ставшим исходным материалом для последующих творческих деяний Творца.
В творении святителя Григория Нисского "о Шестодневе"
"Сказано: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и за сим все, что содержит в себе слово о миробытии, сказуется приведенным в бытие в продолжение шестоднева. Но прежде исследования написанного надлежит, думаю, согласиться слову в том, что в Божеском естестве изволению сопутственно могущество, и мерою Божия могущества служит воля. Воля же есть премудрость; и премудрости свойственно не незнать, как может произойти каждая вещь."


 
Православный христианин
Что Вас так удивило?
Материя, во всем своем многообразии сотворенное "из ничего" вещество, ставшим исходным материалом для последующих творческих деяний Творца.
В творении святителя Григория Нисского "о Шестодневе"
"Сказано: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и за сим все, что содержит в себе слово о миробытии, сказуется приведенным в бытие в продолжение шестоднева. Но прежде исследования написанного надлежит, думаю, согласиться слову в том, что в Божеском естестве изволению сопутственно могущество, и мерою Божия могущества служит воля. Воля же есть премудрость; и премудрости свойственно не незнать, как может произойти каждая вещь."
Меня удивило, что материя является материалом для личности, а еще и учителем личности.
 
Православный христианин
Все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной этого (всего) сущего.
Вершину иерархии человеческого естества составляет ум, как высшая часть души - местопребывание личности, как престола человеческой ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества - " дух, душу и тело"....
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
Таким образом , динамическая теория материи тесна связана с понятием "личность" человека.
То есть по Вашему определению получается, что личность - это духовная часть ипостаси человека, а не вся ипостась. Так?

И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология "ограничивается кожей"
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
То есть по Вашему определению получается, что личность - это духовная часть ипостаси человека, а не вся ипостась. Так?

И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология "ограничивается кожей"
Думаю, что личность и ипостась это понятия тождественные. Пытаясь разобраться в этой теме, необходимо проследить откуда развивались эти похожие понятия.

"Считая «личную форму бытия» наивысшей и признавая адекватность таких словосочетаний как «абсолютная Личность» или «Личность Бесконечного», целый ряд русских богословов XIX – начала XX века считает возможным применить термин «личность» как взаимозаменяемый с терминами «ипостась» и «просопон» в Триадологии. Так, свт. Феофан Затворник отождествляет понятия «ипостасной раздельности» и «неслиянности» Лиц Троицы с «личной раздельностью» при одновременном наличии «общения единого естества» между ними. Свт. Филарет (Гумилевский) и митр. Макарий (Булгаков) обращают внимание на единственное начало личного бытия в Боге – личность Отца, вечно рождающего ипостась Сына и изводящего ипостась Духа. Еп. Никанор (Бровкович) и М. Д. Муретов говорят о «живой личности христианского Бога-Отца», отмечая, что Отец есть не безличное начало. О том же говорит отец Иоанн Кронштадтский, критикуя учение графа Л. Толстого, который отрицал бытие «личного Триипостасного Бога." МЗ
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология
Зеньковские изучают творения свв отцов, в частности, понятия динамического развития материи берется из сочинений Григория Нисского. Если поразмыслить, то материя ( в том числе и духовная) - это плод творения Бога, так что никакой психологии, - все от Бога!
 
Православный христианин
то материя ( в том числе и духовная)
Я прочитал у Зеньковских такое определение:


Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.
 
Православный христианин
Честно говоря, я не понял ни из Ваши постов, ни из их статьи, как теория динамического развития материи помогает понять определение личности.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я прочитал у Зеньковских такое определение:



Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.
Полный текст звучит так:
Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
 
Православный христианин
Полный текст звучит так:
Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
И как это меняет смысл выражения "материя..., понимаемая ка всё многообразие сотворённого "из ничего" вещества..."?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.

Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
Откуда у Вас возникает это предположение???

Разве духовный мир не сотворен из ничего?
Сотворен.
Разве духовный мир невещественен?
Один Бог только Дух, а бестелесные ангелы имеют "тонкую" , но материю.

Однако, речь у КМЗ идет о том, что человек, (как личности), призван через исцеление произволения и укоренение в добродетелях, содействием нетварных Божественных энергий, привести негативно измененную материю мироздания к обожению, которое окончательно совершится в конце времен.



Святоотеческое богословие позволяет говорить о возможности как позитивной, так и негативной динамики изменения материи, связывая характер этой динамики с движением к Богу или от Него...
Святоотеческая мысль касается таких вопросов, как характер изменения материи в грехопадении праотцев, в человеческом естестве воскресшего Христа, в нашем естестве в результате приобщения к таинствам церкви, в аскетическом подвиге, а также вопросов об иерархичности человеческого естества и о значении произволения в движении материи к обожению.
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2:24).


Все это мы читали в СП , но размышляя о сущности и ипостаси, мы постоянно сталкиваемся с личностными причинами.

Искажение динамики целостного ипостасно-природного бытия первых людей произошло в результате нарушения их личностной связи с Богом через непослушание Ему. Они устремились к материальному без и помимо Бога.

Грехопадение Адама и Евы было прежде
всего личным, или ипостасным, действием, но оно сказалось на всем духовно-телесном составе человеческого естества и на всем окружающем мире. Материя, предназначенная Богом для нетления и для служения благобытию человека, сама по себе не имела «никакого основания [логоса] как для сверхъестественного, так и для противоестественного.....материя открылась для него вне Бога как неизбежно приносящая тление. Такое состояние материи, возникшее как результат умаления благодати Святого Духа и дара жизненных сил, можно определить как тленное и противоестественное по отношению к изначальному замыслу Бога.»
 
Православный христианин
Откуда у Вас возникает это предположение???
Потому что есть слово "вещество", которое для меня означает нечто, состоящее из элементарных частиц.

Разве духовный мир невещественен?
Судя по всему, для Вас "материя" и "вещество" - синонимы. Для меня нет.

бестелесные ангелы имеют "тонкую" , но материю
Что такое "материя" тогда? Всё тварное?
 
Сверху