В пространном катехизисе свт. Филароета Московского говорится, что под невидимым миром понимается духовный мир, к которому принадлежат ангелы.
Духовный мир сотворен?
Сотворен.
Значит, это тоже товарная материя.
я не понимаю, зачем заменять слова Писания "проклята земля за тебя" таким витиеватым выражением. Тем более что непонятно, о какой личности идет речь: о личности Адама? о личностях всех когда-либо живущих людей?
А что такое: "проклята земля за тебя"? Какая земля? Что мы знаем о той Земле?
"Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама
. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства." КЗ
Кирилл и Мефодий
(Зинковские) анализируют писания святителей, поэтому удобней, конечно, изучать их труд, но почему то мы мало верим своим ученым братьям во Христе и требуем первоисточник, чтобы самим прочитать и сделать вывод. Поэтому привожу пространные цитаты Г.Нисского по данному вопросу
святитель Григорий Нисский
Защитительное [слово] о Шестодневе
Здесь надо понимать: что такое "атом"
АТОМ – от двух древних корней: приставочного *nъ- (сочетание носового «нг» с кратким гласным) «не» и основного *tema- «резать». Соединение двух корнесловных первообразов порождает единое представление об АТОМЕ как о «неделимом целом, не разрезаемом на части» - на древнегреческом языке ἄτομος /атомос/ «нерезанный, неделимый на части».
В Евангелии на древнегреческом языке слово АТОМ встречается только один раз – как обозначение понятия «вдруг, в одно мгновение, которое невозможно разделить на части»: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг (ἐν ἀτόμῳ /эн атомо/ «в АТОМ, то есть в одно неделимое на части мгновение»
А вот что насчет вещества говорит
Григорий Нисский
Ибо решение воли в Боге есть вместе и могущество наперед предызволяющее, чтобы существа пришли в бытие, и предуготовляющее поводы к осуществлению умопредставленного. Посему в деле творения должно представлять себе в Боге все в совокупности, волю, премудрость, могущество, сущность существ. А когда сие действительно так: никто да не затрудняет сам себя, доискиваясь и спрашивая о веществе: как и откуда оно? Ибо, слышим, иные говорят: «если Бог не веществен; то откуда вещество? Как количественное от неколичественного, видимое от незримого, от неимеющего величины и определенного очертания непременно определяемое объемом и величиною? И все прочее, усматриваемое в веществе, как и откуда произвел Тот, Кто в естестве Своем не имеет ничего подобного»?
За первым стремлением Божией воли последовала сущность каждого из существ: небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, земля, живое существо, растения, все, что зримо было Божиим оком, указуемо словом могущества, как говорит пророчество, «знающий все прежде бытия его» (Дан. 13:42).
А вот и про Землю, сказано у святителя:
Так и стихии, хотя иначе относятся одна к другой, но каждая сама по себе «добра зело», потому что каждая сама по себе, по особенному для нее закону, исполнена добра. Земля есть добро; потому что не имеет нужды в гибели воздуха, чтобы ей быть землею, но пребывает с собственными своими качествами, соблюдая себя естественною, от Бога вложенною в нее, силою. Добро и воздух; для продолжения своего бытия не требует он, чтобы не было земли; но довольствуется теми силами, какие в нем по естеству.