Богоподобие по природе

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Нет у Вас пояснение было по природе.
По учению Св. Отцов, то, что природа (сущность) является воипостасным, относится к определению природы вообще (в том числе и божественной).
Повторю определение Масксима Исповедника.

«то, что природа не безыпостасна (ἀνυπόστατον), делает ее не ипостасью, а воипостасной (ἐνυπόστατον)» (Opusc, 16);

«не следует ни воипостасное (ἐνυπόστατον) сводить к ипостаси, ни восущностное (ἐνούσιον) определять как сущность утверждаемое некоторыми “не бывает природы, лишенной ипостаси (ἀνυπόστατον)” говорится ими правильно, но неправильно понимается, будто не лишенное ипостаси сводится к ипостаси, а не созерцается, скорее, в ипостаси» (Opusc, 23).

Если Вы говорите, что природа это общее а ипостась-это частное.То тогда природа является воипостасной, а не ипостасью.
Во Христе была Воля Бога, а не Второй Ипостаси.
Мы даже точнее должны говорить о триединстве Ипостасей, дабы в утверждении Трех Ипостасей, не скатится в трое Божие, или в савелианство, при уравнивании Ипостаси с Лицом, далее сливая Их через единосущее в Абсолютную Монаду.
А так в триединстве, через перихорезис мы лишаем и возможность утверждать троебожие, и савелианский рационализм, и филиокве.
Почему Дамаскин и говорит о воипостасности во Христе, Божества и человечества.Тем самым лишая воспринимать Ипостась Сына в рамках утверждений Аполлинария Лаодикийского.
Если честно я вообще не понимаю о чем Вы пишите. Вы находитесь нам какой-то волне, которая доступна только для Вас самого, а для меня недоступна. В очередной раз убедился, что мне очень трудно с Вами общаться в силу того, что я не понимаю Ваши рассуждения и причину их возникновения. Извините.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Если честно я вообще не понимаю о чем Вы пишите. Вы находитесь нам какой-то волне, которая доступна только для Вас самого, а для меня недоступна. В очередной раз убедился, что мне очень трудно с Вами общаться в силу того, что я не понимаю Ваши рассуждения и причину их возникновения. Извините.
Да вроде никаких своих рассуждений не излагал. Максимально из Св. Отеческого наследия. Где говорится о том, что употребление термина - Богочеловек, вполне корректно. Природы такой конечно не существует, но Ипостась в двух природах - да.
 
Крещён в Православии
Ипостась в двух природах - да.
Ипостась в двух природах, это Божественная Ипостась Слово и Сына. Имя своё Ипостась Слово принемает от Божества, которому подлежит и которым определяется.
Богородица родила Божественную Ипостась Слово по Его человечеству, поэтому Пресвятую Деву величаем Богородицей, ибо Она Бога воплощенного родила, а не Богочеловека.

Богочеловек - это техническое название самого Иисуса Христа, то есть именем Богочеловек технически заменяется имя Иисус Христос, и ничего другого этот технический термин не обозначает и не определяет.
 
Крещён в Православии
А Бог Воплощенный, разве не Богочеловек?
Нет. Воплотился не просто Бог, а Бог Слово. То есть воплотилось Божество, которое созерцается в Божественной Ипостаси Слово. При этом не возникло нового вида с именем Богочеловек.
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Нет. Воплотился не просто Бог, а Бог Слово. То есть воплотилось Божество, которое созерцается в Божественной Ипостаси Слово. При этом не возникло нового вида с именем Богочеловек.
Дело в том, что если Вы в Ипостаси Иисуса Христа будете видеть не Божество, а Вторую Ипостась Троицы, Вам придётся обратится к Св.Отеческому учению, что нет Четвёртого Бога. Об этом кстати и были даны выше Отеческие высказывания.
Ваш подход к термину Богочеловек, базируется на понятии-природа, и всегда вызывает у Вас в силу такого восприятия, раздражение. Хотя он, этот термин, вполне корректен исходя даже хотя-бы из Халкидонского Ороса. О чём и идёт речь.
 
Крещён в Православии
Дело в том, что если Вы в Ипостаси Иисуса Христа будете видеть не Божество, а Вторую Ипостась Троицы, Вам придётся обратится к Св.Отеческому учению, что нет Четвёртого Бога. Об этом кстати и были даны выше Отеческие высказывания.
Ваш подход к термину Богочеловек, базируется на понятии-природа, и всегда вызывает у Вас в силу такого восприятия, раздражение. Хотя он, этот термин, вполне корректен исходя даже хотя-бы из Халкидонского Ороса. О чём и идёт речь.
Сергей, зачем Вы придумываете за меня? Вы от своего какого-то непонятного мне представления интерпретируете мои слова совсем в ином смысле, который я даже предположить не мог.

Я Ипостась Иисуса Христа считаю Божественной Ипостасью Слово. В чем проблема?
 
Последнее редактирование модератором:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Я Ипостась Иисуса Христа считаю Божественной Ипостасью Слово. В чем проблема?
В том,что термин Богочеловек-корректный, богословски корректный, так как в Ипостаси Иисуса Христа, есть Божественная природа, и человеческая.
 
Крещён в Православии
В том,что термин Богочеловек-корректный, богословски корректный, так как в Ипостаси Иисуса Христа, есть Божественная природа, и человеческая.
Во-первых, мной писалось, что термин Богочеловечекая ипостась, это ересь.
Во-вторых, прошу сообщить к чему необходимо относить термин Богочеловек.
 
Православный христианин
Ипостась в двух природах, это Божественная Ипостась Слово и Сына. Имя своё Ипостась Слово принемает от Божества, которому подлежит и которым определяется.
Рискну сказать, что имеет в виду Сергей. Простите, Сергей, если ошибаюсь.
Сергей говорит, что Ипостась Слово является подлежащим или подстоящим для двух природ, Божества и человечества, которые на равных правах выступают как воипостасное. Если подлежащее природы определяется природой и имеет с ней общую качественность, то Ипостась Христа в равной степени становится как Божественной, так и человеческой. Почему бы тогда не называть Ипостась Христа Богочеловеческой? А если ипостась, как подстоящее природы имеет собственную качественность, не определяемую природой, тогда Ипостась Бога Слово Божественная не только по причине Божественности природы, но по причине Божественности Образа Бытия, которым понимается. То же самое относится и к тварным ипостасям. Ипостаси имеют собственную качественнось - тварность. Это тварное бытие, тварной природы. Но по благодати это тварное бытие может уподобиться нетварному.
 
Православный христианин
прошу сообщить к чему необходимо относить термин Богочеловек.
На вопрос "к Кому" ответить легко - ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. А вопрос "к чему" уводит "в высоту, неудобовосходимую человеческими помыслами" и в "глубину, неудобозримую и ангельскими очима"; а а приспособление к человеческим понятиям в этом вопросе - в ересь (что мы наблюдаем в соседней ветке об ААЦ). Помоги всем, Господь!

Ипостась Христа в равной степени становится как Божественной, так и человеческой
Может быть и можно говорить, что Ипостась Бога Слова стала человеком, но Церковь, насколько я понимаю, не говорит, что она стала человеческой ипостасью.
сравни: " Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасью. " (ТИПВ)
"во Иисусе Христе Ипостась Слова или Сына Божия, восприяв на Себя естество человеческое и соединив его в Себе с естеством Божеским, пребывает нераздельно единою Ипостасию обоих естеств". (https://azbyka.org/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/7)
 
Православный христианин
На вопрос "к Кому" ответить легко - ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу. А вопрос "к чему" уводит "в высоту, неудобовосходимую человеческими помыслами" и в "глубину, неудобозримую и ангельскими очима"; а а приспособление к человеческим понятиям в этом вопросе - в ересь (что мы наблюдаем в соседней ветке об ААЦ). Помоги всем, Господь!


Может быть и можно говорить, что Ипостась Бога Слова стала человеком, но Церковь, насколько я понимаю, не говорит, что она стала человеческой ипостасью.
сравни: " Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасью. " (ТИПВ)
"во Иисусе Христе Ипостась Слова или Сына Божия, восприяв на Себя естество человеческое и соединив его в Себе с естеством Божеским, пребывает нераздельно единою Ипостасию обоих естеств". (https://azbyka.org/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/7)
Совершенно верно. Никогда Церковь не употребляет в отношении Христа словосочетание "человеческая ипостась". Межу выражениями "ипостась человеческой природы" и "человеческая ипостась" есть разница. Но если относить именование ипостаси к природе, то этой разницы не чувствуется. Что и демонстрируют некоторые авторы, например той цитаты, которую я приводила. Человеческая ипостась - это конкретный человек, у которого природа - человеческая и бытие - подстоящее этой природы - человеческое, тварное. Это отдельное, особое бытие, которое получает природа вместе с уникальным сочетанием свойств, можно назвать поэтому уникальным бытием или лицом. Но это тварное лицо-бытие. А ипостась человеческой природы может быть и нетварной, так Ипостась Иисуса Христа - Божественное, Нетварное Бытие.
 
Крещён в Православии
Ипостась Слово является подлежащим или подстоящим для двух природ, Божества и человечества, которые на равных правах выступают как воипостасное.
Понятие равенства в данном случае некорректно, да и не уместно. Человеческие душа и тело соединились с Божеством в Божественной Ипостаси Слово, которая как одна из Святой Троицы существует вечно и неизменно. При этом воипостасные человеческие разумная душа и тело соединились не с воипостасным, а с ипостасным Божеством Слово.
Как видно,соединение естеств во Христе Боге осуществляется не так как у человека, когда воипостасные зачатое и образованное тело в утробе матери соединяется с воипостасной душой, даваемой Богом, образуя новую ипостась человека.
Если подлежащее природы определяется природой и имеет с ней общую качественность, то Ипостась Христа в равной степени становится как Божественной, так и человеческой. Почему бы тогда не называть Ипостась Христа Богочеловеческой?
Ипостась определяется природой, которая понимается как нижний вид и принимает ее имя. Но Божественная Ипостась Слово определяется только Его Божеством, как видовой природой единой также для Отца и Святого Духа, но не определяется человечеством, ибо в Иисусе Христе нет человеческого бытия, образованного соединением разумной души и тела в человеческую ипостась.
Человеческая душа и тело получают бытие в Божественной Ипостаси Слово, при этом их природные разности с Божеством не изменяют Божественный образ вечного и неизменного существования Ипостаси Слово. Божественная Ипостась Слово становится из простой сложной, в связи с тем, что дополнительно даёт своё Божественное бытие разумной душе и телу человека. Она всегда остаётся Божественной и никогда не понимается и не делается Богочеловеческой.
А если ипостась, как подстоящее природы имеет собственную качественность, не определяемую природой, тогда Ипостась Бога Слово Божественная не только по причине Божественности природы, но по причине Божественности Образа Бытия, которым понимается. То же самое относится и к тварным ипостасям. Ипостаси имеют собственную качественнось - тварность. Это тварное бытие, тварной природы. Но по благодати это тварное бытие может уподобиться нетварному.
Природа не определяет качественность ипостаси, а скорее наоборот, что тварность ипостаси (создаются ипостаси, а не природы) переносится и на природу. Так Божественность Ипостаси Слово переноситься на человечские разумную душу и тело, но не по благодати, а по их ипостасному соединению с Божеством.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Ипостась определяется природой, которая понимается как нижний вид и принимает ее имя. Но Божественная Ипостась Слово определяется только Его Божеством, как видовой природой единой также для Отца и Святого Духа, но не определяется человечеством, ибо в Иисусе Христе нет человеческого бытия, образованного соединением разумной души и тела в человеческую ипостась.

Ещё раз, природа не определяет качественность ипостаси, а скорее наоборот, что тварность ипостаси (создаются ипостаси, а не природы) переносится и на природу.

Здесь мне кажется два взаимоисключающих утверждения.
1. Ипостась принимает имя природы.
2. Качественность природы принадлежит ипостаси.
Вы пишете, что тварность как качество принадлежит ипостаси, а не природе, и переносится на природу от качества ипостаси. Тогда зачем эта петля в именовании ипостаси, именовать ипостась качеством природы, которое природа получает от ипостаси.
 
Крещён в Православии
Здесь мне кажется два взаимоисключающих утверждения.
1. Ипостась принимает имя природы.
2. Качественность природы принадлежит ипостаси.
Вы пишете, что тварность как качество принадлежит ипостаси, а не природе, и переносится на природу от качества ипостаси. Тогда зачем эта петля в именовании ипостаси, именовать ипостась качеством природы, которое природа получает от ипостаси.
Логика такая.
Существуют только ипостаси. Ипостаси, в которых созерцаются одинаковые свойства объединяются в один вид, который именуются сущностью, природой и формой.
Определение ипостаси осуществляется через вид, в который она входит, то есть меньшее или подчинённое определяется через большее и главенствующее, а также через свойства, которые есть у всех односущностных ипостасей. Ипостась с именем Вячеслав, определяется через вид человек и видовые свойства. Так Вячеслав есть живое существо разумное и смертное.

Создаются только ипостаси, а не природы и сущности. Тварность принадлежить бытию, а значит ипостаси.
Сущее есть все, что существует. Есть тварное сущее - все что Богом приведено в бытие, а ипостаси и есть самобытие. Следовательно тварность от бытия, а не от сущности или природы.
 
Православный христианин
Логика такая.
Существуют только ипостаси. Ипостаси, в которых созерцаются одинаковые свойства объединяются в один вид, который именуются сущностью, природой и формой.
Определение ипостаси осуществляется через вид, в который она входит, то есть меньшее или подчинённое определяется через большее и главенствующее, а также через свойства, которые есть у всех односущностных ипостасей. Ипостась с именем Вячеслав, определяется через вид человек и видовые свойства. Так Вячеслав есть живое существо разумное и смертное.

Создаются только ипостаси, а не природы и сущности. Тварность принадлежить бытию, а значит ипостаси.
Сущее есть все, что существует. Есть тварное сущее - все что Богом приведено в бытие, а ипостаси и есть самобытие. Следовательно тварность от бытия, а не от сущности или природы.
Вот в соответствии с этой великолепно изложенной логикой, когда определение ипостаси осуществляется через вид, Сергей имеет полное право именовать Ипостась Христа, как принадлежащую двум видам - Бог и человек, Богочеловеческой. Не в том смысле, что есть такой вид - Богочеловек, а просто термин для выражения двухприродности. Мне не нравится употребление этого термина, потому что наводит на мысль об ипостаси, как функции от природы, а не ее онтологической основы.
Между тем, если тварность или нетварность принадлежит бытию, то есть ипостаси, то ипостась имеет качественность. Если именовать ипостась по этому ее качеству, то Ипостась Христа - Божественная.
 
Крещён в Православии
Вот в соответствии с этой великолепно изложенной логикой, когда определение ипостаси осуществляется через вид, Сергей имеет полное право именовать Ипостась Христа, как принадлежащую двум видам - Бог и человек, Богочеловеческой. Не в том смысле, что есть такой вид - Богочеловек, а просто термин для выражения двухприродности. Мне не нравится употребление этого термина, потому что наводит на мысль об ипостаси, как функции от природы, а не ее онтологической основы.
Между тем, если тварность или нетварность принадлежит бытию, то есть ипостаси, то ипостась имеет качественность. Если именовать ипостась по этому ее качеству, то Ипостась Христа - Божественная.
Людмила, но Ипостась Иисуса Христа не принадлежит виду человек, и не определяется через этот вид.
Виду человек может принадлежать только та ипостась, которая образовалась из души и тела, и которая ранее до соединения души и тела никогда не существовала.
Ипостась Иисуса Христа, будучи Божественной Ипостасью Слово, существовала всегда, как до Его телесного рождения от Богородицы, так и после Его телесного рождения от Богородицы.
Ипостась Иисуса Христа принадлежит только одному виду - Божественному.

Ипостась не может иметь качественность, но имеет способ своего существования.
У Святой Троицы один и вечный способ существования - Божественный. Этот способ принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу (всем трём ипостасям).
У Иисуса Христа один и неизменный способ существования - Божественный.
 
Православный христианин
Людмила, но Ипостась Иисуса Христа не принадлежит виду человек, и не определяется через этот вид.
Виду человек может принадлежать только та ипостась, которая образовалась из души и тела, и которая ранее до соединения души и тела никогда не существовала.
Ипостась Иисуса Христа, будучи Божественной Ипостасью Слово, существовала всегда, как до Его телесного рождения от Богородицы, так и после Его телесного рождения от Богородицы.
Ипостась Иисуса Христа принадлежит только одному виду - Божественному.

Ипостась не может иметь качественность, но имеет способ своего существования.
У Святой Троицы один и вечный способ существования - Божественный. Этот способ принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу (всем трём ипостасям).
У Иисуса Христа один и неизменный способ существования - Божественный.
Я полностью согласна с выводами, которые Вы делаете. И говорю, как мне кажется, то же самое другими словами. Вы пишете: Ипостаси, в которых созерцаются одинаковые свойства, объединяются в один вид, который именуются сущностью, природой и формой. То есть вид – это природа. Ипостась Христа стала Ипостасью для природы человек, Христос стал человеком, но не принадлежит к виду человек. Почему? Вы говорите: Ипостась Иисуса Христа не принадлежит виду человек, потому что существует всегда, а не образуется из души и тела. Перефразируя это можно сказать, что Ипостась Иисуса Христа это Бытие, которое есть всегда, а не бытие-возникновение. А при чем здесь природа? Это и есть разнокачественные «бытия» - тварное бытие, и Божественное Сверхбытие. Вы фактически отвечаете, что вид ипостаси определяется по «виду» бытия, а не по виду-природе.
 
Крещён в Православии
Я полностью согласна с выводами, которые Вы делаете. И говорю, как мне кажется, то же самое другими словами. Вы пишете: Ипостаси, в которых созерцаются одинаковые свойства, объединяются в один вид, который именуются сущностью, природой и формой. То есть вид – это природа. Ипостась Христа стала Ипостасью для природы человек, Христос стал человеком, но не принадлежит к виду человек. Почему? Вы говорите: Ипостась Иисуса Христа не принадлежит виду человек, потому что существует всегда, а не образуется из души и тела. Перефразируя это можно сказать, что Ипостась Иисуса Христа это Бытие, которое есть всегда, а не бытие-возникновение. А при чем здесь природа? Это и есть разнокачественные «бытия» - тварное бытие, и Божественное Сверхбытие. Вы фактически отвечаете, что вид ипостаси определяется по «виду» бытия, а не по виду-природе.
Как Вы это понимаете?

ТИПВ
«Естество усматривается или одним только мышлением, ибо само по себе оно не существует; или вместе во всех однородных ипостасях, как соединяющее их; и [тогда] называется естеством, созерцаемым в роде; или совершенно то же самое, с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом, будучи одним и тем же с созерцаемым в роде 5. Итак, Бог Слово, воплотившись, как не восприял естества, усматриваемого одним только мышлением, ибо это было бы не воплощением, но обманом и личиной воплощения; так не восприял и естества, созерцаемого в роде, ибо Он не восприял всех ипостасей, но Он восприял то, которое – в неделимом, тождественное с тем, которое – в роде, ибо Он восприял начатки нашего смешения [или плоти]; не то естество, которое само по себе существовало и прежде называлось неделимым и при таких обстоятельствах было Им принято, но то, которое получило бытие в Его Ипостаси».

ФГ
«Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело не принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.

Затем вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение. Петр же, если его разделить на душу и тело, ни душе, ни телу не сообщает своего имени и определения, ибо Петр не есть только душа и только тело, но то и другое в соединении».
 
Православный христианин
Как Вы это понимаете?

ТИПВ
«Естество усматривается или одним только мышлением, ибо само по себе оно не существует; или вместе во всех однородных ипостасях, как соединяющее их; и [тогда] называется естеством, созерцаемым в роде; или совершенно то же самое, с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом, будучи одним и тем же с созерцаемым в роде 5. Итак, Бог Слово, воплотившись, как не восприял естества, усматриваемого одним только мышлением, ибо это было бы не воплощением, но обманом и личиной воплощения; так не восприял и естества, созерцаемого в роде, ибо Он не восприял всех ипостасей, но Он восприял то, которое – в неделимом, тождественное с тем, которое – в роде, ибо Он восприял начатки нашего смешения [или плоти]; не то естество, которое само по себе существовало и прежде называлось неделимым и при таких обстоятельствах было Им принято, но то, которое получило бытие в Его Ипостаси».

ФГ
«Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело не принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.

Затем вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение. Петр же, если его разделить на душу и тело, ни душе, ни телу не сообщает своего имени и определения, ибо Петр не есть только душа и только тело, но то и другое в соединении».

Понимаю так, как написано. Я полностью согласна с тем, что Вы пишете. Просто ищу формулировки, на которые оппонентам нечего было бы возразить. Я бы сказала так.
Все ипостаси определяются и именуются через вид за одним единственным в мироздании исключением, когда вид ипостаси и вид ее естества не совпадают. То есть это какой-то другой вид (вид1), который принадлежит непосредственно ипостаси, и не связан с естеством. Критерием принадлежности ипостаси к виду1 является бытие. Не тварное само по себе существование, а Божественное в Его Ипостаси.
«Бог Слово, воплотившись, … восприял … не то естество, которое само по себе существовало и прежде называлось неделимым и при таких обстоятельствах было Им принято, но то, которое получило бытие в Его Ипостаси»
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху