"...уместно заключить, что
определение нечестивцев вне Царства Славы, представится им куда более человеколюбивым и милосердным решением, нежели противоположный вариант. Таким образом, с этой точки зрения, осуждение грешников на пребывание вне общности святых явится не актом невозможности справедливости Божией склониться перед гласом любви, а именно
проявлением (сопряженной со справедливостью) мудрой и милосердной любви.
Тем не менее, в этой связи возражают: а почему Бог не ограничит Своего наказания грешникам «отстранением» их от Себя и святых? Для чего Бог будет усугублять тяжесть страданий несчастных мучающим действием «бича (Божественной) любви»? Ведь богооставленность уже и сама по себе является страданием, поскольку отчужденность грешника от Бога, как от Источника благ, есть отлучение и от самих вечных благ. Это-де было бы и справедливо, и человеколюбиво: справедливость проявится в том, что, с одной стороны, грешники всё же понесут заслуженное наказание — отчужденность от благ; с другой стороны, отчужденность явится плодом именно их добровольного выбора, а не результатом насильственно навязанного действия со стороны Творца; человеколюбие же обнаружится в том, что Бог не подвергнет грешников дополнительным мучениям «извне» (
просто отстранится — и всё!). В этом случае Бога нельзя будет упрекнуть ни в том, что Он — мучитель (ведь грешники сами отверглись от Источника благ), ни в том, что Он — несправедлив или немилосерд.
Именно так ставит вопрос автор статьи
«Православное понимание вечных адских мучений. Систематическое изложение учения церкви в догматическом ключе», монах Феогност (Пушков). Вот эти странные слова: «
Зачем Богу еще «мучить» тех, кто не выдерживает Его присутствия? Это сравнимо разве что с поступком человека, который направляет поток света на больные глаза другого человека» [20]; и в другом месте: “Апостол Христов говорит о том, что «Бог будет всяческая во всем» после того, как «последний… враг истребится – смерть» (
1Кор.15:26). Бог, Который есть Жизнь, не может Собою наполнить смерть так, чтобы она оставалась смертью. В этот раз Он истребит смерть не так, как в Своем Воплощении: сошествием во ад Логос наполнил Собою пустоту смерти и она «уничтожилась».
Но на Последнем Суде Бог отошлет смерть от Себя в сторону: «И смерть, и ад поверженны в озеро огненное» (
Откр.20:14).
Поскольку зло и тление — это возврат к небытию, к не-сущему, то они и воспринимаются как уже не-сущие, nihilo, ничто. Именно как удаление от Бога, а не
«наполнение Божественной Любовью» понимает образ огненной реки свт.
Григорий Палама: «Оный огнь… подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога. Поэтому Христос не сказал «уйдите», но «идите от Меня», то есть непрестанно удаляйтесь»» [20].
С подобным рассуждением соглашаются и многие представители «западного» богословского мышления. Вот, скажем, как об этом пишет теолог Миллард Эриксон: «Основную характеристику ада в противоположность небу можно определить как отсутствие Бога или изгнание из Его присутствия. Это переживание сильнейшей муки, независимо от того, выражается ли она в физическом страдании, душевных мучениях или в том и другом. Страданиям погибших способствуют и другие факторы. Один из них — чувство одиночества, связанное с тем, что человек увидел славу и величие Бога, осознал, что Он есть Господь всего, а затем был отринут и лишен Божьего присутствия. Он понимает, что это отделение вечное. Нравственное и духовное состояние грешника тоже вечное. То, к чему он пришел к концу своей жизни, будет продолжаться всю вечность. Нет никаких оснований надеяться на изменение к лучшему. В результате человеком овладевает чувство безнадежности» [9, с. 1044-1045]."
Итак, по соображению монаха Феогноста,
пребывание грешников будет автономным от Бога: «В этом «ничто» никак не может быть явлено присутствие Божие. Творец предоставил автономию искавшим ее, и они все далее и далее уходят от Него в своем тлении»