Священномученик Петр Скипетров, пресвитер
Житие
Священномученик Петр родился 4 июня 1863 года в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника Иоанна Скипетрова. После окончания Шуйского духовного училища Петр поступил во Владимирскую Духовную семинарию, которую окончил в 1884 году. В 1883-1884 годах Петр Иванович служил псаломщиком в одном их храмов во Владимире. 8 февраля 1884 года он обвенчался с девицей Антониной, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт-Петербурге Николая Заозерского.
18 февраля 1884 года Петр Иванович был рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору; в 1886 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1890 году. В 1892 году он был рукоположен во священника к церкви во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Ольденбургского.
В 1898 году отец Петр был переведен в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Стеклянном заводе. Храм был возведен на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. 23 июля 1888 года в главку часовни, где находилась икона, ударила молния и возник пожар. Когда огонь погас, все увидели, что икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» не только уцелела, но и обновилась. Кроме того, на иконе оказалось одиннадцать монеток, которые расположились овалом вокруг изображения Богоматери. Весть о необыкновенном явлении быстро облетела город, и в часовню потянулись толпы богомольцев; по молитвам верующих стало совершаться множество чудес. В 1893 году император Александр III пожертвовал землю, прилегавшую к часовне, и началось строительство храма, закончившееся в 1898 году.
Кроме приходского служения отцу Петру приходилось исполнять многие епархиальные послушания: с 1886 по 1892 год он преподавал Закон Божий в начальных Санкт-Петербургских училищах; с 1895 по 1897 год исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны; с 1901 года был законоучителем в Громовском приюте преподобного Сергия; с 1907 года — следователем 5-го столичного благочиннического округа; с 1914 года — членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии.
В 1912 году отец Петр был назначен настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За ревностное и беспорочное служение он был возведен в сан протоиерея.
В начале января 1918 года большевистское правительство стало готовиться к изданию антихристианского декрета об отделении Церкви от государства. Известие об антицерковном содержании предполагавшегося декрета быстро дошло до верующих, и 10 января митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) направил советскому правительству письмо, в котором выразил свою тревогу по поводу содержания готовящегося декрета. В ответ Ленин потребовал от своих подчиненных скорейшей доработки текста декрета.
В то же время советское правительство распорядилось предпринять практические шаги по применению декрета, начав со столичной Александро-Невской Лавры. В субботу 13 января 1918 года во время поздней литургии в покои наместника Лавры епископа Прокопия (Титова) явился отряд матросов и епископу было заявлено, что все помещения в Лавре будут изъяты в пользу советских учреждений, сохранится только богослужение.
15 января на имя епископа Прокопия пришло распоряжение комиссара наркомата призрения Коллонтай, — одной из известных блудниц в большевистском правительстве, пропагандировавшей идею публичного разврата, — что все помещения и капиталы Лавры будут реквизированы.
16 января назначенный большевистским правительством комиссаром Лавры Иловайский потребовал от наместника сдачи всего лаврского имущества. Епископ Прокопий отказался исполнить беззаконный приказ. 17 января представители от братии Лавры начали вести переговоры с Коллонтай, но она категорично заявила, что отменить предполагаемого захвата Лавры не может.
19 января (1 февраля) в начале второго часа дня в Александро-Невскую Лавру прибыл комиссар Иловайский в сопровождении двенадцати солдат и пяти кронштадтских матросов. На соборной колокольне звонари ударили в набат, на него отозвались колокола ближайших церквей — Борисоглебской, Знаменской и Скорбященской. Отовсюду к Лавре стал стекаться народ. Иловайский арестовал епископа Прокопия. В это время в келье наместника находились четыре монаха, члены лаврского совета. Епископ Прокопий был выведен из кельи и заключен под стражу в одном из помещений Лавры, а к четырем монахам была приставлена стража из четырех красногвардейцев. Иловайский вышел во двор Лавры, где его тут же окружила разъяренная толпа, и дело, вероятно, могло бы окончиться расправой над ним, если бы не находившиеся рядом монахи, которые стали успокаивать народ, а затем один из монахов, загородив собой комиссара, провел его окольной тропинкой к солдатам прожекторной команды, располагавшейся в одном из зданий Лавры. Одновременно с Иловайским покинули Лавру и красногвардейцы.
Вскоре на помощь захватчикам прибыл из Смольного грузовик с красногвардейцами, вооруженными двумя пулеметами. Этот отряд снова возглавил Иловайский. Пулеметы были поставлены на лаврском дворе напротив храма в честь Сошествия Святого Духа. Все это время продолжал звучать лаврский набат. По звонарям было сделано несколько залпов, но набат продолжался. Тогда Иловайский с красногвардейцами вошли в наполненную богомольцами церковь. Иловайский, узнав, где вход на колокольню, поднялся наверх и, угрожая оружием, согнал с колокольни звонарей. Красногвардейцы внизу стали изгонять из Лавры богомольцев. Раздалось несколько выстрелов. Один из богомольцев был ранен.
В это время к Лавре направился протоиерей Петр Скипетров, намереваясь пройти к митрополиту Вениамину. В воротах Лавры священника встретил его сын и стал уговаривать, ввиду могущих быть беспорядков, не идти далее, но отец Петр не обратил на это внимания и направился к главному входу в покои митрополита. Увидев, что его путь преградили несколько вооруженных красногвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им оружием, отец Петр вступился за женщин и стал увещевать красногвардейцев не производить насилия над верующими и укорять их за издевательство над народными святынями. Один из красногвардейцев направил револьвер на священника и в упор выстрелил ему в лицо. Пуля попала в нижнюю челюсть и прошла в шею.
Отец Петр, потеряв сознание, упал, и тут же подоспевшие люди уложили его на носилки и перенесли в лаврскую больницу. Положение раненого, однако, было настолько тяжелым, что он был отправлен в лазарет, находившийся на Невском проспекте неподалеку от Лавры. Там его посетила супруга, а затем митрополит Вениамин, который благословил смертельно раненого священника. Отец Петр открыл глаза, узнал митрополита, но уже что-либо сказать не мог. Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья священника к 10 часам вечера резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут протоиерей Петр скончался.
21 января 1918 года тело убитого священника было перенесено в Скорбященскую церковь. В выносе тела и совершении заупокойной всенощной участвовал митрополит Вениамин с викариями и многочисленным духовенством. 21 и 22 января у гроба отца Петра побывали тысячи людей и непрерывно служились панихиды «об убиенном за веру православную рабе Божием протоиерее Петре».
Тело убитого священника предполагалось похоронить рядом со Скорбященской церковью, где он служил много лет, но вечером 21 января в местный комиссариат были вызваны священник, исполняющий обязанности настоятеля Скорбященской церкви, церковный староста и председатель церковного совета; им было вручено в письменном виде распоряжение властей не хоронить покойного вблизи храма, так как неподалеку протекает Нева и может произойти загрязнение воды. Узнав об этом распоряжении, митрополит Вениамин благословил похоронить протоиерея Петра на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
На следующий день, 22 января, в Скорбященской церкви состоялось отпевание убиенного протоиерея. Служение литургии и отпевание возглавил митрополит Вениамин, ему сослужили епископы Прокопий и Артемий[1] и двадцать пять священнослужителей Петрограда. После отпевания гроб с телом убитого священника по благословению митрополита Вениамина был пронесен по тому пути, которым шел отец Петр к мученическому венцу в последний день своей жизни. В Троицком соборе Лавры была отслужена панихида, а затем лития на том месте, где пролилась кровь священника. Протоиерей Петр Скипетров был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
В статье, опубликованной сразу же после похорон пастыря, профессор Александр Бронзов[2] писал: «...По крайней мере, не забудем, не должны забыть данного им его мученическою кончиною всем нам урока! Будем же учиться у него, как и нам жить, как и нам смело и безбоязненно проповедовать Христа, Его слово правды. Будем поддерживать в себе, подобно ему, искорку божественную, чтобы не превратиться нам в существ, думающих только об одном материальном, об одном Молохе...
Для нас личности, подобные отцу Петру, всегда будут светлыми маяками, одно воспоминание о которых всегда благотворнейшим образом станет действовать на нас и будет охранять нас от ошибок, от слабости, от падений...»
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 156–162
Примечания
[1] Артемий (Ильинский), епископ Лужский, викарий Петроградской епархии.
[2] Бронзов Александр Александрович (1858-1919), духовный писатель. Обучался в Новгородской ДС и СПбДА, был преподавателем Курской ДС и СПбДС. С 1894 г. состоял профессором СПбДА по кафедре нравственного богословия. Опубликовал около 950 статей, в основном по вопросам этики. Сочинения: «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к учению о нравственности»; «Прп. Макарий Египетский. Его жизнь и мировоззрение» (докторская и магистерская диссертации, 1899); переводы прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна Златоуста.
Источник: fond.ru
Богослужения
Служба священномученику Петру, пресвитеру Петербургскому
Составитель: игумен Нестор (Кумыш)
Стихиры на Господи воззвах, глас 4-й:
Отрасль пречестная земли Владимирския,/ пастырь столицы брегов Невских,/ учитель трудолюбный закона Божия,/ молитвенниче усердный Царицы Небесныя,/ священномучениче Петре,/ кровь свою за Христа во граде нашем пролиял еси,/ сего ради почитаем и ублажаем память твою.
Хулителей веры не убоялся еси,/ голос свой пастрыский в защиту народных святынь возвысил еси,/ и гонителей Церкве бесстрашно обличил еси,/ люди церковныя от насилия тех избавити хотя,/ и абие, яко спелый клас, пожат был еси,/ яко жертва непорочная,/ принесеся Господеви чистая и пламенная душа твоя,/ освятившая светом любве Божия сердца нас, поющих тя.
"Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице"/ сице взывал еси Пресвятей Деве, Богоматере,/ пред пречистою и чудотворною Ея иконою./ И ныне, молим тя, отче наш Петре,/ не забуди нас, с любовию творящих честную память твою,/ но вознеси о нас молитвы твоя Владычице мира,/ да помилует и спасет люди Своя,/ мирови мир ниспошлет и душам нашим велию милость.
Слава и ныне, богородичен.
Тропарь, глас 5-й:
Пастырю добрый града нашего,/ апостолу верховному тезоименитый,/ Господеви ревностно и благоговейно служивый,/ свыше от Бога бесстрашие духа приим,/ кровию своею лавру Невскую освятивый,/ священномучениче Петре,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Канон
Песнь 1
Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда, Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море: Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Един из первых приявый жребий новомученический, святе Петре, един из первых сердца верных дерзновением своим утвердивый, молися Христу Богу нашему, да укрепит и нас в вере православной, к славословию твоему тщащихся.
Образ бесстрашнаго исповедания имени Господня явил еси нам, отче наш Петре, образ истиннаго ревнования о правде Христовой, буди ходатай и предстатель о душах наших, яко и нам утвердитися неколебимо в любви Божией.
Лавра Невская освятися кровию твоею честною, мучениче Петре. Взирающе на кончину твою, прославляем Христа Бога нашего и веселия духовнаго исполняемся, творяще память твою, пастырю дивный града нашего.
Богородичен: Преславная о Тебе глаголашеся в роде родов, яже Бога Слова во чреве вместивши, чиста же пребываеши, Богородице Мария. Тем Тя вси чествуем, по Бозе предстательство наше.
Песнь 3
Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
В годину лютую и посреде гонений беспримерных ревности Илииной подражая, отче Петре, обличил еси безумие хулителей дерзких, нивочтоже вменяя страх человеческий, сего ради во веки ублажаешися.
Поборниче веры православныя, людей церковных защитителю, подражал еси в житии твоем святителю Христову Николаю, сего ради улучил еси кончину мученическую, еюже наследовал еси Царство Небесное.
Долг христианский исполняя, сына своего, преграждавшаго ти путь к пролитию крове, отстранил еси, исполнив заповедь Христову: "иже любит чадо свое паче Мене, несть Мене достоин".
Богородичен: Яко небо и престол Тя Божий, воспеваем вси, Богородительнице Чистая, яко из Тебе явися Иисус Христос Истина.
Седален
Яко проповедь последняя стаду твоему, яко прощальное назидание в вере, яко завещание пребывати даже до крове во Истине отзвучала есть во стенах обители Невския честная кончина твоя, Петре священномучениче, молися о нас Христу Богу, да пребудем до самаго исхода нашего в поучении твоем.
Слава и ныне, богородичен.
Божественная скиния была еси Слова, Едина Пречистая Мати Дево, чистотою ангелы превозшедшая, паче всех мене персть бывша, осквернена плотскими прегрешеньми, очисти молитв Твоих божественными водами, подающи, Чистая, велию милость.
Песнь 4
Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе твоей слава, Человеколюбче.
Радуйся, земле Петербургская, имущи честныя останки священномученика Петра, веселися и ты, лавра Александро-Невская, яко ты еси место подвига новаго угодника Божия, освятившаго люди правоверныя сиянием любви Христовой.
От святителя Вениамина на смертном одре благословение приим, преселился еси от жизни временней в живот вечный, идеже едина правда Божия живет, поминай нас, совершающих святую память твою, яко и нам вышния славы улучити.
"За веру и Церковь Православную убиенный" – тако молися о тебе святитель и исповедник патриарх Тихон. Имея душу светлую и непорочную, священномучениче Петре, удостоился еси от Господа великия чести быти убиенным за Христа.
Богородичен: Безневестная Дево, и Чистая и нескверная Мати Христа Бога, Того непрестанно моли, спасти души поющих Тя.
Песнь 5
Вскую мя отринул еси, от Лица Твоего, Свете незаходимый; и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго. Но обрати мя и к свету заповедей Твоих, пути моя направи, молюся.
Со всеми новомученики Российскими предстоиши ныне пред престолом Божиим, святе Петре, молися Господеви утвердитися стране и граду нашему исповеданием веры истинныя.
Чудотворней иконе Богоматере служение прилежно в житии твоем совершая, чистотою и благоговением исполнился еси, пастырю Петре, моли избравшую тя Царицу Небесную, удостоитися милостей от Нея и нам, неключимым рабом Ея.
Провидя благолепие души твоея, отче наш Петре, изнесе тя Господь, яко свещу возженную, на средину храмины и постави тя на свещнице церковнаго почитания, в просвещение людем христоименитым.
Богородичен: Яко Царицу вси и Царя всех рождшую, приидите со ангелом Благословенную почтим.
Песнь 6
Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спсения моего.
Не оскуде никогда же земля наша верою и благочестием, се и в последняя времена, якоже и в первыя, украсилася есть святыми, живот свой за Христа и ближних положившими, ихже яви премудрость Божия во дни смуты великия.
"Любы никогдаже отпадет", – тако помышлял еси на всяк день в сердце твоем, священномучениче Петре. Сею любовию вдохновленный, в последний день жития твоего к месту своего убиения безбоязненно шествовал еси.
Утешал еси в жизни временней души страждущих и грехми обремененных, ихже Владычица мира чудотворною иконою к Себе привлекаша. Уврачуй убо, пастырю добрый, скорби и недуги наша, елеем святых молитв твоих.
Богородичен: Быхом общницы Божественному естеству, Пречистая, божественным рождеством Твоим: и покой небесный со ангельскими чинми Тя восхваляющими, во Христе наследовахом.
Кондак, глас 8-й:
Яко избранника Владычицы нашея Богородицы/ и прилежнаго служителя чудотворнаго Ея образа, просиявшаго во граде на Неве,/ яко дерзновеннаго предстателя о людех православных,/ живот свой за ближних положившаго,/ почитаем тя, священномучениче Петре,/ ты бо еси Церкве нашея преславное украшение.
Песнь 7
Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе, пояху: благословен еси Боже отец наших.
Во дни пришедшаго на ны гнева Божия не пощаде Господь многия святыни Своя, обаче не до конца прогневася Бог на люди Своя, но яви нам новых угодников Своих и изведе из-под спуда, яко некое сокровище, честныя мощи их, ради верных раб Своих.
Неугасимая лампада бысть возжжена на месте упокоения твоего, святе Петре, светящая во мраке нощи неверия и отступления, и тьма безбожия не объят ю, яко да светит всем хотящим ходити в законе Господнем.
Почитающи святую память твою, отче наш Петре, прославляем Бога нашего, даровавшаго нам утешение велие прибегати к тебе несумненною душею во всех обстояниих и печалех жизни нашея.
Богородичен: Се ныне исполнися богоглаголиваго проречение: во утробе бо, Дево, Бога Слова имела еси, и родила еси Жизнодавца, Емуже вси зовем: благословен Бог отец наших.
Песнь 8
Седмерицею пещь халдейский мучитель, богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею, спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки.
Сонм новомученик Российских сияет в небесах светом велиим, в немже и ты, мучениче Петре, живот свой за други и Христа положивый, блистаешь, яко камень драгий, лучами благодати Божией.
Благодать Господня осия тя, егда вшел еси в лавру Невскую, в нейже хулители веры бесчинства творяху, и незримо руководяше послушную душу твою к подвигу мученическому.
Почи на главе твоей Дух Свят, отче Петре, и дерзновенна и небоязненна сотвори тя пред лицем гонителей и осквернителей Церкве Христовой, и введе тя в живот вечный, идеже ныне со всеми святыми веселишися.
Богородичен: Одожди ми, Пречистая, грехов оставление, посети мя немощствующа и влаема напастьми житейскими и страстьми телесными.
Песнь 9
Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя Богородицу ангелов и человек чиноначалия величают.
Не со оружием и дрекольми изшел еси на супостаты, но с пламенною верою и упованием на Бога Жива, Иже тя сотвори мученика и новаго ходатая о душах наших.
Красен путь твой, новомучениче Петре, имже шествовал еси к венцу небесному, светла победа, юже дарова ти Господь на убивавших тя, в бегство обратившихся с места убиения твоего.
Егда порази тя рука безбожных, высшим спокойствием просия лик твой, во уверение людей церковных, яко в пролитии крове своея предначертание Божие добре исполнил еси.
Богородичен: Радуйся, присноживотный источниче нетления, радуйся, всесветлый Облаче Солнца мысленнаго; радуйся, носило Божества всего: радуйся, Ковчеже священия.
Источник: Живой Журнал. Уставщик
Служба новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.
В 1951 году Православной Церкви Чешских земель и Словакии предоставлена автокефалия.