О том, сколь спасительно сокрушение сердца и печаль о грехах
1 (14) апреля
(Слово о покаянии грешных)
Не напрасно слово Божие и св. Отцы, говоря о нечистоте души, сравнивают ее с нечистотою телесною, и не напрасно, говоря о покаянии грешника и об очищении скверн греховных покаянием, сравнивают это очищение с омовением телесным. В самом деле: как нечистота телесная вредна для здоровья, неприятна для постороннего взора и может быть болезненно заразительною для других, так и нечистота греховная и убийственна для души, и противна людям добродетельным, и также может быть пагубна для многих. И как омовение телесное способствует здоровью тела и делает вид его светлым и приятным, так и омовение души от скверн греховных способствует спасению души и бывает благотворно и для посторонних, подавая им спасительный пример, возбуждая в них доброе соревнование. Еще прибавим: омовение тела можно совершить скоро; равно, когда коснется благодать Божия сердца грешника, скоро совершается и омовение души. Последнее мы покажем примером.
Блаженный отец Павел, именуемый Простый, передавал следующий случай из своей жизни. Раз он пошел в некоторый монастырь навестить братию и пришел в то время, когда они входили в церковь к богослужению. Так как он обладал даром прозорливости, то и узнавал, кто в каком виде и с каким расположением духовным входит в храм. Он видел, что все входили с светлым лицом, и Ангелы-Хранители с радостью сопровождали их. Но тут же он увидел некоторого брата, входящего в церковь черным, бесов, надругающихся над несчастным, и Ангела, издалека следующего за ним. Смотря на это, Павел опечалился и горько заплакал. Братия сие заметили и стали умолять, чтобы преподобный открыл им причину плача и вошел в церковь. Но Павел не дал им ответа и остался по-прежнему у врат церковных. Кончалась служба, все вышли из церкви, с ними и брат грешный. Но каково же было удивление Павла, когда он увидал его чистым и светлым, бесов, далече от него отстоявших, и Ангела Божия, сопровождающего его с великою радостью! Павел начал громко славить Бога; иноки окружили его, и он рассказал им, в каком состоянии он увидел входящим упомянутого брата и в каком – выходящим. После этого и самый брат был спрошен и передал следующее: «Я человек грешный и все дни жизни моей, даже доселе, провел в скверных деяниях. Но, вошедши ныне в церковь, я услышал чтение из книги пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь – удалите злые деяния ваши от очей Моих – перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды. Тогда, если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю. И если послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1, 16–19). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: «Ты един еси, Боже, пришедый на землю грешныя спасти! Якоже прежде пророком глаголя, се ныне делом скончай о мне, грешном и недостойном. Се бо отселе, даю Ти слово, обещался усты и сердцем исповедался, яко не имам к тому того сотворить зла, но отметаюся всякого беззакония, и поработаю Ти с чистою совестью. Днесь убо, Владыко, приими мя кающегося и отгребающася от всякого зла». «И с сими мыслями, – закончил речь свою инок, – я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить». Все прославили Бога.
Так, братие, скоропоспешен Господь на милость к истинно кающимся! Прославим Его неизреченное милосердие и не преминем воспользоваться им. Поспешим к благодатному источнику и омоем нечистоту душ наших. Ибо, когда сильно загрязнится тело, должно непременно скорее омыть его, чтобы нечистота не произвела болезнь. Но несравненно более мы должны заботиться об очищении души от нечистоты греховной, чтобы грехи не возобладали над нами, не обратились в смертоносную болезнь и не лишили душу благодатной жизни. Воспрянем же от сна греховного и отверзем Христу сердца наши. По Своему неизреченному милосердию, Он несомненно придет и очистит нас и обитель в нас сотворит, и тогда возрадуемся радостью велиею, и радости сей никтоже возьмет от нас. Аминь.