Пророк Дании́л
Дни памяти
Житие
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан.3:26-90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан.9:18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан.2:44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан.9:24-27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан.12:1-12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Жития и книги в библиотеке
- Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила свт. Димитрий Ростовский
- Память святого пророка Даниила, истолковавшего таинственные знамения Божии и возвестившего два пришествия Мессии иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л льво́м па́стырь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Велики веры свершения! В источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим, как овец, явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!
Кондак, глас 3
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая./ Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров;// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.
Перевод: Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Львов укротил ты, брошенный в ров, потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Даниил, славный.
Каноны и Акафисты
Проповедь дня
- Прот. Григорий Дьяченко. Св. пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил.
Богослужебные (литургические) особенности
Особенности службы.
Служба пророка Даниила и 3-х отроков по знаку является шестеричной, однако имеет две отличительные черты:
- На «Господи, воззвах…» и на стиховне вечерни и утрени после стихир поются вместо Богородичных стихиры предпразднства;
- Если 17 декабря случится в Неделю праотец, то служба пророку не отменяется (как это происходит со службами другим святым при таком совпадении), но соединяется с Неделей Праотец. Это происходит потому, что данные службы – родственные; у них много общих песнопений (тропарь, канон отрокам, стихиры), в обеих службах особое место уделено прославлению трех отроков.
Даниил — «муж желаний».
В песнопениях пророк Даниил часто называется «мужем желаний»: в службе 17 декабря два таких песнопения: стихира 6-го гласа «Даниил, муж желаний…» и тропарь 4-й песни канона «Свяще́нну жи́знь пожи́в, Богоявле́нне, жела́ний муж наре́клся еси́…»; в службе Недели святых отец повторяется стихира «Даниил, муж желаний…», в службе Недели праотец говорится о «Данииле пророке желаний» (стихира на «Слава» на «Господи, воззвах…»). Откуда это интересное и загадочное выражение?
Оно взято из самой книги пророка Даниила; в этой книге именование «муж желаний» употребляется трижды: Дан.9:23,10:11,19. Впервые оно используется в 9:23 как раз в том месте, где дается знаменитое откровение о семидесяти седминах. Контекст помогает понять значение этого почетного эпитета.
Существительное חֲמֻדוֹת («хамудот») множественного числа и происходит от глагола חָמַד («хамад»); этот глагол достаточно известный, используется в 10-й заповеди (Исх.20:17: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего …»), а производное от него существительное – в известном пророчестве: «и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами» (Агг.2:7). Во множественном числе существительное חֲמֻדוֹת обозначает сокровище, нечто особо драгоценное. В приложении к человеку Даниилу смысл такой: Архангел Гавриил возвещает пророку, что как только тот начал молиться, Господь уже послал одного из высших Своих Ангелов для того, чтобы тот лично возвестил ему ответ. Такая быстрая реакция Господа связана с тем, что Даниил – драгоценнейший, любимый Господом пророк; эту любовь Божию пророк заслужил своей верностью и предыдущими подвигами. Потому и в библейских переводах «муж желаний» передается как «возлюбленный» или «драгоценный человек».
* * *
Богослужение этого дня, на первый взгляд, построено по схеме самой обычной службы двух памятей малых святых в один день. В службе содержатся два цикла стихир на «Господи, воззвах», два канона, два кондака; общий порядок — как у вседневной службы.
Однако совсем нетрудно заметить, что все не так просто. Во-первых, служба сопровождается собственной Марковой главой, как у особенно значимых церковных памятей. В этой Марковой главе разъясняется, как совершать богослужение, если Неделя праотцев выпала на 17е декабря (Неделя отцев на эту дату выпасть не может). Оказывается, память пророка Даниила и Вавилонских отроков в этом случае, в отличие от памятей всех прочих святых (кроме случая храмового праздника), вовсе не опускается или переносится на другой день, но остается на своем месте, соединяясь с воскресным днем и памятью праотцев (более того, при таком соединении даже отменяется канон всем святым праотцам).
Во-вторых, хотя циклы стихир, каноны и кондаки в службе приведены как у двух памятей, тропарь у них — общий, Велия веры исправления… Это тот же тропарь, что и у службы Недели святых отцев (а кондак отрокам — общий и для памяти отроков, и для Недель праотцев и отцев, и имеет очень интересную историю возникновения).
В-третьих, богородичны на «Господи, воззвах», на стиховне вечерни и утрени в этой службе заменены на песнопения Рождеству Христову — как в важнейших службах ап. Андрею Первозванному, свт. Николаю Мирликийскому, Зачатия праведной Анны.
Так, на «Господи, воззвах» поется:
Приидите вси, Христово Рождество предпразднуим верно!
И мысленне пение, яко звезду, предлагающе
Волхвов славословия с пастырьми возопиим:
«Прииде избавление человеков из девственных ложесн,
верныя призывающее».
(В современной греческой Минее на этом месте стоит другая стихира, Вертепе благоукрасися…, взятая из служб Недели святых отцев и свт. Николая Мирликийского)
На стиховне вечерни:
Даниил, муж желаний[1],
Камень, без руки отсечен[2] , видев Тя, Господи,
— Младенца, без семене рождена[3].
Пронарече Тя, из Девы воплощенна Слова,
Непременнаго[4] Бога и Спаса душ наших.
(В современной греческой Минее на этом месте стоит другая стихира, Восприими, Вифлееме…, взятая из службы ап. Андрея Первозванного)
Об особенном значении пророчеств Даниила, включая описанное им чудо с Вавилонскими отроками, как в свете предстоящего Рождества Христова, так и Великого поста и Пасхи, уже говорилось выше. Но есть у этой памяти еще и специальное значение: когда-то Рождественский пост у мирян длился около недели, то есть начинался примерно тогда, когда и празднуется память пророка Даниила.
Язычники в эти дни когда-то праздновали сатурналии; соответствующие традиции, как это часто бывает с народными обычаями, переходили и в христианскую среду, поэтому установление Церковью строгого поста на этот период имело целью, в том числе, вытеснение следов язычества.
Сатурналии, как видно из названия, посвящались Сатурну, он же Кронос; это языческое божество в эллинистический период отождествилось с Хроносом (буквально «время») и поэтому с ним увязывались рассуждения о природе времени.
В свою очередь, пророк Даниил, предсказавший время Рождества Христова и пророчествовавший о последовательности исторических эпох и будущем конце времен — недаром самая первая христианская хронология, авторства св. Ипполита, содержится в толковании именно на Книгу пророка Даниила — давал христианский ответ на эти рассуждения.
В службе пророку и отрокам встречается целый ряд отсылок к теме поста: Предукрепив тело твое постом неослабным… (стихира пророку на «Господи, воззвах»), Питастеся убо словом душевне… паче питающихся дебелыми снедьми (тропарь канона отрокам), и т. д.
Тема же некоего периода времени, который сейчас наступил, поднимается в славнике на «Господи, воззвах»:
Приведый же нас на обхождение лета (εἰς τὴν περίοδον τοῦ χρόνου) Господь, да сподобит ны достигнути и в Господский и честный день Рождества Христова.
Священник Михаил Желтов. Индиктион
Примечания
[1] См. об этом имени пророка Даниила здесь
[3] Образ отсеченного без участия человека камня понимается как пророчество о безмужном рождении Христа
[4] Имеется в виду, что Божественная природа никак не изменилась при Боговоплощении
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11