Священномученик Арка́дий (Ершов), Екатеринбургский, епископ
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
24 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых
Житие
Епископ Аркадий (в миру Александр Павлович Ершов) родился 15 августа 1878 г. в семье священника церкви с. Рождественское (теперь с. Каширино) Кунгурского района Пермской области. Вскоре после рождения мальчика отец его Павел Ершов обменялся со священником о. Михаилом Покровским местами служения, и семья Ершовых переехала в с. Сабарку Суксунского района Пермской Области. Здесь маленький Саша и провел свое детство. Около 1898 г. он поступает в Пермскую Духовную Семинарию, по окончании которой принимает священный сан.
В "Пермских Епархиальных ведомостях" за 1902 г. за № 14 в отделе "перемены по службе" записано: "Рукоположен в сан священника к церкви Банновского села Кунгурского уезда, окончивший курс Пермской Духовной Семинарии Александр Ершов 24 марта". Известно, что о. Александр проходил в последствии свое пастырское служение в церкви с. Шляпники Ординского района. Это было около 1905 г. Старожилы рассказывали, что это был в то время молодой и "очень бойкий" священник.
В период первой мировой войны он был в действующей армии полковым священником, исполняя в то же время должность корпусного благочинного.
Около 1917-18 годов о. Александр служит в с. Степанове (ныне с. Ленск) Кунгурского района. В эти годы умирает его жена. Отец Александр остаётся с двумя малолетними дочерьми - Людмилой и Музой, которые, несмотря на все трудности того времени, скрывая свое происхождение, сумели в последствии получить в Ленинграде высшее образование.
С 1919 или с 1920 г. о. Александр служит настоятелем в церкви Всех Святых г. Кунгура.
Начались годы обновленческого раскола, в который уклонилось большинство священнослужителей Пермской Епархии. Обстановка для Православия была крайне неблагоприятная. Православный Пермский епископ Стефан (Знамеровский) в 1923-26 годы фактически не руководил епархией из-за ненормального отношения с гражданской властью. Пермская Епархия осталась без православного Архиерея. Нечто подобное происходило и в соседних епархиях Урала, и хотя обновленческие приходы управлялись своими архиереями, в ведении которых оказалось большинство храмов, но верующий народ относился к ним с большим недоверием, или в большинстве просто не пошел за ними. Обновленческие храмы были полупустые. Зато те храмы, в которых служили православные священники, были всегда переполнены.
В то время среди мирян, верных Православию, было много выходцев из простого народа, которые обходили приходы Епархии и всенародно обличали обновленческих священников в измене Православной Церкви. Среди них особенной ревностию отличались: гражданин г. Кунгура Василий Феодорович Бабиков, личный друг будущего епископа Аркадия; крестьянин с. Сороки Кинделинского с/совета Кунгурского района Павел Иванович Уткин, который был членом поместного собора Русской Православной Церкви 1917-18 г. от мирян Пермской Епархии; крестьянин с. Кылосово Кунгурского района Константин Феодорович Дейков, обучавшийся на миссионерских курсах при Белогорском монастыре. Были и другие ходоки, имена которых теперь уже неизвестны. Благодаря их неустанным и самоотверженным трудам многие священники, уклонившиеся в раскол, снова возвращались в Православие. Но всем было ясно, что приходы должны иметь свою главу - православного епископа.
С этой целью 13 июля н.ст. 1923 г. в день Собора славных и всехвальных 12 апостолов во Всехсвятской кладбищенской церкви г. Кунгура после совершения Божественной литургии состоялось собрание духовенства и мирян, на котором был выбран епархиальный совет "неприемлющих обновления".
В летописи Всехсвятской церкви г. Кунгура говорится, что это собрание было созвано "по благословению трех епископов", но каких - неизвестно. Председателем епархиального совета был избран настоятель Всехсвятской церкви г. Кунгура - протоиерей о. Александр Ершов. К этому времени он уже был известен как активный противник обновления. Как об этом свидетельствуют очевидцы, в разговорах об обновлении он говорил: "я ещё не преклонил колена пред Ваалом". Эти слова весьма ярко характеризуют его личность и твердое убеждение стоять на занятой позиции, которой он и держался до конца своей жизни.
На этом собрании было решено обратиться к Патриарху Русской Православной Церкви Тихону с просьбой назначения в г. Кунгур православного епископа. В случае если у Патриарха подходящего кандидата не будет, Кунгурский епархиальный совет решил иметь своего. С этой целью в начале обратились к известному всем верующим в городе своей благочестивой жизнью и безупречным пастырским служением настоятелю Скорбященской церкви г. Кунгура протоиерею о. Александру Коровину. Но отец Александр отказался от предлагаемого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство.
К великому прискорбию православных города, через год раскольники сумели склонить его на свою сторону, и он в 1924 г, стал обновленческим епископом здесь же в г. Кунгуре, предварительно приняв монашество с именем Серафима.
После отказа о. Александра было предложено быть кандидатом во епископа отцу Александру Ершову. Понимая необходимость дела, он дал согласие. Следует заметить, что подбор кандидатов во епископа происходил в тайне.
Донести до патриарха Тихона ходатайство о постановлении православного епископа на Кунгурскую кафедру было поручено члену епархиального совета Павлу Ивановичу Уткину, как бывшему участнику Поместного Собора. И вот на второй неделе Великого поста в 1924 г. П. И. Уткин в сопровождении протоиерея Александра Ершова выехали в Москву. Делегация была принята Патриархом Тихоном, который, выслушав просьбу, заявил, что у него нет кандидата. Однако, указывая на отца Александра, Святейший сказал: "Вот он и будет у вас епископом".
Вскоре был совершен монашеский постриг, и отец Александр принял новое имя - Аркадий.
17 марта 1924 г. сам Святейший Патриарх Тихон возглавлял хиротонию архимандрита Аркадия во епископа Кунгурского.
К великой радости православных г. Кунгура, в праздник Благовещения Божией Матери 1924 года епископ Аркадий после торжественной встречи паствой совершил свою первую литургию в Успенском храме города. Этот храм был им объявлен кафедральным собором.
Местные гражданские власти зарегистрировали нового епископа. Положение Православия в городе стало укрепляться. Верующие в воскресные и праздничные дни до предела заполняли Успенский кафедральный собор, в то время как огромный Богоявленский кафедральный храм и прочие храмы города, занятые обновленцами, почти пустовали.
По свидетельству очевидцев, преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником - изъяснял слово Божие, обличал раскольников, участвовал в проводившихся в то время диспутах с атеистами. В дни памяти Св. Великомученицы Параскевы и Св. Мученика Мины он ввел совершение в буквальном смысле всенощного бдения по Афонскому уставу. Эти святые считаются небесными покровителями Кунгура, ибо первый городской храм был построен и освящен в память Св. Великомученицы Параскевы. А Св. Мученику Мине был посвящен один из храмов города, стоящий рядом с Успенским.
На эти службы съезжались всегда по несколько десятков священнослужителей, и приходило множество народа. В Великий пост Владыка ввел совершение "пассий", которых раньше в Кунгуре не знали.
Имя епископа Аркадия широко разнеслось среди верующих Урала. К нему стали приезжать с просьбой принять их под свое духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов не только из Пермской, но, по современному административному делению Урала, из Свердловской, Челябинской, Кировской областей.
Протодиакон Всехсвятской церкви г. Кунгура Арсений Пантелеймонов свидетельствует, что он сопровождал епископа Аркадия в поездках для совершения богослужения не только в близлежащие от Кунгура города и селения Пермской области, но и в такие города, как Пермь, Свердловск, Нижний Тагил, Верхотурье и т.д.
В это время Кунгурская Епархия состояла из 1000-1200 православных приходов. Огромный авторитет епископа Аркадия вызвал соответствующую реакцию со стороны обновленческого священства. Начались интриги завистливых лиц, в том числе со стороны соборного протоиерея Алексия Попова (впоследствии публично отрекшегося от Бога в г. Кирове), жалобы в Патриархию клеветнического характера, вследствие которых епископ Аркадий 23 января 1929 г. был переведен в г. Омск, затем в Чебоксары.
С ноября 1931 года епископ Аркадий – официально признанный властями управляющий Свердловской епархией, Правящий Архиерей Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви. Однако в этом качестве епископу Аркадию суждено было пробыть всего две недели - он был арестован и этапирован в Омск, где приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.
В апреле 1935 года, после освобождения, епископ Аркадий был возведен Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием в сан архиепископа (Свердловского и Ирбитского). Но был отстранен от церковного управления, не допущен к месту своего архиерейского служения - в город Свердловск и проживал на покое, а фактически, под домашним арестом, в поселке Балмошная в пригороде города Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.
29 сентября 1935 г. арестован. 22 октября 1935 г. уволен на покой.
21 января 1937 г. постановлением Особого совещания НКВД приговорен к пяти годам лишения свободы. 28 октября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД по Новосибирской области приговорен к высшей мере. Расстрелян 3 ноября 1937 г. в г. Новосибирске.
Источник: pstgu.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?