Постный день. Глас 5-й
- Прор. Заха́рии и праведной Елисаве́ты, родителей Иоанна Предтечи (I)
- прмч. Афана́сия Брестского, игумена (1648)
- Убиение блгв. кн. Гле́ба, во Святом Крещении Дави́да (1015)
- мчч. Фифаи́ла, и сестры его Фиве́и (Виве́и) (98–138)
- мч. Сарви́ла
- мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308)
- мчч. Евве́нтия (Иувенти́на) и Максима воинов (361–363)
- мчч. Урва́на, Фео́дора и Меди́мна и с ними 77 мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370)
- мч. Авди́я (Ави́да) в Персии (V)
- Иконы Божией Матери: Оршанская (1631)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Отшельник пришел как-то в деревню, где было полным-полно неверующих. Его окружила толпа, в основном молодежь, призывавшая его показать, где же обитает Бог, столь глубоко им чтимый.
Он сказал, что может это сделать, но сначала пусть дадут ему чашку молока.
Когда молоко поставили перед ним, он не стал его пить, а демонстративно долго и молча глядел на него. Молодые люди проявляли нетерпение, их требования становились все настойчивей. Тогда отшельник сказал им:
Говорят, в молоке содержится масло, но в этой чашке, как я ни старался, его не увидел.
Молодежь стала смеяться над его, как им показалось, необразованностью.
— Глупый ты человек! Не делай таких нелепых заключений. В каждой капле молока содержится масло, оно и делает его питательным. Чтобы получить и увидеть его, нужно вскипятить молоко, остудить его, добавить простокваши, подождать несколько часов, чтобы оно свернулось, потом сбить и извлечь масло, которое появится на поверхности.
— Ах так! — сказал аскет. — Теперь мне гораздо легче объяснить вам, где обитает Бог. Он — повсюду, в любой точке пространства, в каждом существе, в каждом атоме Вселенной. Благодаря Его благой воле и благодаря причастности Ему все они существуют. И если вы хотите ощутить Его присутствие, вам нужно верить в Него и следовать Его Заповедям. Тогда вы ощутите Его благость, милость и Его могущество.
Основы православия
Тема 261. Добродетель целомудрия.
Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.
До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть – из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.
Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос – Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух – душа – тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.
Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» – «σωτηρία» – имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление, приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.
См. подробнее: Целомудрие.
Практический совет
На все события своей жизни христианину следует смотреть в первую очередь через призму взаимоотношений с Богом. Это событие – попущение или благословение, испытание или наказание? Какого поступка ждёт Бог от меня в данной ситуации, как мне поступить по-христиански? К сожалению, люди обычно рассматривают ситуации лишь с точки зрения взаимоотношений между собою.
Яркой иллюстрацией этого совета может служить эпизод из жития свт. Иоанна Милостивого. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал его и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, святитель приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?»