Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1)
Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего – самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой – свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.
Притча дня
Пустая сума
Пришел однажды к мудрецу человек, который хотел посвятить свою жизнь служению Богу и людям, но в своих деяниях причинил много бед.
– Я настоящий неудачник, – сказал человек, вздохнув. – Я весь в шишках невезения.
– Ты в своей добродетели, – сказал мудрец, – похож на бедняка, который хочет умилостивить встречных путников. Твоя дорожная сума пуста. И в этом кроется несовершенство твоих поступков. Даю тебе ценный совет – заботься о своей душе, обогащай ее радостью служения Богу, собирай в душе лучи Его благодати. Лишь тогда ты принесешь людям пользу. Чем больше ты соберешь небесного богатства в свою суму, тем больше ты сможешь раздать его в этом мире.
Основы православия
Тема 88. Действенность Таинств и богослужений не зависит от личной святости священнослужителя.
Священнослужитель — лишь проводник благодати, а её источник — Бог: он передаёт не людское Богу, а Божие людям.
Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав и качество пищи. Но от него зависит, придет человек сюда ещё раз или нет (от повара это зависит само собой!).
Священный сан не даёт гарантии святости, поэтому, чтобы не соблазняться, нужно чётко разделять божественное и человеческое в Церкви. Даже среди 12-ти Апостолов Христовых был Иуда-предатель.
Донатисты считали, что действительны и действенны только те Таинства, которые совершаются праведными священнослужителями. Эта ересь осуждена собором 314 г.
Практический совет
Чем отличается молебен от панихиды?
На молебнах молятся о живых, а на панихидах – об усопших. Перед началом молебнов и панихид верующие подают записки с именами тех христиан, о ком молятся.
Молебны служатся Господу, Божией Матери, святым Ангелам и угодникам Божьим. Благодарственные молебны служатся только Богу. В молебных пениях Церковь освящает и благословляет стихии (воду, воздух, огонь и землю), жилище и другие места обитания православных христиан, пищу и предметы, начало и завершение какой-либо деятельности, духовное и телесное здоровье человека.
Панихида служится перед кануном, молящиеся стоят с зажжёнными свечами.