Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«Иже щадит жезл свой, ненавидит сына...: любяй же наказует прилежно» (Притч.13:25).
Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре.
Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья. Даже наука будто бы без этого нейдет. Что же это должно быть за наука такая?
Притча дня
Скупец
Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую сумму денег. Каждый день приходил он караулить свое сокровище, чтобы его никто не украл.
Но однажды рабочие обратили внимание на странное поведение этого человека, проследили, куда он ходит, и украли деньги.
Впал человек в страшное уныние. Целыми днями сидел он возле входа в подвал и лил слезы.
Мимо проходил мудрый старик. Узнав, что случилось, он дал бедняге камень и сказал: «Вот тебе камень, храни его в стене и успокойся. Для тебя это будет то же самое, что и сокровище. Раз ты свои деньги все равно не тратил, значит, для тебя нет никакой разницы между деньгами и камнем».
Основы православия
Тема 90. Чем святой человек отличается от порядочного?
Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).
Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.
См. раздел: Нравственность и духовность, о понятии Доброта.
Практический совет
Вот обычный, к сожалению, случай. Подходит ко мне одна дама и говорит: «Мне на Страстной неделе нужно поехать за границу, там живет мой сын, и у него юбилей свадьбы. Я уже билеты купила и, конечно, туда поеду. Но вот как мне сделать так, чтобы с наибольшей пользой для души провести это время?» Я говорю: «Чтобы провести это время с наибольшей пользой, вам не нужно никуда ехать». Она огорчилась: «И тогда сына обидеть, да?» Я думаю, надо тогда договаривать: мнимая обида сына воспринимается как нечто более реальное, чем настоящая обида Бога. Сына мы боимся обидеть, не приехав к нему на юбилей свадьбы на Страстной неделе, а Бог и так потерпит. Это ведь все немного понарошку. Там живые люди, а тут – обряд. Если мы так к этому будем относиться, то итоги нашей духовной жизни именно такими и будут.
Есть даже особая разновидность греха, которой дьявол поражает людей занятых. Как ни Страстная или первая неделя Великого поста – свадьбы, похороны, друзья, встречи выпускников, и никого нельзя обидеть! Бога только можно.
прот. Александр Абрамов