Скрыть
И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3, 14 И рех: видех и се свещник злат, и светильце верху его, и седмь светильник верху его. Златой свещник, по обыкновенному толкованию, означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками были теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном златой свещник представляет нам образ святого креста; светильце на верху его есть Церковь; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть: Апостолы, Пророки, учители и приявшие дарование чудотворения, исцеления, правления и заступления (1Кор. 12:28).

И седмь чашиць светильников. И две маслины едина одесную светильца его, и едина ошуюю. И рече ко мне: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли. Семь чашиц у светильника изображают, что труд, какой приимет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, потому, что все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают дух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние и назидающих и назидаемых; две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ иудейский и народы языческие.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-5 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

Так как видение было такого рода, что требовало истолкования, и смысл явления заключался не в нем самом, но в чем-то другом подразумеваемом, то пророк и спрашивает: что это, господин мой? Если бы этот вопрос от­носился к самому явлению, то он был бы неоснователен. Разве не знаешь, что такое светильник и что такое маслина? Пророк и спрашивает не о том, что он видел, но о том, что созерцал. Что это, господин мой? На это ангел отвечает ему во­просом: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Он искренно сознается в своем неведении и получает на­ставление в истине. Он — брат того евнуха, которого Филипп спрашивал: разумеешь ли, что читаешь? А тот чистосердечно отвечает: как могу разуметь, если кто не наставит меня (Деян.8:30,31)? Что это, господин мой? И (пророк) отвечает: не знаю, господин мой. Что же означают эти две масличные ветви — с правой и с левой стороны светильника? Вот что они означают, говорит он, объясняя масличные ветви, а вместе с маслинами объясняя и то, что означает светильник. Будь вниматель­нее. Светильник стоит, а пред ним — ветви масличные; ангел же в своем объяснении представляет ветви предстоя­щими не светильнику, а Богу, значит светильник есть образ Бога, или вернее, Спасителя нашего и Его спасительного воплощения. Ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах.4:13,14), — не светильнику, как было в видении, а Господу всей земли. Семисвещным изображается светильник для озна­чения спасительного воплощения Господня, потому что действи­тельно светильником была владычняя плоть, просвещенная седмичисленными дарами Святого Духа. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень. Какой? Многоразличный по сво­им действиям и обильный по природе. Почиет на нем Дух Господень. Здесь разумеется существо, самый Дух Святый, а далее гово­рит (пророк) о дарах Его: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис.11:1,2). Вот эти-то семь даров Святого Духа, почивших на божественной плоти Владыки, и были в про­образе намечены семью светильниками. Почему же семь светильников? Для того, чтобы обозна­чить силу проявлений Св. Духа. Немного далее пророк Захария говорит: те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю (Зах.4:10).

Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–7 И сказал он мне: Что ты видишь? И сказал я: Я видел, и вот светильник весь из золота, и лампада его на верху его и семь светильников его на нем: семь и семь трубочек у светильников, бывших на вершине его. И две маслины на нем: одна с правой стороны лампады, а другая с левой стороны ее. И отвечал я, и говорю Ангелу, говорившему во мне, так: Что это, господин мой? И отвечал Ангел, говоривший во мне, и сказал мне: Разве ты не знаешь, что это? и сказал я: Нет, господин мой. И отвечал он мне и сказал так: Это слово Господне к Зоровавелю, говорящее: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь воинств: Кто ты, гора великая? пред лицем Зоровавеля [ты] – равнина. И выведет он камень первоначальнейший и сравнит благодать с благодатию его

Ангел, пробудивший Захарию, как человека, который встает от сна, спрашивает, что он видит, с тем, чтобы, – через вопросы [пророка] через незнание его и переспрашивание о предмете видения и через его слова: Что это, господин мой?, – мы узнали от него: Это есть слово Господне к Зоровавелю: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь. Итак, сначала разъясним, обозревая по порядку то, что думают об этом Евреи, от которых мы научились Ветхому Завету; а потом чрез них как бы по степеням вступим на вершину [или: в пределы] Церкви. Под тяжелым золотым подсвечником они разумеют Закон (νόμον); а под лампадой, т. е. пламенем, горящим и светящим на вершине подсвечника, Христа, Который есть Глава Закона и просвещает весь мир. Семь светильников на подсвечнике суть семь даров благодати Святаго Духа, о которых мы выше сказали, что на одном камне семь очей. Ведь никто не сомневается, что Закон написан по внушению Святаго Духа. А семь трубочек, в которых заключается масло, текущее в светильники, находящиеся на подсвечнике, они хотят рассматривать как схождение с неба к людям этих даров благодати. А две маслины на подсвечнике с правой и левой стороны, между которыми сияет лампада, это – Закон и Пророки. Итак как пророк рассказал видение свое, не зная смысла видения, то и спросил говорящего в нем ангела, т. е. просвещенный от Бога разум. Действительно, это и есть наш ангел, который разумным пониманием указывает нам волю Божию и говорит: «Что это, Господи мой?» Но ангел не разъясняет видения пророка, когда был спрошен им, и на его вопрос дает новый вопрос: «Разве ты не знаешь, что это?» и получив в ответ: «Не знаю», отвечает уже сам: Это слово Господа к Зоровавелю, говорящее: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь. Итак, настоящим разъяснением видения является слово Господне, говорившее: не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем. Не воинством и не множеством воинов, но Духом Божиим возвращен народ из плена и должен быть далее возвращаем, а враги должны быть побеждены. А следующие за тем слова: Кто ты, гора великая? пред лицем Зоровавеля [ты] – равнина понимают в отношении к диаволу, который стоял по правую сторону от Иисуса, чтобы противодействовать ему, и возносился пред Зоровавелем и народом Иудейским. Но он обращен в равнину и унижен, и лежит у ног Израиля, ибо Бог изведет камень первоначальнейший, т. е. Иисуса Христа, Сына Своего, который всегда будет помощью для народа Израильского. И благодать Его, т. е. камня, в тех, которых Он вывел из плена, сравнится с благодатью Его, которую Он всегда проявлял к отцам их. Такое толкование мы находим у Евреев. А теперь рассмотрим то, что изложено в толкованиях у мужей, принадлежащих к Церкви. Золотой подсвечник из чистейшего золота они понимают в смысле Церкви, которая в святых писаниях отыскивает смысл и значение более, чем слова. А что разумеется под золотом, это показывают крылья и перья голубя в шестьдесят седьмом псалме: они сияли блеском золота (Пс. 67:14). Под лампадой они также понимают Христа, Который сияет в Церкви; Он сам о себе сказал: Никто не зажигает светильника и поставляет его под спудом [или: четвериком – зерновой мерой] (Мф. 5:15), т. е. под мерилом Закона, но на подсвечнике, т. е. на евангельской свободе, чтобы он светил всем, находящимся в доме. Под семью светильниками и их трубочками, чрез которые течет масло, они также понимают благодатные дары Духа Святаго, чрез которые Церковь воспринимает елей милосердия Божия и всех добродетелей. Под двумя маслинами на подсвечнике они разумеют Моисея и Илию, которые беседовали с Господом на горе и показали, что Он имеет пострадать в Иерусалиме (Мф. 17:3,12), ибо всякий Закон и пророк проповедует о страдании Христовом. Другие под двумя маслинами с правой и левой стороны понимают Закон и Евангелие, именно: Евангелие с правой стороны и Закон – с левой, о чем говорится в Песни Песней: Левая рука Его под головою моею, а правая Его обнимает [или: будет обнимать] меня (Песн. 2:6). А под горой весьма многие из наших понимают диавола и антихриста, который осмелился стоять перед лицом Зоровавеля (от него имел родиться Христос) и превозноситься, и говорить в Евангелии: Все это передано мне, и я дам Тебе, если Ты, падши, поклонишься мне (Мф. 4:9). Господь, простирая его у ног Своих и усмиряя гордость его, и отвергая, говорит: Отступи от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему ты будешь поклоняться и тому единому будешь служить (Мф. 4:10 и Втор. 6:13). В Евангелии они указывают в пример лунатика – [бесноватого]; когда апостолы не могли исцелить его, и спрашивали, почему они не могли исцелить его, то слышат [от Господа]: Истинно говорю вам, если будете иметь веру, как горчичное зерно, и скажете горе сей: Перейди отсюда, то она перейдет и не будет ничего для вас невозможного. Этот же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:19–21). В этом месте под горой ясно показывается диавол. Другие же с немалым безрассудством то, что очевидно говорится о диаволе, относят ко Христу, Который в святых писаниях очень часто называется горой. Нет необходимости представлять примеры [этого], которых очень много. Впрочем, такие толкователи вводятся в заблуждение тем, что у Семидесяти написано: Кто ты, гора великая, пред лицем Зоровавеля, чтобы исправлять? [они думают], что гора эта перед лицом Зоровавеля, т. е. происходящая от потомства Зоровавеля, сама имеет исправить мир, и что к ней именно относится написанное далее: Изведу камень наследия, о котором сказано: Ты ecu устрояющий наследие Мое Мне (Пс. 15:5), и в другом месте: Избрал нам наследие свое красоту Иакова, которую возлюбил (Пс. 46:5) и снова: Иаков сделался уделом Господа и Израиль мерою наследия Его (Пс. 104:11). И во втором Псалме: Господь сказал мне: Сын Мой ecu ты: Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое (Пс. 2:7–8). Изведет же Господь камень первоначальнейший, о котором написано: В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог и: Все было через Него, и без Него не было ничего (Ин. 1:1,3). А слова: Уравняет благодать с благодатию Его имеют такое значение. Мы все воспринимаем от полноты Его, и [одну] благодать вместо [другой] благодати: благодать Закона вместо благодати Евангелия, так что одинаковую благодать и равный дар получают, как верующие от Израиля, так и народы языческие. Посему и Гавриил говорит Марии: Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1:30) и апостол Павел пишет: Благодатию вы спасены чрез веру (Еф. 2:8). И евангелист Иоанн говорит: Закон чрез Моисея дан был, благодать же и истина Иисусом Христом были (Ин. 1:17).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 И обратися Аггел глаголяй во мне, и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего: и рече ко мне: что ты видиши? и рех: видех и се свещник злат весь, и светилце верху его, и седмь светильник верху его, и седмь чашиц светильником верхним его: и две маслины верху его, едина одесную светилца его, и едина ошуюю

Употребленное здесь выражение: «обратися» мы будем понимать не относительно места, что было бы совершенно нелепо, напротив будем разуметь переход, очевидно, духовный от одного из двух видений непосредственно к другому и ближайшему. Поелику в этом особенно случае требовалась неослабная и превышающая силы человеческого духа трезвенность: то Бог сообщил пророку тонкую внимательность, когда говорящий в нем Ангел наставлял его, так что казалось, будто он пробудился от сна. Таково состояние нашего духа; оно гораздо ниже состояния, свойственного святым ангелам, так что можно сказать, что состояние их есть бодрствование, а состояние наше – пребывание во сне. Когда божественный ангел увидел, что воля и ум (пророка) устремлены к этому, так что он мог достаточно тонко уразуметь видение; то он начал спрашивать, говоря: что он думал о том, что ему показано. Тогда пророк делает самое безошибочное изображение видения, говоря, что он видел свещник весь золотой; вверху же его светильник и семь светилен и такое же число чашечек для них, и две маслины, одну по правую сторону светильника, другую же по левую сторону. Никакого другого, более ясного изложения этого видения невозможно было бы сделать. Итак, желающие тщательнее вникнуть во внутренний смысл видения должны постараться как можно больше обратить внимания на объясняемое и привести это в надлежащую связь со сказанным прежде. Бог всяческих сказал, что Он «ров изрыет и осяжет всю обиду земли оныя в день един», и побуждает других созывать друг друга под виноград и под смоковницу. Определяя цель этого пророчества, мы говорили, что для не уверовавших и безумно отвергших спасение чрез Христа ископан как бы некий увлекающий в погибель ров – хуления над крестом и вина убийства Христа; ибо они, убив нечестиво Христа, погибли жалкие; а возлюбившим явление Его даны утешение и наслаждение; и чего из таких благ не досталось им? Ибо они находились в церквах, как под смоковницами и виноградными лозами. Но вот пророк созерцал смысл таинства и другим способом. Мы говорим, что золотой свещник есть опять церковь, как пользующаяся почтением в мире, как весьма славная добродетелями и весьма возвысившаяся догматами истинного богопознания на верху ее «светилце», то есть Христос, о Котором Бог Отец говорит: «Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дондеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжется» (Ис.62:1). Это светило, освещающее всю поднебесную, Бог и Отец поставил на свещнице, «да все входящие свет видят и да светит всем, иже в храмине суть» (Лк.11:33; Мф.5:15). Семь светилен, имеющих не собственный свет, но заимствованный и внешний, и поддерживаемый посредством подливания масла, – знаменуют святых апостолов и евангелистов и последующих учителей церковных, получающих от Христа просвещение ума и сердца, как бы некоторые светильники, и питаемых дарованиями Духа, и распространяющих свет живущим в доме, и освещающих всех верующих. Заметь, что у семи светилен были чашечки, при помощи которых в них вливался елей, а «светилце» чашечки не имеет. По какой причине? потому что это – свет истинный, Сын, получивший возможность освещать не внешним, заимствованным, данным от другого светом, но Сам по природе Своей сущий свет. А что у святых свет заимствованный и именно у Него, в этом удостоверит премудрый Иоанн, говоря: «от исполнения его мы вси прияхом» (Ин.1:16). Будучи истинным светом, Сын называл светом мира и тех, которые сделались участниками Его блеска: потому что Он сказал святым апостолам: «вы есте свет мира» (Мф.5:14). Две маслины, находящиеся одна по правую, другая по левую сторону светильца знаменуют как бы два народа, стоящие вокруг Христа: ибо как помилованные они удостоены были такого положения. Одни были от доброй маслины, то есть от синагоги иудейской, другие же произошли от маслины дикой, то есть из толпы язычников: но привившись к доброй маслине они сделались общниками сока корня, по слову блаженного Павла (Рим.11:17). Обрати внимание на то, как на свещнике вместе с светильцем были и светильники и две маслины, ибо в церкви вместе с нами пребывает Христос и помилованное множество уверовавших осиявается от Него светом и освещается светильниками, которые имеют заимствованный от Него свет. Надобно знать, что в сооружении святой скинии находился золотой свещник, имеющий семь светильников. Бог повелел Аарону, говоря: «спреди светилника от южныя страны да светят седмь светила» (Исх.8:2); ибо не тем, которые находятся позади свещника, дается освещение от лампад, но находящимся как бы пред лицом Христа чрез веру. Посему Иудеи, находящиеся как бы позади и за стеною его, имеют помраченный ум: а уверовавшие из язычников имеют лампады спереди: ибо им подавалось чрез святых освящение свободное, ничем непреграждаемое. В первой скинии горела одна лампада, что указывает нам на то, что законное руководительство уступает (в значении) евангельскому наставлению. Обрати внимание на то, что находившимся в первой скинии светила одна лампада, а бывшим во святом святых семь лампад и светильце как бы посылали весьма обильный свет.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1-3. И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее

Во всем этом прикровенно изображалось нечто иное. Ибо «светильник весь из золота» показывал теперь Ангел Пророку, как образ Божественного Промышления, которое управляет и небесным и земным; «семь лампад», равночисленные семи дням недели, представляют собою непрерывность и непрекращаемость Божия Промысла; «семь трубочек», изливающие елей, означают преизобильную щедроту Божия человеколюбия. Так «чашечкой» Ангел прикровенно давал разуметь все озаряющую благодать, и «двумя маслинами», процветшими с обеих сторон, наименовал царский и священнический сан, благоукрашенные божественною благодатью, и двумя ветвями, простирающимися до светильников, – Иисуса и Зоровавеля, которые происходили, один от священнического, а другой от царского колена, поскольку же для тех, которые водятся человеческими помыслами, казалось невероятным и крайне сомнительным, что такое малое число людей, бедных, едва наконец избегших продолжительного оного плена, совершат такое число столь доблестных подвигов; то Бог обещание Свое подтверждал показуемым Пророку, научая сим, что успех зависеть будет не от их силы, но от Его благодати. И сему истолкованию научены мы Самим Владыкою, показавшим Пророку оное видение. 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его

По толкованию Кейля, семь лампад представляют образ избранного народа, который светит пред Господом светом своего богопознания и освещает тьму языческого богоневедения. Самый светильник, в таком случае, знаменует внешнее устройство ветхозаветной церкви; а елей, поддерживающий горение в лампадах, и проистекающий от них свет - символы Духа Божия. Светильник, виденный пророком, имеет особенные приспособления для того, чтобы свет его лампад никогда не угасал за недостатком елея, знаменующего оставляющую Церковь силу Духа Божия. В существенных чертах, изложенное понимание, по св. Ефрему, «златый свещник… означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство. Две маслины, из которых одна - на правой стороне светильника, а другая - на левой, означают двух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой - на священство. Под семью светильниками св. Ефрем разумеет трех послепленных пророков и лиц, упоминаемых в VI:10 кн. Захарии (стр. 223-224, ср. Феод. 86).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-3 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.

Новое видение, показанное пророку, изображало славное состояние общества, очищенного, по предшествовавшему видению, от грехов. Пророк видит золотой светильник, наверху его находится чаша или круглый сосуд для масла, по сторонам его семь лампад – по три с каждой стороны и одна в средине, к каждой лампаде от верхней  чаши проведено по семь трубочек, через которые в лампады льется масло из чаши. Возле светильника растут две маслины – одна по правую сторону, а другая по левую. Маслины эти имеют своим назначением доставлять масло в чашу. Таким образом светильник и был похож со светильником, стоявшим в скинии, потому что, подобно этому светильнику, был золотой и с семью лампадами и был отличен от него, так как имел чашу и трубочки и масличные деревья, так что мог без содейства человеческого постоянно снабжать сам себя маслом, нужным для горения, чего не имел светильник скинии. Что же означал такой светильник? Что в созерцании его должен был усматривать пророк? Иоанн Богослов видит в откровении семь золотых светильников и посреди их подобного Сыну человеческому, Который и объяснил ему тайну этих светильников. «Семь светильников», по Его объяснению, означали «семь Церквей», из которых в то время состояло новозаветное общество. Таковое же значение имел и светильник скинии с его семью лампадами, которые зажигались каждый вечер и в продолжении целой ночи светили. Горящие лампады служили образом общества или народа Божия, которое долженствовало перед лицом Иеговы светить светом своего боговедения и сиять в ночи богоотчужденного мира. Как ученики Христовы, так и общество Божие ветхозаветное имело своим призванием быть светом мира, светить, как светит светильник, и своим светом просвещать человечество. В таком же значении является светильник и перед пророком. Как сосуд, носящий лампады и доставляющий им возможность светить, он означал собою ту богоустановленную форму, в которой светящиеся лампады могли неуклонно достигать осуществления своего предназначения, – он означал собою царство Божие с его внешней формальной стороны, означал Церковь, как богоустановленный  организм, вступая в который общество Господне могло прочно существовать и верно идти к предназначенной ему цели. Силу для горения и сияния лампады получают через масло, наполняющее их. По своему свойству укреплять тела и возвышать энергию духа масло в священном писании является символом Духа Божия, поскольку Он действует в мире, действенно обитает в Церкви. В этом же значении и здесь является масло в светильнике. Но оно льется здесь без содействия человеческого, оно притом льется непрерывно и льется бесконечно. Это говорило пророку, что отныне общество Господне снабжено от Бога всеми условиями, необходимыми для того, чтобы его члены могли во всякое время постоянно гореть и через то светить, что дочь Сиона отныне на веки будет преизобиловать дарами Духа Божия, что царству народа Божия предназначено вечное и славное существование.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible