Скрыть
Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11–14 И отвечал я и сказал ему: Что значат эти две маслины на правой и на левой стороне подсвечника? И отвечал во второй раз, и сказал ему. Что значат две ветви масличные, которыя находятся вблизи двух золотых рожков, на которых чашечки из золота. И он сказал мне так: Разве ты не знаешь, что это? И сказал я: Не знаю, господин мой. И он сказал мне: Это два сына помазания, которые предстоят Владыке всей земли

На вопрос пророка, что значат две маслины, из которых одна стояла на правой стороне подсвечника, а другая на левой, Господь или ангел Господень не хотел отвечать ему. Пророк понимает это и спрашивает во второй раз: Что значат эти два масличных отростка, или дне ветви масличные? Он спрашивает о меньшем, ибо не удостоился услышать большего. А две ветви находятся в ручках двух наконечников и завитков вроде клюва, которые по-еврейски называются sinthoroth [или: sinthuroth] (ענחרוח), а по-гречески μυξωτῆρες [ноздри]; эти два μυξωτῆρες , на которых было два отростка, или две масличные ветви, были из чистейшего золота. И когда пророк спрашивает и о двух ветвях, и в свою очередь слышит вопрос от ангела, знает ли он, что обозначают две ветви, и говорит ему: Нет, Господи, то ангел Господень отвечает: Это суть два сына помазания, – как хотел Симмах, или, – как перевел Акила, – ςτυλπνότητος , т. е. блеска, или, – как передали Семьдесят, – πιότητος , т. е. тучности, или, – как истолковал Феодотион, – λαμπρότητος , т. е. сияния, – которые предстоят Владыке всей земли. О двух маслинах, бывших по правую и левую сторону лампады, мы сказали выше. И посему пророк, ныне вопрошающий об этом, не удостоивается услышать ответа, так как не останавливается над раньше сказанным, или потому, что неясно высказанное там он хочет здесь выслушать более отчетливо, или же потому, что молчанием ангела отвергается его упорство, направленное к тому, чтобы знать больше. Впрочем, Евреи утверждают, что он, спрашивая о маслинах, не услышал ничего потому, что спрашивал не так, как должно (non bene), и не всё, что должен был знать. Наконец, уже после он спрашивает более полно и с прибавкой отростки или ветви маслин, о которых прежде умолчал, – ибо так он говорил: Что значат эти две маслины, а здесь спрашивает: Что значат эти две ветви маслин, – это в переносном смысле (μεταφορικῶς), ибо под отростками маслин разумеются настоящие деревья и как колосья в колючках, они поднимаются вверх, прикрытые некой оградой ветвей и листьев. Некоторые из наших под двумя маслинами понимают Сына и Духа Святаго, а под лампадою в средине – Бога Отца. Но я не знаю, как это без богохульства можно принимать одного по правую, а другого по левую сторону. Под ветвями же, или под отростками маслин различают воплощение Спасителя и уподобление голубю Духа Святаго, потому [будто бы], что мы можем не видеть [сих] маслин в целом виде, а только некоторую их сторону, так что нам показаны, так сказать, самые незначительные отросточки; в воплощении Сына и явлении Духа Святаго. Другие видят в этом два Завета в том смысле, что в одном духовный смысл, а в другом телесный, и в том, что не все Евангелие и не весь Закон мы можем разъяснить, и ныне отчасти познаем и отчасти пророчествуем (1Кор. 13:9), но еще не можем понимать совершенного. Есть и такие, которые под двумя ветвями маслин, или двумя отростками и сынами тучности или сияния понимают священство и Закон, подающие радость всей земле. Другие – Эноха и Илию, из которых один был богоугоден в необрезании, а другой в обрезании и оба были живыми взяты на небо (Быт. 5:24 и 4Цар. 2:11–12). Вместо слов: блеск, елей (помазание), тучность и сияние в Еврейском читаем isaar (יעהר) подобно тому, как в псалмах мы читаем написанное о радости и блаженстве святых: Они упивались от изобилия, или от тучности дома твоего (Пс. 35:9), ибо слово πιότης; [или: πιότητος] обозначает скорее тучность, чем изобилие. Мы изложили это, насколько могли, и насколько могли усвоить (ferre) наши [сторонники], имеющие природный ум, вкратце излагая различныя мнения и евреев, и наших; а если кто скажет нечто лучшее, то и мы охотно примкнем к лучшему.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-14 И отвещах и рех к нему: что суть две маслины сия, яже одесную свещника и ошуюю? И вопросих вторицею, и рех к нему: что суть две ветви масличны, яже в руку двух усекалниц златых возливающих, и возношающих чашицы златыя? И рече ко мне, не веси ли, что суть сия? и рех: ни, Господи. И рече: сии два сынове тучности, предстоят Господеви всея земли

Ум святых очень любознателен. Посему Пророк не оставляет без внимания ничего из показанного ему в видении, но ко всему относится с большим любопытством и о каждой подробности основательно расспрашивает: на что она хочет указать. Итак, имеющему такое стремление должно было быть устами ангела объяснено, символом чего было стояние маслин по правую и левую сторону светильца. О сем старается он и просит научить его. Обрати внимание, как присовокупляет второй вопрос и как вопрос превращает в несомненную уверенность. Ибо в начале он упоминал о двух маслинах; но подробнее рассматривая очами ума видение, он упомянул не о маслинах, напротив о ветвях маслин. И так искусно вопрошающему является блаженный Ангел и называет их двумя сынами тучности за то, что они радуются и изобильно пользуются елеем от Христа и в изобилии получают благодать Духа; Ибо мы помилованы, туне оправдавшись чрез веру и сделавшись общниками Его божественного естества чрез причастие Св. Духа. Итак, в елее и светильниках указывается основание и существование двух народов; ибо наше призвание во свете и как бы в елее, который от Бога, если, конечно, истинно то, что мы помилованы, избавленные от смерти и греха и получив свободу от древнего рабства. Мы просвещены, познав единого по природе Бога и удалившись от тьмы многобожного заблуждения. Но в особенности мы должны обратить внимание на то, что означали маслины и что побудило блаженного пророка говорить уже не о самых маслинах, напротив, о ветвях маслин. Итак, доброю маслиною названа синагога иудейская, а дикою маслиною множество язычников. Так о них упомянул и блаженный Павел, говоря к уверовавшим из язычников: «аще бо ты от естественныя отсечен дивия маслины, и чрез естество прицепился еси к добрей маслине: кольми паче сии, иже по естеству, прицепятся своей маслине» (Рим.11:24). Итак, синагога есть добрая маслина, как я сказал недавно, а множество язычников – дикая маслина; ибо одни, получив воспитание чрез закон, проводили жизнь не бесплодную; другие же служили местопребыванием диких ос, имея душу полную демонов, и были совершенно бесплодными. Впрочем, не вся синагога иудейская приняла веру в Сына, и не все множество язычников, но только многие, как бы исторгнутые из той и другой, помилованы и призваны чрез веру к просвещению Духом. Итак, под ветвями маслин не без основания можно разуметь тех, которые исторгнуты, были помилованы благодатью и оказались как бы во свете светильца, то есть Христа и вместе с Ним блистающих светильников, то есть множества святых. Заметь, как божественный Ангел считает светильце изображением и прообразом Еммануила, о ветвях, находившихся по правую и левую его сторону (он назвал их и двумя сынами тучности), он говорит, что они предстоят Господу всея земли, потому что предстояние очень хорошо в образах знаменует духовную близость и готовность души к повиновению и служению Ему. Так можно думать, и Христос представил Себе церковь (Еф.5:27), собранную из двух народов. Таким же образом, думаю, и божественный Моисей был украшен именем предстояния, когда Бог сказал Ему: «ты же зде стани со мною» (Втор.5:31); ибо всеведущий Бог не отвергает и наставления чрез закон. По какой причине? потому что оно детоводительствует ко Христу и как бы в образах и тенях рождает нам самую истину. И в этом удостоверит нас сам Христос, говорящий неверующим Иудеям: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и мне: о мне бо той писа» (Ин.5:46).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

11-14. Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.

По изречении сих слов, Пророк вопрошает о маслинах, процветших по обеим сторонам свещника, предлагает также вопрос о двух ветвях, простирающихся до самых светильников, и дознает, что "это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли." Разумеет же Пророк Архиерея Иисуса и военачальника Зоровавеля, которые процвели, один от царского, а другой от священнического рода.

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 11-14 Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли. 

Пророку оставался не совсем ясным один пункт видения, а именно значение двух масличных деревьев, из которых одно стояло по правую сторону светильника, а другое по левую. Поэтому он обращается к ангелу с просьбою объяснить ему и этот, остающийся ему не понятным пункт видения: «Тогда отвечал я –, говорит он, – и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?» И не дожидаясь ответа, он спешит более точным образом определить свой вопрос: он сознает, что в масличных деревьях имеют для цели видения значение те две крайние, покрытые листьями и плодами и под тяжестью их похожие на полные колосья ветви, из которых через две золотые трубки лилось масло в чашу светильника. «Вторично стал я говорить –, говорит пророк, – что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?» (золотистое масло, получаемое ими сверху, а именно от соприкасающихся к ним двух ветвей)? И эта особенность по своему образному значению не представляла ничего такого, чего бы не мог понять сам, без постороннего содействия пророк. Согласно с значением всего видения и эта особенность светильника показывала только исполнение, осуществление дальнего и прообразованного в Ветхом Завете. Поэтому Ангел Иеговы относится к вопросу пророка так же как бы недоуменно, как недоуменно отнесся к вопросу пророка о значении светильника ангел истолкователь. «Ты не знаешь?– , говорит он пророку, – что это?» Пророк на это отвечал: «Не знаю, господин мой». Тогда ангел сказал: «Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли», т.е. две масличные ветви означают двух помазанных елеем представителей, через которых Господь изливает на общество Свое дары благодати, а именно царя, представляемого во времена пророка в лице Зоровавеля, и первосвященника, представляемого в лице Иисуса. Через них-то созидается царство Божие в Израиле, через них-то общество Господне получает все необходимое для того, чтобы быть обществом святым, светлым, сияющим своею славою. Таким образом, видение это составляет собою восполнение предшествовавшего видения. В том видении возвещался пророку, а через него и народу, восстановление в лице первосвященника Иисуса всего священства в Израиле, в настоящем видении в лице Зоровавеля возвещается восстановление другого, столь же существенно важного главенства в народе Божием, как и священство, а именно восстановление царского достоинства. Но как священство, так и царское достоинство Господь восстановляет потому, что Он снова принимает народ под Свое покровительство, снова устрояет Свое царство среди этого народа. Для устроения этого царства, для приведения его в полноту сияющей славы и непрестанного, вечного света нужны посредники, через которых Господь мог бы изливать дары Своего Духа на членов этого царства, на все общество Иеговы. Таковыми  посредниками являются в Ветхом Завете два представителя верховной власти в народе Божием, той власти, которой вверено попечение о том, чтобы народ Божий не удалялся от своего высокого назначения быть народом святым, царством священников, и которая в Новом Завете долженствовала сосредоточиться в едином лице, этом высочайшем Посреднике, вечном Первосвященнике и Царе, Устроителе вечного духовного царства, в котором верующее общество найдет для себя полное осуществление того, что в Ветхом Завете было прообразно только.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible