Скрыть
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср. Мф. 5:28), и праведно, чтобы не желал владений ближнего, - и благочестиво, в святости воспринятой нами в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за них вознаграждение здесь, но только ожидая получить блаженство надежды и сретить явление пришествия славы Великаго Бога. Это тоже, что сказал Моисей: Бог Великий и Страшный (Втор. 10:17), - или же разумеется откровение великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога. Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу то, что Апостол везде употреблял о дне откровения, говоря так: великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Послание к Титу

Василий Великий, свт. (†379)

ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Посему и общий Наставник жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые с нами сейчас, поспешали мыслью насладиться вечными благами. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс 1:1). Итак, есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле следует назвать блаженным; и это есть Бог. Почему и Павел, намереваясь упомянуть о Христе, говорит: по явлению блаженного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (1Тим 1:11). Ибо подлинно блаженно это неточное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает, это неизменяемое Естество, это владычественное Достоинство, эта безмятежная Жизнь, это безначальное Состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности, этот приснотекущий Источник, эта неоскудевающая Благодать, это неистощимое Сокровище.

Гомилии на Псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Мне кажется, что девственная жизнь есть некоторый образ блаженной жизни в будущем веке, заключая в себе много признаков тех благ, которые, как надеемся, отложены нам. Истину сказанного можно видеть, если исследуем это подробно. Во-первых, умерший совершенно греху живет только уже для Бога и не приносит более плодов смерти; но, полагая, сколь возможно, конец плотской жизни, ожидает затем блаженной награды и явления… великого Бога , не полагая никакого промежутка между собою и пришествием Божиим через произведение посредствующих поколений. Потом, в настоящей жизни, он пользуется превосходнейшим из благ по воскресении; ибо если праведным после воскресения обещана Господом жизнь равноангельная, а ангельскому естеству свойственно безбрачие, то обещанные блага уже получит тот, кто приобщается светлостям святых и непорочною жизнью подражает чистоте бесплотных.

О девстве

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Павел говорит: От них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный вовеки, аминь (Рим 9:5); и еще: никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф 5:5); и еще: явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Так же называет Его и Иоанн, изрекая: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1).

Против аномеев. Слово пятое "О непостижимом"

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Апостол говорит, что Тот Самый, Кто по плоти ведет свой род от иудеев, - вечный Бог, в Котором благомыслящие славят Владыку всех живущих. И нам передал он то же учение в послании дивному Титу: ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Послания

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-14 Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа: иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом

Затем Апостол указывает и причину, почему рабы должны быть именно такими по отношению к своим господам. Явилась, говорит он, благодать Божия, научающая нас. Если мы имеем своим учителем Бога, то каким образом мы можем не делать того, чего требует Его учение? - Наказующи нас, да отвергшеся. Явление Спасителя нашего Бога, или пришествие Его во плоти, не только освободило нас от прежних грехов, но внушило нам твердую надежду и на будущее время. - Отвергшеся, совершенно удалившись, нечестия, ложных догматов, и мирских похотей как душевных, так и телесных, – одним словом того, что не может перейти с нами на небо. - Целомудренно. Это слово указывает на воздержание не только от любви ко всему плотскому, но и от всякой страсти. - Праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. Этот век есть век подвигов, а будущий – воздаяния. - Ждуще блаженнаго упования. А вот и награда, так как нет большего блаженства, как это явление. - И явления славы. Второе пришествие будет во славе, как первое было в уничижении. Великаго Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа. Где же теперь изобретатели нечестивых догматов, утверждающие, что Иисус Христос – не Бог, или что Он меньше Отца? В этом месте Апостол ясно исповедует Иисуса Христа великим Богом, причем называет Его великим не для различия Его от какого-либо малого бога, – нисколько, но называет Его безусловно великим, – таким, больше которого ничего уже нельзя и представить. - Очистит себе люди избранны, т. е. совершенно отдельные, по преимуществу возлюбленные, не имеющие ничего общего с остальными. - Ревнители добрым делом. Видишь ли, что необходимо и наше участие? Ревнители, т.е. с великою готовностью идущие к добродетели. Освободить нас от прежних грехов было делом Его человеколюбия, а совершение добродетели в настоящее время есть дело и Его, и наше.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Вот и награда, Второе Пришествие, поистине блаженное. Прекрасно сказал: славы О двух явлениях он говорит. Первое, как и выше сказано, имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотой. Второе - воздаяние, имеющее открыться со славой, как и в Евангелии говорится: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей (Мф. 25:31). Где те, которые унижают Сына и не хотят называть Его Богом? Пусть они выслушают, что Он - и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик Сам по Себе, по природе. Если Он спас нас, когда мы были врагами, то чего Он не даст тогда, когда найдет нас благоугождающими Ему?

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Блаженное упование есть упование блаженства в Царстве Небесном. Оно благодатию Божиею вселяется в сердце истинно верующего в самом действии призвания и нового рождения в купели крещения. Рожденный здесь от Духа есть чадо Божие и таким себя сознает и чувствует во глубине сердца. Чувствуя же себя таким, чувствует, что Божий есть, и все Божие своим имеет, и прямой есть наследник Божий. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще жe чада, и наследницы: наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (ср.: Рим. 8:16–17). Таким образом, блаженное упование или упование блаженства вечного есть неотъемлемая черта во внутреннем настроении истинных христиан, и они пребывают на земле ждуще его — не как неопределенного чего-то и не с колебанием каким-либо: может быть, будет, а может быть, и нет, — но так, как ждет кто прибытия дорогого лица, которое уже идет, приближается, уже слышны шаги его. — Почему христианину, который не носит в сердце такого чаяния, надлежит поскорее рассудить, чего ради так, и поспешить восстановить сию существенную черту во внутреннем строе своем. Без упования человеку жить нельзя; но их два: одно в веце сем, а другое — в будущем. О первом сказал Апостол: аще в животе сем точию уповающе есмы, окаяннейшии всех человек есмы (ср.: 1Кор. 15:19). А о втором: наше житие на небесех есть (ср.: Флп. 3:20). Следовательно, первому не должно быть у нас места; второе же одно должно господствовать в нас, да пребывает живот наш сокровен со Христом в Боге (ср.: Кол. 3:3). Ибо нет слов для изображения того, что ожидает на небе истинно верующих и верных вере. «Всякий ум превышают будущие блага» (святой Златоуст).

Явление славы великого Бога нашего Иисуса Христа есть второе Его пришествие, когда явится Он во славе и по суде откроет вечное Царство Свое во всем его неизреченном величии и светлости. Тотчас по смерти верные вступают в преддверие сего Царства, которое и само исполняет неизреченного блаженства. Полное же их ублажение последует по воскресении. Но если это ублажает, сколь блаженно то — последнее? Знают сие блаженные и желательно ждут явления во славе Христа Господа, умеряя сие желание разве благожеланием к живущим на земле, чтобы все предопределенные успели пройти приготовительный к тому курс.

Спасителя нашего Иисуса Христа назвал Апостол Богом, и Богом великим. «Где те, — взывает святой Златоуст, — которые говорят, будто Сын меньше Отца? Великого, говорит, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда называет он Его Богом великим, то называет великим не по отношению к чему-нибудь, но безусловно великим, — Таким, после Которого уже никто не велик, потому что всякий другой велик только относительно; если же относительно, то велик по сравнению, а не по природе; Он же велик без сравнения». Пишет и блаженный Иероним: «где «змий-Арий? Где уж-Евномий? Великим Богом именуется Иисус Христос Спаситель, Перворожденный всея твари, не Слово Божие и Премудрость, но Иисус Христос; каковые слова совмещают и воспринятого человека. Ибо мы не говорим, что ин есть Иисус Христос и ино Слово как богохульствует новая ересь; но одного и Того же, Который и прежде век, и после веков, и прежде мира, и после Марии или паче — из Марии, именуем великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом».

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«Блаженным упованием» называет второе славное пришествие Христа, как Великаго Царя, Судии и Мздовоздаятеля. Слово «упования» пояснил словом «явления». Значит, второе нисшествие и явление к нам Христа он назвал «упованием» потому, что оно есть предмет нашей надежды и нашего ожидания; «блаженным» же назвал его, как предмет стремления и желания для достойных его. Словами: «Великаго Бога» Апостол сказал не то, чтобы Он был велик только в чем-либо, или по сравнению с кем-либо, но без всякаго сравнения, так как Он есть единственно и в собственном смысле Великий. А если таков Сын, то и Отец и Святый Дух: ибо Они равносильны и равночестны.

Толкование на послание к Титу

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 11) Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
(Ст. 12) научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
(Ст. 13) ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
(Ст. 14) Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.


В этом месте апостол касается того, что сделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Явися благодать Божия спасительная всем человеком. Здесь под благодатию разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и все вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение. Все это «явилось», взошло над миром, как солнце, животворя, пробуждая и спасая людей (Сравни употребление слова «благодать» ниже Тит.3:4; Рим.5:22Кор.8:9). Затем апостол останавливается на одном из действий вышеназванной благодати, на том, что она научает нас, чтобы мы, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Это не значит, чтобы христианство состояло только из одного учения, чтобы Христос был только Учителем, а мы, христиане, только учениками Его. Христианство есть также искупление от греха жертвою Христовою, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его (Ефес.5:23,30; Кол.1:18,2:19). Об этом и говорится: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония». Не одним только учением (как думают толстовцы) совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас, Своею жертвою примиряет нас с Богом, так что никакое беззаконие не может отделять нас от Бога (Кол.1:12-14,20). Но и этим не ограничился апостол в изображении дела Христова; Божественный Учитель и великий Первосвященник восхотел Сам быть Главою просвещенных и искупленных Им людей, и это выражается в словах апостола: «очистить Себе народ, особенный», народ составляющий удел или достояние Христа, неразрывно соединенный с Ним, как с своим Главою и Царем. Что же требуется в христианстве от самих людей? Или можно думать, что для них и за них сделано все, и им остается только покоиться, веруя в свое спасение, как несомненное и неотъемлемое (как думают пашковцы)? Нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «Ревностный (народ) к добрым делам», – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование», мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел - это наша часть в нашем спасении, без исполнения которой мы отпадем от Христа, соделаемся недостойными своего звания.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Побуждением для всех христиан вести добрую жизнь должно служить сознание того, что Бог даровал людям Свою освящающую благодать, с которою им уже легко избегать грехов. Благодать Божия, явившаяся во Христе, подобна солнцу (έπεφάνη в Деян 27:20 прямо употребляется о явлении солнца или звезд) осветила пребывавший в непроглядной тьме мир и, как солнце, повсюду разливает жизнь, дает человеку силы для духовного развития, спасает всех людей, где бы они ни находились. Отсюда следует, что также Критяне могут и должны ею воспользоваться для освящения своей жизни. Она, подобно педагогу (научающая нас), отучает нас от нечестивой жизни и ее удовольствий и утверждает в благочестии, причем, однако, и мы должны помогать ей с своей стороны в этом деле (чтобы мы жили). В этой благочестивой жизни должна укреплять нас надежда на пришествие нашей великой Надежды, т. е. Иисуса Христа. Апостол называет эту надежду блаженною потому, что Христос, Которого ожидают христиане, имеет блаженство в высшей мере (ср. 1Тим. VI:15).

Под явлением (13 ст.) разумеется второе пришествие Христа (ср. 1Тим. VI:14 и 2Тим. IV:1, 8) - Великого Бога и Спасители нашего Иисуса Христа. В греческом тексте перед соответствующими этим выражениям словами μεγ. Θ. και σωτ. поставлен артикль τοῦ, а после них местоимение ἡμῶν. Из этого необходимо заключить, что выражение «Великий Бог и Спаситель Иисус Христос» обозначает одно и то же лицо, т. е. Христа. Это место, таким образом, служит свидетельством о том, что апостол Павел признавал Христа Богом.

Дал себя за нас, т. е. на смерть для нашего блага, для нашего спасения (ύπέρ).

Народ особенный Выражение это напоминает собою место из книги Исход XIX:5 и cл. Напоминанием о том, что Христос предал Самого Себя, чтобы освободить нас от грехов, Тит еще более будет обязывать христиан к тому, чтобы они вели святую жизнь: не должны же они допускать того, чтобы великая жертва Христова осталась для них бесплодною.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

11. Ибо явилась благодать Божия. спасительная для всех человеков,

12. научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,


13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.


Явление благодати, спасающей о Христе Иисусе, все совершившееся дело домостроительства нашего спасения и будущее блаженство, имеющее открыться после второго славного пришествия Бога и Спасителя нашего, все это совершилось для того, чтобы люди оставили греховную жизнь и жили благочестиво и свято, ожидая мздовоздаяния сообразно с жизнию, а не с положением в обществе или государстве. Почему и рабы могут и должны сподобиться благодатной жизни, ибо благодать Божия явилась для всех, чтобы всем помочь в разум истины придти и достигнуть спасения вечного. «Благодать Божия, – говорит преосв. Феофан, – это домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе, – что Сын Божий воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо и Духа Святого ниспослал, Который чрез Апостолов устроил Церковь Божию на земле, в которую всякому вход открыт: приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято, под руководством пастырей, раб ли ты, или свободный, чтобы прекрасным житием ревностно украшать учение Спасителя нашего Бога».

Обращая внимание на название Иисуса Христа Богом, св. Иоанн Златоуст восклицает: «где те, которые говорят, будто Сын меньше Отца? Великого, – говорит (апостол), – Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда называет он Его Богом великим, то называет великим не по отношению к чему-либо, но безусловно великим, таким, после Которого уже никто не велик, потому что всякий другой велик по сравнению, а не по природе, Он же велик без сравнения».
​​​​​«Рожденный же от Духа есть чадо Божие. Чувствуя же себя таким, чувствует, что Божий есть и все Божие своим имеет и прямой есть наследник Божий. Таким образом, упование блаженства вечного есть неотемлемая черта во внутреннем настроении христиан, и они пребывают на земле, ждуще Его. По смерти верные вступают в преддверие сего Царства. Полное же ублажение последует по воскресении (общем). Знают сие блаженные и желательно ждут явления в славе Христа Господа, умеряя сие желание разве благожеланием к живущим на земле».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.


Блаженное упование есть надежда на блаженство в Царстве Небесном. Это упование благодатью Божьей вселяется в сердце истинно верующего в самом призвании, и возрождении в купели крещения. Рожденный от Духа есть чадо Божье, таким и чувствует себя в глубине своего сердца, и вместе сознает, что он и наследник Божьих обетований и блаженства в Боге (ср. Рим. 8:16-17). Таким образом, ожидание блаженства есть существенная черта во внутреннем настроении истинных христиан. Живя на земле, они с полной уверенностью ожидают получить его на небе. В этом и цель жизни христианина. Начало блаженства сейчас, после смерти тела, а полный расцвет его наступит после того, как придет во всей славе Своей Великий Бог, Иисус Христос, во второй раз на землю, для открытия вечного Своего Царства. «Для сего-то Христос за всех нас принял смерть, чтобы прекратив мучительство смерти, избавить нас (дать за нас выкуп правде Божией) от горького рабства греху, и сделать, очистив от всякого беззакония, своим собственным – отличным, обособленным от всех других, народом, любителем и ревнителем добрых дел » (Феодорит).

Вот этому и должен учить пастырь своих пасомых.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible