Скрыть
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Ибо явилась благодать спасения Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями (ср. Мф. 5:28), и праведно, чтобы не желал владений ближнего, - и благочестиво, в святости воспринятой нами в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за них вознаграждение здесь, но только ожидая получить блаженство надежды и сретить явление пришествия славы Великаго Бога. Это тоже, что сказал Моисей: Бог Великий и Страшный (Втор. 10:17), - или же разумеется откровение великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога. Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу то, что Апостол везде употреблял о дне откровения, говоря так: великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Послание к Титу

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

И эти два пришествия Павел в письме Титу изображает такими словами: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит 2:11-13). Видишь: он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит, и о втором, которого ожидаем. …Итак, придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании мира сего, в последний день.

Огласительные слова для просвещаемых

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Кто не знает, как все части вселенной наполняла демонская прелесть посредством идолопоклонства, возобладав людской жизнью? Как для всех народов мира стало законом в идолах служить демонам жертвоприношением животных и возложением мерзостей на жертвенники? Но с тех пор, как, по слову апостола, явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, пришедшая в естестве человеческом, все, как дым, обратилось в ничто.

Большое огласительное слово

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Здесь апостол указывает на два явления Христа, и подлинно их два - первое благодатное, а второе для воздаяния и правосудия.

Толкование на послание к Титу


Итак, когда слышишь, как пророки предсказывают и предвозвещают, что люди уже не будут принуждены собираться отовсюду в один город и в одно место, но каждый будет служить Богу, находясь дома, - то к какому другому времени можешь ты отнести это, как не к настоящему? Послушай, как и Евангелие, и апостол согласны с пророком Софонией. Пророк сказал: явится Господь (Соф 2:11); апостол говорит: Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас. Тот сказал - народам (Соф 3:9); этот говорит - для всех человеков. Тот сказал: истребит всех богов земли (Соф 2:11); этот - научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно… жили (Тит 2:12).

Против иудеев

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Тот, Кто родился от жены (Гал 4:4) и в подобии плоти греха (Рим 8:3), ради нас стал как мы и в то же время - выше нас, поскольку Он постигается мыслью как Бог… Один и Тот же ведь был Бог и человек. Я не знаю, как они [еретики] расхищают это священное и удивительнейшее домостроительство Единородного. Они связывают с Ним [Богом] человека [Иисуса] через «отношение», почитаемого пренебрежительно внешним образом и просиявающего чужой славой, то есть не истинно Бога, но общника Бога и причастника, а значит - ложно именуемого Сыном и спасаемого Спасителя, искупаемого Искупителя, что противоречит тому, что написал блаженный Павел.

О том, что Христос один

Лев Великий, свт. (†461)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Посему, о возлюбленные, при явлении благодати в нас излились столькие богатства Божественной благости. Нам не только служила польза предшествующих примеров, которыми люди призываются к вечности, но явилась Сама Истина - видимая и телесная, и потому мы должны праздновать день Рождества Господа не в ленивой или плотской радости.

Проповеди

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-14 Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа: иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом

Затем Апостол указывает и причину, почему рабы должны быть именно такими по отношению к своим господам. Явилась, говорит он, благодать Божия, научающая нас. Если мы имеем своим учителем Бога, то каким образом мы можем не делать того, чего требует Его учение? - Наказующи нас, да отвергшеся. Явление Спасителя нашего Бога, или пришествие Его во плоти, не только освободило нас от прежних грехов, но внушило нам твердую надежду и на будущее время. - Отвергшеся, совершенно удалившись, нечестия, ложных догматов, и мирских похотей как душевных, так и телесных, – одним словом того, что не может перейти с нами на небо. - Целомудренно. Это слово указывает на воздержание не только от любви ко всему плотскому, но и от всякой страсти. - Праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. Этот век есть век подвигов, а будущий – воздаяния. - Ждуще блаженнаго упования. А вот и награда, так как нет большего блаженства, как это явление. - И явления славы. Второе пришествие будет во славе, как первое было в уничижении. Великаго Бога и Спаса нашего Ииcyca Христа. Где же теперь изобретатели нечестивых догматов, утверждающие, что Иисус Христос – не Бог, или что Он меньше Отца? В этом месте Апостол ясно исповедует Иисуса Христа великим Богом, причем называет Его великим не для различия Его от какого-либо малого бога, – нисколько, но называет Его безусловно великим, – таким, больше которого ничего уже нельзя и представить. - Очистит себе люди избранны, т. е. совершенно отдельные, по преимуществу возлюбленные, не имеющие ничего общего с остальными. - Ревнители добрым делом. Видишь ли, что необходимо и наше участие? Ревнители, т.е. с великою готовностью идущие к добродетели. Освободить нас от прежних грехов было делом Его человеколюбия, а совершение добродетели в настоящее время есть дело и Его, и наше.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Так как апостол много великого потребовал от рабов, - разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа своею добродетельной жизнью, - то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. Для всех, говорит, человеков. И им даровал Господь очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Внушение, что затем и все домостроительство спасения во Христе Иисусе, чтоб верующие делались ревнителями добрых дел (С. 2,11 – 15)

Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком

Прочитавши все доселе сказанное Апостолом, иной мог спросить, чего ради так много заботиться о рабах, когда об них мало кто думает? А другой мог подумать, чего ради заповедуешь учить все только тому, как жить: будто только и предметов? Апостол отвечает: о рабах забочусь потому, что благодать Божия спасительная явилась всем человекам, не исключая и рабов; а повелеваю учить наипаче тому, как жить, потому, что сия спасительная благодать, всех объемлющая, затем и явилась, чтоб сделать нас ревнителями добрых дел, научив жить целомудренно, благочестно и праведно. Первый ответ содержится в настоящем стихе, а второй — в последующих за ним.

Святой Златоуст поставляет настоящий стих в прямую связь с предыдущим наставлением рабам: «заповедав рабам иметь великую добродетель, — ибо подлинно великая добродетель - украшать во всем учение Бога и Спаса нашего, не подавая господам никакого повода к неудовольствию, даже в маловажных делах, — Апостол приводит и справедливую причину, почему рабы должны быть такими. Какую же причину? Явися бо, говорит он, благодать Божия, спасительная всем человеком». — Благодать Божия — это домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе, — что Сын Божий воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо и Духа Святаго ниспослал, Который чрез Апостолов устроил Церковь Божию на земле, в которую всякому открыт вход: приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, — раб ли ты, или свободный. «Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, — пишет блаженный Феодорит, — чтобы всех людей, и господ, и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе с злочестием оставили и беззаконную жизнь». «У нас нет никакого различения раба и свободного, грека и варвара, обрезанного и необрезанного, женского пола и мужеского; но все мы едино есмы во Христе, все к единому призваны Царству, примирены быв с Богом Отцом, не своими заслугами, но благодатию Спасителя нашего - Христа Господа, Который есть присноживая благодать, выну (всегда) ходатайственно предстоящая о нас пред лицеем Отца» (блаженный Иероним).

Но можно, отвлекши внимание от рабов, видеть в сих словах Апостола общее всем христианам побуждение к тому, чтобы прекрасным житием ревностно украшать учение Спасителя нашего Бога. Так делает святой Златоуст, который, приведши предыдущие слова, прибавил: «подлинно, те, которые имеют учителем своим Бога и получили отпущение грехов бесчисленных, как могут не быть такими, какими я теперь изобразил их (разумеется — в предыдущих заповедях Апостола разным лицам)? Вы знаете, что немало пристыждает (стыдиться заставляет недолжного) и вразумляет душу, между прочим, и то, что она, быв виновна в бесчисленных грехах, не подверглась наказанию, но получила прощение и бесчисленные блага. Если бы кто-нибудь, имея раба, провинившегося множество раз, не наказал его ремнями, но даровал бы ему прощение и почтил его великими дарами, потребовав только от него исправности на будущее время и приказав остерегаться от тех же проступков; то, скажи мне, ужели бы не постарался быть исправным получивший такую милость? Впрочем, не подумай, будто благодать состоит не только в прощении прежних грехов, но и на будущее время делает нас безопасными (от наказания), хотя и это зависит от благодати. Если бы она избавляла делающих зло от наказания навсегда, то она была бы не благодатию, а некоторым поводом к развращению и погибели». — Познание великой благодати во Христе Иисусе не расслабляет, а в напряжение приводит нравственные силы верующих; ибо существо благодати есть — делать нас нравственно во всем исправными, — как и сказывают следующие за сим слова.

Толкование на послание к Титу

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков

Слава Богу, даровавшему нам спасительную благодать Свою. Если дана нам спасительная благодать, то, по милости Божией, и спасемся.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 11-12 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке

Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком. Наказующи нас

Под «благодатию Божиею» здесь Апостол разумеет Христа, как даровавшаго виновным отпущение прегрешений и удостоившаго их даров духовных; и таким образом по истине служащаго (для них) благодатию и благодеянием и «всем человеком», повинующимся заповедям Его, даровавшаго спасение. Итак, явился Христос не для того, чтобы внести какой-либо безпорядок или (прощая грехи) оставить людей не наученными, напротив, чтобы научить их, как должно жить сообразно с законом, и, вообще, сделать их лучшими.

Да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце

Под «нечестием» Апостол дает разуметь нечестивое учение Эллинов о своих богах, и вообще все, что только говорили они нечестиваго и недостойнаго о делах божеских и человеческих. Под «похотями мирскими» подразумевает порочную жизнь. Так мирския похоти суть: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие и другия от них происходящия страсти. Словом, «мирския похоти» – все то, что вещественно, что ограничивается настоящим миром и прекращается вместе с настоящею жизнию. Что же значит: «целомудренно?» – Значит: не только воздерживая себя от противозаконнаго плотскаго общения, но и самыя мысли свои сохраняя от всякой страсти, от всякаго греха. Слово «праведно» употреблено вместо «добродетельно». Это слово служит пояснением предыдущаго слова «целомудренно» а само поясняется следующим за ним: «благочестно». Далее указывает и награду за такие добродетельные подвиги.

Толкование на послание к Титу

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 11) Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
(Ст. 12) научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
(Ст. 13) ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
(Ст. 14) Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.


В этом месте апостол касается того, что сделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Явися благодать Божия спасительная всем человеком. Здесь под благодатию разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и все вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение. Все это «явилось», взошло над миром, как солнце, животворя, пробуждая и спасая людей (Сравни употребление слова «благодать» ниже Тит.3:4; Рим.5:22Кор.8:9). Затем апостол останавливается на одном из действий вышеназванной благодати, на том, что она научает нас, чтобы мы, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Это не значит, чтобы христианство состояло только из одного учения, чтобы Христос был только Учителем, а мы, христиане, только учениками Его. Христианство есть также искупление от греха жертвою Христовою, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его (Ефес.5:23,30; Кол.1:18,2:19). Об этом и говорится: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония». Не одним только учением (как думают толстовцы) совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас, Своею жертвою примиряет нас с Богом, так что никакое беззаконие не может отделять нас от Бога (Кол.1:12-14,20). Но и этим не ограничился апостол в изображении дела Христова; Божественный Учитель и великий Первосвященник восхотел Сам быть Главою просвещенных и искупленных Им людей, и это выражается в словах апостола: «очистить Себе народ, особенный», народ составляющий удел или достояние Христа, неразрывно соединенный с Ним, как с своим Главою и Царем. Что же требуется в христианстве от самих людей? Или можно думать, что для них и за них сделано все, и им остается только покоиться, веруя в свое спасение, как несомненное и неотъемлемое (как думают пашковцы)? Нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «Ревностный (народ) к добрым делам», – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование», мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел - это наша часть в нашем спасении, без исполнения которой мы отпадем от Христа, соделаемся недостойными своего звания.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-14 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

Побуждением для всех христиан вести добрую жизнь должно служить сознание того, что Бог даровал людям Свою освящающую благодать, с которою им уже легко избегать грехов. Благодать Божия, явившаяся во Христе, подобна солнцу (έπεφάνη в Деян 27:20 прямо употребляется о явлении солнца или звезд) осветила пребывавший в непроглядной тьме мир и, как солнце, повсюду разливает жизнь, дает человеку силы для духовного развития, спасает всех людей, где бы они ни находились. Отсюда следует, что также Критяне могут и должны ею воспользоваться для освящения своей жизни. Она, подобно педагогу (научающая нас), отучает нас от нечестивой жизни и ее удовольствий и утверждает в благочестии, причем, однако, и мы должны помогать ей с своей стороны в этом деле (чтобы мы жили). В этой благочестивой жизни должна укреплять нас надежда на пришествие нашей великой Надежды, т. е. Иисуса Христа. Апостол называет эту надежду блаженною потому, что Христос, Которого ожидают христиане, имеет блаженство в высшей мере (ср. 1Тим. VI:15).

Под явлением (13 ст.) разумеется второе пришествие Христа (ср. 1Тим. VI:14 и 2Тим. IV:1, 8) - Великого Бога и Спасители нашего Иисуса Христа. В греческом тексте перед соответствующими этим выражениям словами μεγ. Θ. και σωτ. поставлен артикль τοῦ, а после них местоимение ἡμῶν. Из этого необходимо заключить, что выражение «Великий Бог и Спаситель Иисус Христос» обозначает одно и то же лицо, т. е. Христа. Это место, таким образом, служит свидетельством о том, что апостол Павел признавал Христа Богом.

Дал себя за нас, т. е. на смерть для нашего блага, для нашего спасения (ύπέρ).

Народ особенный Выражение это напоминает собою место из книги Исход XIX:5 и cл. Напоминанием о том, что Христос предал Самого Себя, чтобы освободить нас от грехов, Тит еще более будет обязывать христиан к тому, чтобы они вели святую жизнь: не должны же они допускать того, чтобы великая жертва Христова осталась для них бесплодною.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

11. Ибо явилась благодать Божия. спасительная для всех человеков,

12. научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,


13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.


Явление благодати, спасающей о Христе Иисусе, все совершившееся дело домостроительства нашего спасения и будущее блаженство, имеющее открыться после второго славного пришествия Бога и Спасителя нашего, все это совершилось для того, чтобы люди оставили греховную жизнь и жили благочестиво и свято, ожидая мздовоздаяния сообразно с жизнию, а не с положением в обществе или государстве. Почему и рабы могут и должны сподобиться благодатной жизни, ибо благодать Божия явилась для всех, чтобы всем помочь в разум истины придти и достигнуть спасения вечного. «Благодать Божия, – говорит преосв. Феофан, – это домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе, – что Сын Божий воплотился, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо и Духа Святого ниспослал, Который чрез Апостолов устроил Церковь Божию на земле, в которую всякому вход открыт: приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято, под руководством пастырей, раб ли ты, или свободный, чтобы прекрасным житием ревностно украшать учение Спасителя нашего Бога».

Обращая внимание на название Иисуса Христа Богом, св. Иоанн Златоуст восклицает: «где те, которые говорят, будто Сын меньше Отца? Великого, – говорит (апостол), – Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда называет он Его Богом великим, то называет великим не по отношению к чему-либо, но безусловно великим, таким, после Которого уже никто не велик, потому что всякий другой велик по сравнению, а не по природе, Он же велик без сравнения».
​​​​​«Рожденный же от Духа есть чадо Божие. Чувствуя же себя таким, чувствует, что Божий есть и все Божие своим имеет и прямой есть наследник Божий. Таким образом, упование блаженства вечного есть неотемлемая черта во внутреннем настроении христиан, и они пребывают на земле, ждуще Его. По смерти верные вступают в преддверие сего Царства. Полное же ублажение последует по воскресении (общем). Знают сие блаженные и желательно ждут явления в славе Христа Господа, умеряя сие желание разве благожеланием к живущим на земле».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,


Рабы своим поведением должны украшать Бога и Спаса нашего, не подавая господам никакого повода к неудовольствию, потому что благодать Божьяспасительная, явилась всем человекам, не исключая и рабов. Благодать Божья – это домостроительство спасения в Иисусе Христе, в воплощении Его, в страданиях, смерти, воскресении, в вознесении на небо и ниспослании Святого Духа, в основании святыми Апостолами Церкви Божьей на земле, доступ в которую открыт всякому. Приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей. Раб ли ты, или свободный, Благодать же Святого Духа приводит в напряжение нравственные силы верующих, ибо цель благодати – делать нас нравственно во всем исправными, она передает нам не голое знание, а переделывает нашу жизнь – научая как детей, воспитывая нас словом и делом.

Первый же урок ее нам – отвергнись нечестия и мирских похотей, и начни новую жизнь, противную старой. Отвергнись – совершенно удались, возненавидь, отрекись нечестия, нечестивого учения (Златоуст) – идолопоклонства и мирских похотей, самоугодливой жизни в похотях и страстях, к удовлетворению которых направлены все обычаи мира (ср. 1Пет. 4:3), и живи целомудренно, воздерживаясь не только от плотских грехов, но и от прочих страстей (Златоуст), праведно – правдиво, справедливо по отношению к другим, руководясь законом правды и любви, и благочестиво – в страхе Божьем, пред лицом Его вездесущим, всевидящим и всесодержащим, и во славу имени Его. Таким образом, благодать Святого Духа воспитывает принимающих ее для святой, совершенной жизни, в настоящей земной жизни – в нынешнем веке, чтобы достойно приготовить к блаженной жизни в веке будущем, где христианин должен быть своими – сознанием, и умом, и сердцем.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible