Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Премудрости Соломона 5:15
А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего.
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-15 Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего.
С 14-го стиха писатель ведет свое рассуждение о противоположной судьбе праведных и нечестивых. Надежда нечестивых на богатство, земные удовольствия и пр. погибнет, как прах, как иней и дым (часто употребляющиеся в Библии образы, см. Пс I:4; XXXIV:5; Ис XXIX:5; Ос XIII:3; Пс LXVII:3), «а праведники живут вовеки».
Из этого противоположения не следует, что писатель говорит здесь о совершенном уничтожении нечестивых по смерти, ибо выше он говорил о мучениях совести нечестивых в том мире. Поэтому «живут вовеки» означает не только продолжение жизни, но жизнь истинную, блаженную, которая продолжится вечно. С таким объяснением согласны последующие слова 15 ст.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
IV. Паримия из книги Премудрости Соломоной (Прем. Сол. 5:15–24; 6:1–3). В сей паремии идет речь о славе и блаженстве праведных и о суде Божием над нечестивыми. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.
Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их и попечение их (о них) у Вышняго
В противоположность нечестивым, бедственная судьба которых изображена в предшествующих стихах (1–14), праведные вечно живут. Это значит, что и на земле сохраняется память их в род и род (в память вечную будет праведник), и в стране загробной они наслаждаются нескончаемым блаженством. Выражение: вечная жизнь, в смысле вечного блаженства, употребляет и Христос Спаситель (Мф. 25:46). – И в Господе (у Господа) мзда их: и во время земной жизни, среди горьких обстоятельств и тяжких подвигов в борьбе с греховными искушениями праведники утешают себя тем, что Господь благоволительно взирает на них, и это почитают великою наградою для себя. Но в этом стихе разумеется та награда, которая ожидает их в будущем, – как видно из следующих стихов. – И попечение о них у Вышняго. Попечение или промышление Вышняго простирается на всех, но преимущественно на праведников.
Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой