Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Премудрости Соломона 5:1
Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его;
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его
Нравственные мучения нечестивых по смерти
Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление.
«Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых (IV:20; V:2). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил во II гл. 10 ст., 17–20); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда (1Ин II:28; IV:17).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.
Тогда станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его (презирающих подвиги его)
Тогда, т. е. в день суда и воздаяния, последует разительная перемена в отношениях между праведными и нечестивыми в сравнении с отношениями их в здешней жизни. В здешней жизни нечестивые безнаказанно оскорбляли и преследовали праведника, презирали его подвиги благочестия и добродетели, смеялись над сими подвигами. Но в день суда и воздаяния нечестивые увидят пред собою гонимого ими праведника в качестве безмолвного судии и обличителя, который приведет их в страх одним видом своего дерзновения, т.е. выражением радостного чувства своего непостыжденного упования на Бога.
Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой