Скрыть
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Закон же привзошел: - чтобы показать, что он был в качестве промежутка, поелику, войдя между двумя предметами, стал, дабы увеличилось преступление. Сказал это о прибавлении многочисленных узаконений: ибо где увеличился грех, там преумножилась благодать, то есть у язычников, у которых увеличился грех, у них преумножилась благодать Творца.

Толкования на Послание к Римлянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Когда появилось зло и разрушилась невинность, так что не стало «делающего добро, ни одного» (Пс. 13:3; ср. Рим. 3:10-12), тогда пришел Господь, восстанавливающий милость к человеческой природе, - дабы она возросла настолько, чтобы там, где умножился грех, стала преизбыточествовать благодать

Грех преизобиловал через закон, поскольку через закон пришло познание греха, и для меня стало ущербным знать то, чего я по немощи избежать не могу. Чтобы избежать, полезно знать заранее, но если я не могу уберечься, то знание наносит ущерб. Итак, закон был изменен к противоположному. Но даже увеличение греха сделалось для меня полезным, поскольку смирило меня.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Закон же привниде, да умножится прегрешение. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать

Закон же привниде, да умножится прегрешение (ст. 20). После того, как (апостол) доказал, что вся вселенная осуждена в Адаме, а спасена и освобождена от осуждения во Христе, он благовременно рассуждает опять о законе, опровергая мнение относительно его. Закон, говорит он, не только не принес никакой пользы и не только не оказал никакой помощи, но с появлением его увеличилась и болезнь. Но слово да (ina) здесь указывает не на причину, а на следствие. Ведь закон не дан для того, чтобы умножился грех, но дан с таким расчетом, чтобы мог уменьшить и истребить преступление; а если случилось противоположное, то не по свойству закона, а по нерадению принявших закон. Для чего же (апостол) не сказал: закон был дан, а говорит: закон привниде? Чтобы показать, что нужда в нем была временной, а не главной и важнейшей, о чем (апостол) говорит и в послании к Галатам, хотя мысль эту выражает иначе, а именно: прежде пришествия веры, под законом стрегоми бехом затворени в хотящую веру открытися (Гал. III, 23). Следовательно, закон охранял стадо не для самого себя, а для другого. Так как некоторые иудеи были завистливы, распущены и нерадивы к собственным дарам, ради этого и дан был им закон, который бы сильнее обличал их, ясно показывал, в каком они находятся состоянии, и, увеличив обвинение, сильнее их обуздывал. Но не бойся: все это послужило не к большему наказанию, но к явлению большей благодати. Потому (апостол) присовокупил: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (ст. 20). Не сказал: изобиловала, но: преизбыточествова. Благодать не только освободила от наказания, но и даровала отпущение грехов, жизнь и другие блага, о которых мы многократно упоминали; это подобно тому, как если бы кто одержимого горячкою не только избавил от болезни, но сделал красивым, сильным и уважаемым, или голодного не только накормил, но и сделал его господином многих владений и возвел на высочайшую степень власти. А каким образом умножился грех? спросишь ты. Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился. Понял ли ты, какое различие между законом и благодатью? Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Когда Павел говорит: Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление, становится ясно, что иудеи не знали, с каким назначением дан был закон. Ведь он не был дан, чтобы оживлять, поскольку оживляет благодать через веру. Он был дан, чтобы показать, какими крепкими узами в грехе удерживались те, кто своими силами полагали исполнить всю праведность. Таким образом умножилось преступление: как потому, что от запрета разгоралось вожделение, так и потому, что грехопадение воздействовало на грешащих против закона.

Некоторые темы из Послания к Римлянам


Запрет умножил желание и сделал его неодолимым, так что добавилось преступление, которого не было без закона, хотя грех и был. Потому что, где нет закона, нет и преступления (Рим. 4:15).

О воздержании


Благодать действует таким образом, что добрые дела начинают делать те, кто прежде делал злые. Она не дает им оставаться во зле и учит их верить, что взамен к ним придет добро.

О благодати и свободном решении

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Закон пришел после, и таким образом умножилось преступление. То есть чтобы в подзаконных прегрешение показалось большим, потому что никто не мог оправдаться по причине слабости природы, но все словно бы подпали вине преступления. Итак, закон положен в качестве некоего обличения всеобщей слабости - чтобы проявилось, что человеческие дела нуждаются во врачевании от одного только Христа.

Фрагменты

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 19-20 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 

Апостол, говоря здесь об Адаме и о благодати, употребил точное слово: мнози. И между жившими до благодати находим некоторых неповинными в важных грехах, как-то: Авеля, Эноха, Ноя, Мелхиседека, патриархов и просиявших при законе, а также по даровании благодати многие возлюбили жизнь беззаконную. Так Апостол, указав причины воплощения Божия в том, что было с Адамом, делает возражение и прилагает решение. Возражение же заимствует из бывшего при законе, который дан между Адамом и пришествием Спасителя. Почему божественный Апостол и сказал:

Закон же привниде, да умножится прегрешение.
Речение да употребил Апостол не в означение причины, но по образу речи, ему только свойственному. Хочет же сказать, что Бог и в предшествующее время не оставлял людей без попечения о них, но иудеям дал закон, а попечением о них и другим народам показывал свет благочестия. Но в собственном смысле употреблено слово привниде, потому что концом обетования, данного патриарху, был Христос. Ибо сказано ему: Благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии (Быт.22:18). Но в средине между Авраамом и Христом привниде закон. Хотя сообщал он более точное познание, что грех есть зло, однако же не имел силы прекратить грех, а напротив того, до крайности умножил его, потому что чем больше дано заповедей, тем больше стало преступлений. Но божественный Апостол приложил краткое решение.

идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать
то есть не умалил щедрости Божией, но паче показал избыток благости.

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

После того, как доказал, что в Адаме все осуждены, а во Христе спасены, кто-нибудь, вероятно, мог усомниться и возразить: что же делал в течение стольких лет закон, если оправдал нас Христос? Закон, отвечает, пришел, то есть дан был на время, не был главной и важнейшей потребностью. Когда же он пришел, то преступление умножилось. Ибо он давал множество заповедей; но все эти заповеди люди преступили, почему и умножилось преступление. Частица же указывает на последствие. Закон дан для уменьшения и истребления греха, а вышло противоположное, не по свойству закона, но по нерадению людей. Но тогда как чрез закон умножился грех, чрез Христа благодать Божия явилась преизобильно, не только освободив нас от грехов, но и оправдав и соделав небесными и усыновив Богу. Поэтому не сказал: изобиловать, но преизобиловать, показывая этим большое изобилие ее.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Закон же привниде, да умножится прегрешение: идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать

Вслед за предыдущими словами (стихи 18 — 19) надо читать стих 21, в коем выражается промыслительная Божия цель в таком устроении нашего спасения во Господе; а этот — 20-й — стих есть вносный. Можно было обойтись и без него; но, сказавши, что пагубные следствия преступления Адамова все отъяты благодатию единого Господа Иисуса Христа, Апостол будто услышал от кого вопрос: да что же закон? — и мимоходом ответил на него. «Кто-нибудь, вероятно, мог усумниться и возразить: что же делал в течение стольких лет закон, если оправдал нас один Христос?» (блаженный Феофилакт). Сущность ответа такова: закон прившел, чтоб ускорить пришествие благодати, ибо закон размножил грехи, а грехи преумноженные привлекли преизобильную благодать. Закон привниде, да умножится прегрешение. «Частица да означает здесь не причину, но, по образу речи, свойственному сему Апостолу, указывает на последствие» (блаженный Феодорит и блаженный Феофилакт). Можно читать: закон пришел и умножились прегрешения (см.: Экумений). «Закон, говорит, не только не принес никакой пользы (то есть такой, чтоб после него не требовалось другое спасительное средство) и не оказал никакого пособия, но еще с появлением его усилилась болезнь; впрочем, не самый закон был причиною сего, а только так открылось на опыте. Ибо закон дан не для умножения греха, а для уменьшения и истребления оного. А если вышло противное, то не по свойству закона, а по нерадению принявших закон» (святой Златоуст). «Или так сказал он в укор иудеям, потому что к ним обращает речь, а они слишком высоко думали о законе. Итак, вразумляя их, он внушает им здесь, что напрасно они так много превозносятся законом. Ибо, судя по вашим делам, надо сказать, что закон привзошел, чтоб умножить прегрешения. Сказал же так по тому поводу, что помянул о пагубе во Адаме и избавлении от нее во Христе. Так, чтобы кто не приписал чего в сем отношении закону, он говорит: закон не на это дан; отъемлет славу у закона, чтобы всю ее восписать Христу» (Экумений).

Апостол сказал: привниде закон, — чтоб означить, что он есть нечто придаточное, на время установленное, в деле устроения нашего спасения, «что был он временною потребностию, а не главною и важнейшею» (святой Златоуст). «Концом обетования, данного патриарху, был Христос. Ибо сказано ему: благословятся о семени твоем ecu языцы земнии (Быт. 22, 18) . Но в средине между Авраамом и Христом привниде закон. Хотя сообщал он более точное познание, что грех есть зло, однако же не имел силы прекращать грех, а напротив того, до крайности умножил его; потому что, чем больше заповедей, тем больше стало преступлений» (блаженный Феодорит). Тут сделано то же, что делают иные лекари: дают прежде такое лекарство, которое полнее обнаруживает болезнь, выгоняет ее наружу, и потом уже уничтожают ее. Болезнь греховная при законе высыпала наружу, и стало явно всем, в какой силе обладает нами грех. Но это самое и привлекло благодать: или ускорило явление ее, или указало предопределенный момент к явлению ее. «Не бойся (что умножился грех); все сие послужило к явлению большей благодати» (святой Златоуст).

Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать. — Идеже — коль скоро, когда. Когда таким образом умножился грех, преизбыточествова — явилась в преизбыточестве, или преизбыточественною, благодать. Она всегда была присуща и покрывала род наш, но теперь излилась в преизбытке или в предопределенной полноте. Нечего было более ждать; надлежало стереть главу змия, как обетовано. «Тогда как чрез закон умножился грех, чрез Христа благодать Божия явилась преизобильно, не только освободив нас от грехов, но и оправдав и соделав небесными и усыновив Богу. Поэтому не сказал: избыточествова, — но: преизбыточествова, — показывая этим большое изобилие ее» (блаженный Феофилакт). Не теперь только присуждена она быть такою; она по существу своему такова и от века предназначена быть такою. Теперь только она явлена делом и как сама по себе преизобильна, то преизобильною и зрится.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Закон дан с тем, чтобы люди знали о своих грехах, о том, как они многочисленны и как тяжки, а без закона они не могли бы знать этого.

Дневник. Том I. 1856

Амвросиаст (†IVв.)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Желающий может возразить: «Закон не следовало давать, тогда бы не увеличился грех. Ведь если до закона грешили меньше, то не следовало быть закону». Однако очевидно, что закон нужен был, чтобы показать, что грех вменяется перед Богом и чтобы люди знали, чего следует избегать (поскольку они до этого верили в безнаказанность греха). И пророк Исаия говорит: «Закон в помощь дан»(ср. Ис. 51:4), чтобы посеянные в самой природе семена праведности, усиленные законом, с его авторитетом и под его руководством возросли в плоды праведности. Подобно тому как зародившееся угасает, если не получает подпитку, так и зачатки естественной праведности, если нет того, на что можно смотреть и почитать, не легко развиваются, но болеют и под натиском греха отступают. Привычка грешить не дает вырасти плоду, и он глохнет. По промышлению, следовательно, дан закон в помощь, как свидетельствует пророк. Однако люди, следуя старой привычке, приумножили грех. Они даже больше стали грешить, нежели прежде. Случилось так, что, когда был дан закон, грех не уменьшился, но возрос. Апостол здесь показал, что случилось, когда был дан закон, а не что закон сделал…

Очевидно, что, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать: дар Божий пришел по обетованию и связал грехи всех - для того, чтобы зависть дьявола ничего себе не приобрела. Ибо когда на пользу людям был дан закон, тогда дьявол сделал так, чтобы, подталкивая к недолжному, его извратить: чтобы данное для будущего привело к противоположному - презрению закона, чтобы от закона происходила не польза, а осуждение. Вот тогда справедливый и сострадающий Бог, чтобы попрать славу дьявола в его торжестве над человеком, положил прийти Сыну Своему для прощения всех грехов (ср. Мф. 9:6; 28:18; Мк. 2:10; Лк. 5:24; Ин. 17:1-2) - чтобы радость дара благодати была больше, нежели скорбь греха. Радость же дара благодати предназначена и тем, над кем не смог восторжествовать сатана.

Комментарии на Послание к Римлянам

Констанций (†?)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

Здесь Павел говорит о законе Моисея. Поскольку, имея естественный закон, евреи получили также и писаный, то он говорит: Закон пришел. Получив закон ради большего воздаяния и из-за собственного небрежения не соблюдая его, они впали в большее преступление.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим

Апостол доселе, начиная с III гл. 21 ст., начертал план спасения всех людей. При этом закон Моисеев оказался как будто совсем лишним. Апостол теперь разъясняет, что и закон имел значение в домостроительстве нашего спасения. Хотя он не вызвал греховности и не уничтожал ее, но он присоединился (pareishlqen, по русск. переводу не точно: пришел), стал помогать осуществлению плана домостроительства. Каким же образом? Он стал умножать, т. е. и увеличивать в числе, и усиливать прегрешения человеческие (Русский перев. : и таким образом умножилось… - не точен. По греч. здесь стоит выражение: ina pleonash, т. е. чтобы умножилось. Здесь указание на цель появления закона, а не на следствие. Люди, таким образом, стали сознательно грешить, что без закона было невозможно, и самый грех через закон приобрел особую деятельную силу (ср. Рим VII. 7 и сл.). Это было необходимо для того, чтобы могла проявиться во всей своей полноте благодать. Если бы грех не был так огромен и ощутителен, то никогда не возбудилось бы в людях потребности спасения, а следов., не признали бы люди и богатства благодати Божией и не приняли бы ее. - Грех царствовал к смерти - т. е. обнаруживал свое господство в смерти (en qanaty), именно в том, что все люди умирали. - Благодать… к жизни вечной (eiV zwhn aiwnion). Благодать еще не обнаруживается в жизни (поставлен здесь не предлог en, как выше, а предл. eiV), а в жизнь или для жизни вечной, так как на самом деле жизни вечной в полном смысле этого слова еще не открылось для людей. - Она остается пока целью их стремлений. Эта вечная жизнь - слава, о которой говорил Апостол выше (3:23), соединенная с святостью. - Иисусом Христом Господом нашим. Последние слова сравнения, начатого в 12-м ст., указывают на безмерное для нас значение Христа. Теперь - как бы хочет Апостол сказать в заключение сравнения Адама со Христом - Адам удалился от нас и Христос остается с нами Один! Мы усвояем себе совершенное Им дело спасения через то, что фактически и реально живем во Христе, как жили некогда в Адаме. Там мы существовали в форме не индивидуализированной природы и увлечены были в грех бессознательно и не свободно, здесь мы являемая уже определившимися личностями, существующими вне Христа и независимо от Него. Наше участие в Его деле, таким образом, есть разумное и сознательное. А как осуществляется это участие, как мы воссоединяем свою личность со Христом, об этом Апостол говорит в следующей, 6-й главе.

См. также Толкование на Рим. 5:12

священник Николай Рудинский (†1937)

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

Апостол отвечает, что великих заслуг в деле Господа Иисуса Христа, закон не только не уменьшил, а напротив, значительно их увеличил. Он дан был после преступления Адама, когда в сознании падших людей затмилось понятие о добре и зле. Он разъяснил его людям, но не только не сделал их лучшими, а еще худшими. В их собственном сознании, с явлением закона, умножились преступления людей. И понятно. Что ранее при затемненной совести, людьми не считалось и за преступление, стало преступлением при свете закона. Что ранее было идеалом в угождении Богу, то закон объявил малозначащим перед очами Божьими. Закон выяснил и разрешил этот идеал – будьте святы, как свят Бог (ср. Лев. 11:44, 19:2). Для исполнения же этого, у человека не было сил. Таким образом, закон обнаружил всю преступность человека, и всю его развращенность, и бессилие оправдаться пред правдой Божьей. Тогда дело искупления, совершенное Иисусом Христом, явилось во всем блеске и величии, в преизбытке благодати Божьей.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible