Источник

Глава 5

(Рим.5:1–5) «Итак, оправдавшись верою, верою крещения, мир... да имеем к Богу, чрез Господа нашего Иисуса Христа, ибо чрез Него мы возъимели доступ к... благодати сего Евангелия, в коей стоим и хвалимся в надежде славы Его», то есть силою чудес Его. «Но также и в скорбях, ради Него претерпенных, хвалимся,.. зная, что... скорбь производит терпение» в нас, и мы переносим испытания, ибо имеем надежду, которая никогда не смутит нас. И это «потому, что любовь Божия разлита в сердцах наших чрез Духа Святаго», то есть чрез Духа Святого, Которого мы получаем.

(Рим.5:6–7) «Ибо,.. когда... мы еще были без добродетели, в последнее время сие, за нечестивых , – которые не были в силах исполнить закон, – Христос... умер,.. ибо едва ли... за праведнаго ...кто умирает». Какая благодарность и от кого может быть воздана тому, кто умер бы за праведника? За праведников и мучеников, может быть, кто решился бы умереть – в надежде получить от Христа награду, по скончании времен.

(Рим.5:8–9) Чрез это, более всего «показывает Он любовь... свою в нас», чрез смерть то есть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь, если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас кровью Своею и спасет нас от того гнева, который придет при кончине мира.

(Рим.5:10) "Ибо если, когда мы были врагами ради дел наших, примирен с нами Бог чрез смерть... Сына Его» , то не тем ли более, при самом примирении спасет нас чрез «жизнь... Его» ?

(Рим.5:11) Также и «по хвала наша да будет в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа» , Который умер за нас и примирил нас с Пославшим Его.

(Рим.5:12) Но кроме того, соделал всех людей единым телом, и, говорит, в одном лице Адама грешника, и начал доказывать, что Он есть Адам сравнительно с Адамом. Как первый тот (Адам) посеял греховную нечистоту в чистые тела, и вложена была закваска зла во всю нашу массу (естество), – так Господь наш посеял праведность в тело греха, и закваска Его всю нашу массу (естество) смешала: "как чрез Адама грех вошел,.. и чрез грех... смерть» , так и на всех эта самая смерть распространилась, ибо все, как «предки», так и «потомки» грехом согрешили.

(Рим.5:13) Впрочем, «до закона» Моисеева, благодаря коему умножились заповеди, «грех» некоторым образом "не вменялся»; сказал это, может быть, ради Адамовского закона, который потом пишет то, что прежде того "не было законом».

(Рим.5:14) "Но царила смерть... от Адама до Моисея» , и прочее. Не ясно однако же, доколе "царила»? До того ли времени, когда провозвестил закон (Исх. 20 и сл.), или, когда получил он славу на лицо свое (Исх.34:29), или, пока не было сказано ему: «Я – Бог Авраама,.. Исаака,.. Иакова» (Исх.3:6), или, доколе Осия не был назван Иисусом (Числ.13:17), или же до последнего из пророков, то есть Иоанна. "Царила», – говорит, – смерть даже и над несогрешившими на подобие преступления Адама" (Рим.5:14), то есть даже и над теми, которые вовсе не преступили заповеди, вкушением от древа знания; ибо «он есть образ будущаго» времени. Таким образом учит, что как, по преступлении Адамом заповеди, смерть воцарилась над всеми, так и жизнь воскресения, говорит, воцарилась над всеми чрез Господа нашего.

(Рим.5:15–17) «Но... не как преступление было, так и... дар благодати» . Это значит: не соразмерно вреду грехопадения Адамова сообщена польза благодати чрез Господа нашего. Если ради преступления одного созданного человека могло явиться царство смерти, то и тем, конечно, более те, в коих изобиловала благодать крещения и праведность по закону сердца, получат уготованную им жизнь вместо жизни тленной, и "будут опять царствовать чрез Одного» Его, Который не есть тот же (первый) Адам, но "Господь наш... Иисус» (Рим.5:11) – творец Адама.

(Рим.5:18) Суд произведен нам чрез одного «в осуждение" , то есть чрез одного было нам осуждение. Благодать же и дар крещения, излитые по причине многих грехов, ведут нас «к оправданию» и оправдывают нас чрез очищение, данное нам туне.

(Рим.5:19) "Ибо, как чрез непослушание одного человека и ради него, грешниками стали многие, так и чрез послушание Одного , – Который был для них образцом добра, – праведными станут многие" .

(Рим.5:20) "Закон же привзошел»: – чтобы показать, что он был в качестве промежутка, поскольку, войдя между двумя предметами, стал, «дабы увеличилось преступление» . Сказал это о прибавлении многочисленных узаконений: «ибо где увеличился грех, там преумножилась благодать" , то есть у язычников, у которых увеличился грех, у них преумножилась благодать Творца.

(Рим.5:21) "Дабы, как воцарился грех в смерть», то есть ввел в грех и умертвил, «так и благодать воцарилась чрез правду», которая нас оживотворяет, и оправдывает.


Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Толкование на послания божественного Павла : к Римлянам. 10-58 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Комментарии для сайта Cackle