Скрыть
и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-4 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Павел, говорит, призванный, то есть призванный на пути в Дамаск, явившимся ему Иисусом Христом, Который послал его проповедывать Евангелие Свое (Деян. 9:1 сл.). Не говорит: тогда я призван был, когда я был избран, но: уже избран, как сотоварищи мои, прежде чем образован был мир, для проповедания Евангелия Божия. Как то, так это, Римляне, – одно есть Евангелие, один Благовестник, о Котором искони засвидетельствовали священные книги пророков, сообщая обетование о Сыне, Который в последние времена явился среди них (Израильтян), облеченный плотью, происшедшею из племени Давидова, – и открылся, как Сын Божий. Каким же образом открылся? Силою и святостию духа, то есть Своими силами и дарами, которые с Духом Святым нисходят на Его учеников. Тот, сказал, Который воскрес из мертвых. Никто не воззвал Его к жизни. Мертв был и стал жив. Сочтенный за мертвеца по телу, которое принял; живой же – по причине божества. Посему и сказал: определен Сыном Божиим. Не сказал: воззван к жизни, дабы не противоречить своим словам, но: Себя Самого воззвал от мертвых, – так что Он же и пророчества Свои исполнил и удостоверил.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего

О Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти (ст. 3). Что ты делаешь, Павел? Вознесши наши души и подняв их на высоту, показав великое и неизреченное, сказав о евангелии и евангелии Божием, представив сонм пророков и показав, что они предрекли будущее за много лет раньше, для чего ты опять низводишь нас к Давиду? Скажи мне, – о каком человеке ты говоришь, именуя его отцем Иессеева сына? Сообразно ли это с сказанным прежде? Весьма сообразно, говорит Павел, – потому что у нас речь не о простом человеке. Вследствие этого я и прибавил – по плоти, давая понять, что Ему же принадлежит и другое рождение – по Духу, Но для чего он начал с рождения по плоти, а не с высшаго – с рождения по Духу? Для того, что так начинают Матфей, Лука и Марк. К тому же, намеревающемуся возводить к небу необходимо вести снизу вверх. Так было и на самом деле. Сына Божия видели на земле человеком, а потом признали Его Богом. А какой способ учения употребил сам Он, такой же путь, ведущий к Нему, пролагает и ученик Его. Сначала говорит о рождении по плоти не потому, что оно было первое, но с тою целью, чтобы от него возвести слушателя к другому рождению – по Духу. Нареченнем Сыне Божии в силе по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа (ст. 4). Сказанное не совсем ясно, вследствие буквальной связи выражений; поэтому необходимо разделить речь. Итак, что же означают эти слова? Мы проповедуем, говорит Павел, происшедшаго от Давида. Но это ясно. Чем же доказывается, что воплотившийся есть Сын Божий? Во-первых – пророками, почему Павел и сказал: еже прежде обеща пророки своими в писаниях святых (ст 2). Этот способ доказательства имеет не малую силу. Во-вторых – самым образом рождения, который выражен у апостола словами: от семене Давидова по плоти, так как это рождение нарушило порядок Природы. В-третьих – чудесами, которыя совершил Христос, доказав тем необыкновенную силу, что и выражено словом – в силе. В-четвертых – Духом, Котораго даровал верующим в Него и чрез Котораго всех соделал святыми, почему и сказано: по Духу святыни, так как одному Богу свойственно раздавать таковые дары. В-пятых – воскресением Господа, потому что Он первый и один только воскресил сам Себя; и это Он сам называл знамением, преимущественно пред всеми другими достаточным для того, чтобы заградить уста даже бесстыдным. Он сказал: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19). И еще: егда вознесете Мя от земли, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8:28). И опять: род сей знамения ищет, и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы (Мф. 12:39). Итак, что значит – нареченный? Указанный, открывшийся, признанный, исповеданный по суждению и решению всех, вследствие предсказания пророков, вследствие чудеснаго рождения по плоти, при посредстве силы, явленной в чудесах, чрез Духа, Которым даровал освящение, чрез воскресение, которым разрушил державу смерти.

Беседы на Послание к Римлянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Павел был вынужден противодействовать невежеству тех, которые принимают Господа нашего Иисуса Христа только через воспринятую Им человечность и не понимают Его Божественности, отличающей Его от любого другого творения…

Бесспорно, такой порядок точнее и лучше: Он Сын Давида в немощи и по плоти, но Сын Бога в силе, по духу святыни… В том, что относится к Сыну Давида, Он умер; то, в чем воскрес из мертвых, относится к Сыну Бога, – в этом Он Господь самого Давида (ср. Мф.22:41-45, Мк. 12:35-37, Лк. 20:40-44).

Толкование на Послание к Римлянам


Предназначено было в отношении Иисуса, чтобы Тот, Который станет по плоти Сыном Давида, являлся в силе Сыном Бога по духу святыни, так как рожден от Духа Святого и Девы Марии. Это – уникальный и невыразимый факт становления Слова Божия человеком, когда Сын Бога и Сын человека – одно. Сын человека в силу воплощения, Сын Бога в силу Воплотившего – чтобы уже верили не в троичность, а в четверичность.

О предопределении святых


Согласно этому предназначению Сын был прославлен уже до сотворения мира, так что по воскресении из мертвых слава Его воссияла у десницы Отца, где Он восседает (ср. Мф. 26:64, Мк. 14:62, 16:19, Лк. 22:69). Когда же Он увидел, что пришло время предназначенной Ему славы, чтобы осуществилось то, что было предназначено, то молился: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17:5).

Трактат на Евангелие от Иоанна

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Сказано, что Он произошел от семени Давидова по плоти (Рим. 1:3) и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых. Определены и мы быть сынами, однако удостаиваемся этого звания не в силе, а скорее как бы через причастие благодати, приобретая это одной лишь волей Бога Отца. А с Еммануилом (т.е Христом) дело обстоит не так, совсем нет. Но даже если Он и родился от семени Давида по плоти (Рим. 1:3) и считается Сыном Божиим как один из нас, из-за человечества, то в силе и истине Он есть Сын по природе, через что и мы усыновлены… Итак, как образы по отношению к первообразу, так и мы, согласно определению, сыны по отношению к природе, а также силе и истине.

Фрагменты

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

До креста и страдания не только прочие иудеи, но и сами апостолы не думали, что Владыка Христос есть Бог. Ибо они претыкались о Его человеческие свойства, видя, как Он ел и пил, спал и уставал, и даже Его чудеса были не в состоянии привести их к такому мнению. Потому, увидев чудо на море, они сразу стали говорить: «Что это за человек, что и море, и ветры повинуются Ему?»… (Мф. 8:27) После же воскресения, и восшествия на небеса, и сошествия Святого Духа, и разнообразных чудотворений, которые они совершали, призывая Его почитаемое имя, все верующие узнали, что Он – и Бог, и единородный Сын Божий.

Толкование на послание к Римлянам

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Через чудеса Иисуса Христа, воскресение и сошествие Святого Духа вселенной было открыто и передано в качестве веры, что Он есть Сын Божий (см. Мф. 3:16, Мк. 1:10, Лк. 3:22, Ин. 1:32).

Изложение веры

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Выше сказал: о Сыне Своем, а теперь доказывает, как Он познан Сыном Божиим, и говорит, что Он наречен, то есть показан, утвержден, признан; ибо наречение есть самое признание, приговор и решение. Ибо все признали и решили, что Он – Сын Божий. Как так? В силе, то есть чрез силу знамений, которые Он творил. Притом по духу святыни, чрез который освятил верующих; ибо даровать это свойственно Богу. Также через воскресение из мертвых, ибо Он первый, и притом Он один, Сам воскресил Себя. Итак, Он узнан и открылся Сыном Божиим чрез воскресение; ибо и это великое дело, как и Сам Он говорит: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28).

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего

Нареченнем Сыне Божии. – Нареченнем, ορισθέντος, – определившемся. Как, смотря на идущего издали государя, сначала видят в нем только образ человека, а потом, когда он ближе подойдет, признают в нем какого-либо вельможу; когда же он станет совсем близко, взглянув на него, восклицают: государь! – так было и в отношении к Сыну Божию, зрак раба приявшему ради нашего спасения (см.: Флп. 2, 7). Сначала все смотрели на Него как на человека, сына древоделя (Древодель – плотник), исключая, может быть, только слагавшей в сердце Своем все о Нем глаголы Владычицы Богородицы, а потом, когда Он явил Себя миру и стал являть Божественную в Себе силу, все с изумлением вопрошали: кто есть Сей? (ср.: Мф. 8:27), признавая, однако ж, Его только необыкновенным человеком: пророк велий воста (Лк. 7:16). К концу видимого пребывания Его на земле увидели, что никакое человеческое величие не может идти в сравнение с тем, которое являет в Себе Иисус Христос Господь сил, но что же Он есть, все еще не определялось. Апостолы исповедали Его Сыном Божиим, но это просветление веры не держалось на сродной высоте, и величие Господа было затемняемо земными помышлениями. Уже по воскресении Его и сошествии Святого Духа, когда о имени Его начали повсюду совершаться Духом Святым чрез Апостолов и верующих предивные знамения, все уразумели, что Тот, о имени Коего все сие творится, есть Единородный Сын Божий и Бог. Определился наконец лик Господа, и все, узревавшие то верою, восклицали со святым Фомою: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28). «Вот что значит: нареченнем! Указанном, открывшемся, исповеданном по суду и приговору всех» (святой Златоуст). Блаженный Феодорит пишет: «до креста и страдания не только прочие иудеи, но и самые Апостолы не были уверены о Владыке Христе, что Он Бог. Преткновением было для них во Христе человеческое, – когда видели, что ест, пьет, спит, утруждается; и чудеса не приводили их к уверению в сем. Поэтому, например, увидев чудо на море, сказали: кто есть Сей человек, яко и ветры и море послушают Его? (ср.: Мф. 8:27). Почему и Господь сказал им: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:12-13). Посему до страдания Апостолы имели о Нем таковые мысли, но по воскресении и восшествии на небо, по сошествии Всесвятого Духа и после чудес всякого рода, какие совершили, призывая досточтимое имя Христово, все верующие познали, что Христос есть Бог и Единородный Сын Божий. Посему и здесь божественный Апостол научил тому, что названный Сыном Давидовым по плоти, наречен и явлен Сыном Божиим по силе, какою воздействовал Всесвятой Дух, по воскресении из мертвых Самого Господа нашего Иисуса Христа».

Слова: в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых – указывают источники, из которых вера верующих черпала себе убеждение в Божестве Господа Иисуса Христа. В силе – указывает на дивные знамения, которые Господь совершал Своею собственною, а не по благодати полученною силою (см.: Экумений) и особенно которые совершались потом Апостолами и верующими именем Его: ибо эти последние убедительнее первых. По духу святыни – указывают на обновление верующих Святым Духом с приложением к сему и особых даров благодатных. Верующие чрез таинства становились совершенно иными, новою преисполнялись жизнию, которая ставила их выше всех окружающих, и по нравам, и по просветлению ума, и по явлениям силы. Это все испытывали в себе и пред всеми являли. Какое доказательство убедительнее этого, что Тот, по вере в Коего все сие дается, есть Владыка всяческих? Из воскресения от мертвых – указывает на воскресение Господа собственною силою, и притом так, что Он уже не видел смерти: смерть Им не обладает. Это убедительнейшее доказательство приобретало изумляющую силу, когда вера вводила верующего в созерцание общего всех воскресения, имеющего совершиться Господом, основание и силу которому положил Он своим воскресением: ибо Апостолы учили, что воскресший Господь своскресил всех.

Святой Златоуст спрашивает: «чем доказывается, что воплотившийся (бывший от семени Давидова по плоти) есть Сын Божий?» И отвечает, что, – после помянутого выше исполнения на Нем всех пророчеств и чудного, превышающего устав природы, рождения Его от Приснодевы, – это доказывается, «в-третьих, – чудесами, какие совершил Христос, доказав тем необыкновенную силу; что и выражено словом: в силе. В-четвертых, – Духом, Которого даровал верующим в Него и чрез Которого всех соделал святыми, почему сказано: по духу святыни; так как единому Богу свойственно раздавать таковые дары. В-пятых, воскресением Господа, потому что Он первый и один только воскресил Сам Себя; и сие Сам Он называет знамением, преимущественно пред всеми другими достаточным заградить уста даже бесстыдным. Ибо сказал: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2, 19). И еще: егда вознесете Мене от земли, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28). И в другом месте: род сей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (ср.: Мф. 12, 39)».

Так понимают сии слова все наши толковники.

Слова: Иисуса Христа Господа нашего – по-славянски стоят в зависимости от: воскресения – так: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего. Но лучше поставлять их в соотношение с словом: о Сыне Своем, – чтоб выходило: о Сыне Своем, бывшемнареченнем… то есть – об Иисусе Христе Господе нашем. Ибо о Нем все Евангелие и вся проповедь Апостолов.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Говоря о Сыне Божием, апостол Бога назвал Отцом (Рим. 1:3). Добавив: по духу святыни, он указал на таинство Троицы. Воплотившись, Он не открывал, Кем был: Ему предназначено было по духу святыни открыться в Божией силе через воскресение из мертвых, как написано в Псалме восемьдесят четвертом: Истина возникнет из земли (Пс. 84:12). И всякое сомнение и неуверенность воскресением Его были попраны и уничтожены, подобно тому как сотник, увидев великие дела, исповедовал распятого на кресте Сыном Божиим (см. Мф. 27:54). Ведь и ученики усомнились в смерти Его, как говорит Клеопа в Эммаусе: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24:21). А Сам Господь говорит: Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин. 8:28). И еще: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32), то есть тогда узнается, что Я – Господь всех. Павел не сказал «через воскресение Иисуса Христа», но: через воскресение из мертвых, потому что воскресение Христа означало воскресение всех. Эта сила и победа во Христе становятся значительнее через то, что Умерший действует той же силой, которой действовал, будучи живым. Этим деянием Он растоптал смерть ради нашего искупления. Потому Павел называет Его «Господом нашим».

Комментарии на Послание к Римлянам

Констанций (†?)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

Сказав: в силе, Павел показывает, что Христос не был зачат обычным для человеческой природы способом, но без соития с мужчиной сотворен от Девы. Добавление: по духу святыни, указывает на творца Его человеческой природы – Духа Святого. Здесь он также указывает на время, с которого он был призван на апостольство, то есть с тех пор, как Господь Христос воскрес.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем

И открылся Сыном Божиим. Некоторые новейшие толкователи, на основании значения употребленного здесь в греч. тексте глагола ὁρίζειν, который будто бы содержит в себе указание на некоторое изменение, происходящее в лице, к которому относится этот глагол, полагают, что здесь идет речь об изменении человеческой природы Христа в прославленную, божественную, о чем Христос молился Отцу пред смертью (Ин 17:5). Но, по толкованию древних Отцов Церкви и других церковных толкователей, Апостол говорит здесь только, что со времени воскресения Христа Его достоинство, как Сына Божия, ранее неясно представляемое даже Его апостолами, стало для всех ясно. «Определился, наконец, лик Господа, и все, узревавшие то верою, восклицали с Фомою: Господь мой и Бог мой!» (еп. Феофан). А как это определилось – Апостол говорит далее, – в силе – т. е. Господь по воскресении явился как сильный, чтобы спасать (Ис. 63:1). Ранее Он пребывал в состоянии немощи (2Кор. 13:4; Евр. 2:14; 5:2). – По духу святыни, т. е. прославление Христа, как Богочеловека, имело своею внутреннею, действенною причиною совершенную святость Его, о которой Апостол говорит и в посл. к Евреям (Евр. 9:14). Так как в Ветхом Завете еще было высказано, что святой Божий не подвергнется по смерти тлению (Пс. 15:10), то совершеннейшая святость Христа также исключала возможность разложения Его тела по смерти, и Христу, как совершенно чуждому тления, необходимо было излечиться чудесно, в одно мгновение, когда пробил час Его воскресения. Таким образом, прославление Христа в акте воскресения было вполне согласно с тою Его совершенною святостью, которая ни на минуту не затмевалась ничем во время земной жизни Христа. – Через воскресение из мертвых, т. е. со времени (ex) воскресения из мертвых. Воскресение для Христа было первым (по времени) обнаружением Его прославления, как Богочеловека. – О Иисусе Христе Господе нашем. Эти слова составляют приложение к выражению 3-го ст.: о Сыне Своем. – О прославлении Христа, которое, так сказать, вывело Его из узкого круга иудейской национальности (Рим 15:8). Апостол говорит для того, чтобы дать понять римским христианам, что он, Павел, призван прославленным Христом, Который через это прославление вступил в отношения ко всему человечеству и, след., произвел Павла так же, как Апостола, для всех народов земли.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Рим. 1:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-5 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и Апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,

     Об Иисусе Христе Апостол Павел в своем предисловии, по-видимому, говорит не много, но здесь каждое слово имеет высокую цену и глубочайшее значение. Не без цели, например, он говорит о происхождении Иисуса Христа от семени Давида по плоти, ясно показывая, что Он по Божеству был Сыном Божиим прежде всех век, каковым открылся и людям, так что они видели славу Его, яко Единородного от Отца (Ин.1:14); но только это открылось для них после множества знамений силы Его Божества и в особенности по освящении их Духом, открывшим им все, а наипаче то, что такое Ииисус Христос, силою Своею воскресший из мертвых.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 3-4 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,


Эта благая весть о Сыне Божьем, Единородном Отцу по существу Своему, но для спасения людей принявшем плоть от семени (потомства) Давидова. Во время Своей земной жизни, Он являлся людям как великий Пророк. Но в силе сотворенных Им знамений и чудес, благодати Святого Духа, которую Он даровал верующим в Него, и особенно в воскресении Его из мертвых, открылось – определилось, стало яснее для всех, что Он не сын Давида, а Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш. Он-то и призвал святого Павла к Апостольству.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible