Скрыть
Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-16 Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермиа, и сущую с ними братию. Целуйте Филолога и Иулию, Ниреа и сестру его, и Олимпана, и сущыя с ними вся святыя. Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы

Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермиа, и сущию с ними братию (ст. 14). Здесь смотри не на то, что (апостол) перечислил их, не приписав им никакой похвалы, но на то, что, хотя они были и гораздо ниже всех, однако же удостоились его приветствия. Лучше же сказать, и то немалая похвала, что называет их братьями, равно как и других с ними святых, когда говорит: целуйте Филолога и Иулию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и сущыя с ними вся святыя (ст. 15). Вот самое высокое достоинство, неизреченное величие чести. Потом, чтобы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних по имени, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, (апостол) опять уравнивает всех равночестием любви и святым лобзанием, говоря: целуйте друг друга лобзанием святым (ст. 16). Этим миром он удаляет от них всякий помысел, могущий смутить их, и всякий повод к малодушию, чтобы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презрение и зависть, а святое лобзание все умиротворило и уравняло. Поэтому не только повелевает им приветствовать друг друга, но и посылает им приветствие всех церквей, - говорит: целуют вы, не того или другого в частности, но всех вообще, церкви Христовы. Замечаешь ли, какую немалую пользу мы получили от этих приветствий? Сколько сокровищ мы прошли бы мимо, если бы этой части послания не исследовали с тщательностью, разумею - такою, какая была для нас возможна? А если бы отыскался мудрый и духовный муж, то он проник бы глубже и увидел бы больше жемчужин. Но так как иные неоднократно спрашивали, почему (апостол) в этом послании многих приветствует, чего он не делал в других посланиях, то можно бы сказать на это, что (апостол) поступает таким образом потому, что еще никогда не видел римлян. Но на это скажут, что он не видел и колоссян, однако же не делает этого. Но римляне были знаменитее прочих, и в Риме, как в более безопасном и столичном городе, жили переселившиеся туда из других городов. И так как они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили ради него, то и естественно было (апостолу) похвалить их в послании. Ведь и тогда слава Павла была не мала, но настолько велика, что удостоившиеся его послания в самом этом писании находили для себя большую защиту. Павла не только уважали, но и боялись. Иначе он не стал бы говорить так: сия заступница многих бысть и самому мне; и еще: молилбыхся сам аз отлучен быти. Он и в послании к Филимону сказал: якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа (Фил. I, 9), а в Послании к галатам: се аз Павел глаголю вам (Гал. V, 2), и: npиястe мя, яко Иисуса Христа (Гал. IV, 14). Также в Послании к коринфянам говорил: яко не грядущу ми к вам разгордешася нецыи (1Кор. IV, 18), и еще: сия же преобразих на себе и Аполлоса вас ради, да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати (1Кор. IV, 6). Из всех этих мест видно, что о Павле все имели высокое мнение. Потому желая, чтобы они были в безопасности и в уважении, (апостол) приветствует и отличает каждого по возможности. Одного назвал возлюбленным, другого сродником, иного возлюбленным и сродником, иного сопленником, одного споспешником, другого искусным, иного избранным. Равным образом и касательно женщин он указывает на звание; так Фиву назвал не просто - служительницею (потому что, в противном случае, он также наименовал бы Трифену и Персиду), но говорит, что она имела и рукоположение диаконисы, одну называет споспешницею и сотрудницею, другую матерью, относительно третьей указывает труды, какие она понесла. Иным он обращает в похвалу славу их дома, других приветствует именем братий и святых, одних отличает тем, что удостаивает приветствия, других тем, что приветствует по имени, иных тем, что именует начатком, а иных отличает по старшинству; более же всех восхваляет Прискиллу и Акилу. Хотя все они были верные, но не все были равны между собою, различались друг от друга подвигами. А потому (апостол), побуждая всех к большим трудам, не утаил ничьей похвалы. Ведь если бы более трудящиеся получали не большую награду, многие сделались бы более нерадивыми.

Беседы на Послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых

Великую похвалу приписывает и этим лицам: ибо назвал их святыми.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Целуйте Филолога и Иулию, Нирея и сестру его и Олимпана и сущия с ними вся святыя

«И эти все, разумеется, были единодушны, по какой причине Апостол и приветствует их вместе. Достоинство же их указывается теми, кои были с ними. Именуя сих последних святыми, Апостол дает знать, что и первых почитает святыми, и потому приветствует их по достоинству» (Амвросиаст). «Все они, живя вместе, за добродетель, какую имели, сподобились Апостольского приветствия» (блаженный Феодорит). Может быть, и эти составляли особое собрание, как и предыдущие.

Филолог — из 70-ти — был потом святым апостолом Андреем поставлен в епископа Синопии. — Память его 5<18> ноября.

Олимпан <Олимп> — тоже из 70-ти, последуя святому Петру, при смертном страдании его, в Риме от Нерона посечен вместе со святым Иродионом. Память его 10 <23> ноября.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых

Они, надо понимать, были в единомыслии, потому Павел и приветствует их вместе, признавая и заслугу тех, кто был с ними.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь

Об Акиле и Прискилле - см. кн. Деян гл. XVIII, ст. 2. 18-19, 26 (ср. 1Кор. 16:19). Прискилла - жена Акилы - ставится на первом месте, вероятно, ввиду ее особых заслуг для Церкви (ср. 2Тим. 4:19). - Голову (точнее: шею) свою полагали за мою душу (точнее: для спасения меня). Когда это было - неизвестно. Одни видят объяснение этого в событиях, случившихся во время пребывания Ап. Павла с Ефесе (Деян 19:23 и сл.), другие относят это заступничество Акилы и Прискиллы к пребыванию Ап. Павла в Коринфе (Деян 18:6 и сл.). - Домашние церкви - это богослужебные собрания известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме, принадлежащем этому семейству.

Ст. 3-16 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Здесь названы по имени 24 лица, к которым Апостол обращается с приветствием, а потом Апостол приветствует всю церковь вообще.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-15 Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

     О многих лицах, которым посылает Апостол личные приветствия, и из которых очевидно многие были известны ему лично, история не сохранила нам никаких известий. Судя по именам, должно сказать, что это были по преимуществу лица из Греко-Римского мира, но может быть некоторые из них, будучи из Евреев, носили, по обычаю того времени, Греческие и Латинские имена.

     Об Акиле и Прискилле известно, что это были благочестивые супруги из Евреев, изгнанные из Рима при императоре Клавдии. Они некоторое время жили в Коринфе и Ефесе (1Кор.16:19), где у них Апостол Павел находил себе всегда радушный прием и защиту от врагов (Деян.18). Явившись снова в Рим, они, как люди испытанные, смело принимали у себя Христиан для собраний, что вероятно и подало повод Апостолу говорить об их домашней церкви. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, Акила был поставлен Апостолом Павлом во епископа и отправлен снова на Восток, где он много помогал Тимофею, во 2 послании к которому находится предсмертный привет Акиле от Апостола Павла (2Тим.4:19). Память его ублажается 14 июля.

     По случаю восхваления Мариами святой Иоанн Златоуст восклицает, «опять венчается и восхваляется женщина... Чем же они украшаются? Да слышат это и мужи и жены! Не перстнями и ожерельями, не златоткаными одеждами, но трудами ради истины... Много бо потрудися о нас, говорит Апостол, давая тем разуметь, что Мария, кроме слова служила и иным образом именно тем, что подвергалась опасностям, служила деньгами, совершала путешествия. Ибо тогда женщины разделяли с Апостолами труды проповедничества, почему вместе с ними путешествовали и исправляли все прочие службы (но не учили в церкви – 1Тим.2:12). И за Христом следовали женщины, усердствуя Учителю имуществом своим и прислуживая Ему».

     Эпенет был один из 70 Апостолов. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, Эпенет был епископом Карфагенским. Память его празднуется 4 января и 30 июля вместе с Амплием, Олимпаном и Андроником, бывшим епископом в Паннонии. Мощи Андроника были обретены в 396 г. 22 февраля. Андроник и жена его Юния были соплеменные Апостолу Павлу, но когда они страдали вместе с ним, неизвестно. По свидетельству святого Климента Римского, Павел был семь раз в узах, поэтому трудно указать, где сострадали ему в узах Андроник и Юния. Об Амплие сообщается, что он был из 70 Апостолов, поставлен в епископа г. Диосполь святым Апостолом Андреем и убит в Варне (в Мизии); мощи его были перенесены в Константинополь. Урбан был епископом в Македонии, где скончался мученически. Стахий был первым епископом Византийским. Память их чествуется 31 октября, вместе с Апеллесом, бывшим епископом в Ираклии и Аристовулом, бывшим епископом в Британии. Родственники последнего были не столь славны, как указанные лица, а потому Апостол не называет их поименно.

     Иродион был епископом в Патрасе и умер мученически в Риме, вместе с сыном своим, с Олимпаном и Апостолом Павлом, которому он был обязан обращением в Христианство. Память его празднуется 4 января и 8 апреля.

     Наркисс был диаконом, а потом пресвитером в Риме и епископом в Афинах. Память его ублажается 4 января и 31 октября, вместе с Флегонтом, который, по мнению некоторых, был епископом Марафонским, в Аттике.

     Трифена и Трифоса ублажаются как мученицы 31 января.

     Руф – сын Симона Киренейского, несшего крест Господень (Мк.15:21). Мать его, конечно, была в это время очень стара, поэтому Апостол Павел по расположению своему мог назвать ее своею материю. Руф епископствовал в Фивах Греческих. Память его ублажается 8 апреля.

     О Патрове предание говорит, что он был епископом одной из Италийских церквей. Его память ублажается 4 января и 5 ноября, вместе с Филологом, бывшим епископом Синопии. Асинкрит был епископом в Иркании. Ерма, по мнению Оригена, был автором книги Пастырь, пользовавшейся глубоким уважением у древних Христиан. Пров был епископом в Неаполе и Путеоле. Ермий один из 70 Апостолов, бывший епископом в Филиппополе. Память его 4 апреля.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

И эта группа святых составляла как бы отдельный приход. Все лица, поименованные в стихах 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, кроме Нирея, принадлежали к числу 70-ти Апостолов.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible