Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее
Но хочешь-ли не бояться начальников? (Так) добро делай, и за страх твой пред лицом их одобрение тебе будет большое от, них.
Василий Великий, свт. (†379)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее
Властям предержащим должно повиноваться, если только этому не препятствует заповедь Божия.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 2-3 Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти; Благое твори, и имети будеши похвалу от него
Апостол, сказав, откуда возникают власти, присовокупил: темже противляйся власти, Божию повелению противляется (ст. 2). Смотри, куда он ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться - наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, (апостол) доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, (апостол) не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу, но устрашает противоположным и тоже самое подтверждает с большей силой, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, т.е. что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями (апостол) и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу (христианского) благочестия. Ведь тогда повсюду носилась молва, обвинявшая апостолов в восстании и нововведениях, а также в том, будто они и словом и делом стараются подорвать все общественные законы. А доказав, что общий наш Владыка повелевает всем соблюдать эти законы, можно и заградить уста клеветников, обвиняющих в нововведениях, и с большею смелостью защищать истинное учение.
Итак, не стыдись такого повиновения, говорит (апостол). Этот закон дал Бог, Который грозно и отмщает тем, которые нарушают его. Если ты ослушаешься Его, то Он накажет тебя не случайным наказанием, а самым строгим, и никакие отговорки не спасут тебя, да и от людей ты понесешь жесточайшее наказание, потому что никто за тебя не вступится, а Бога ты сильно прогневаешь. Это самое и внушает (апостол), говоря: противляющиися же себе грех приимут. Затем, после страха, (апостол) доказывает пользу повиновения и убеждает на основании рассудочных доводов, говоря так: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым (ст. 3). Прежде он нанес сильный удар и привел слушателей в страх, а теперь опять делает послабление и, как мудрый врач, дает успокаивающее лекарство, утешает и говорит: чего боишься, чего ужасаешься? Разве начальник наказывает делающего добро? Разве он страшен для заботящегося о добродетели? Потому (апостол) и присовокупляет: хощеши же ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него. Видишь ли, как он делающего добро примирил с начальником, показав, что начальник поставлен хвалить его? Видишь ли, как он устранил всякий гнев?
Что преданный добродетели не нуждается в этом начальстве, послушай, что говорит Павел: аще же «хощеши… не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу» от нее. Судия, говорит, есть надзиратель над тобою. Если живешь хорошо, то он не только надзирает, но и хвалит. И что я говорю о пользе начальников, когда преданные любомудрию становятся выше и прочего еще большаго? Законы, ведь, выше начальников, и однако живущий праведно не нуждается и в законах. Об этом, послушай, что говорит Павел: «праведнику закон не лежит» (1Тим. 1:9). Если же закон не лежит, тем более не поставлено над ним начальника.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее
Делай добро, и получишь похвалу от нее [власти]. Эти слова могут задеть некоторых людей, когда они станут думать о том, что христиане часто подвергались гонениям от этих властей. Они скажут: разве не добро делали они [христиане], если не только не получили похвалы от властей, но еще и наказаны и убиваемы были ими? Слова апостола нужно обдумать. Ведь он не говорит: делай добро, и власть похвалит тебя; но: получишь похвалу от нее. Одобрит она твое доброе дело или станет гнать тебя - ты получишь похвалу от нее: либо от победы твоей послушанием Богу, либо увенчавшись короной гонимого.
Некоторые темы из Послания к Римлянам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст.2-4 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется:
Сим достаточно устрашил Апостол.
противляющиися же себе грех приемлют,
то есть делаются подлежащими наказаниям. Потом учит и о потребности начальства.
Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым.
Ибо наказывают живущих порочно.
Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть, тебе во благое.
Апостол соделал начальника достойным уважения, назвав его Божиим слугою; побудил же и к деланию доброго, сказав, что начальники хвалят за доброе.
Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему.
Если любишь доброе, почитай власть, как узаконяющую это, а если занимаешься противным тому, то бойся ее приговора, потому что поставлена Богом для наказания злых.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее
Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него
«Подействовав страхом, Апостол доказывает пользу повиновения и убеждает из разума, говоря так: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым (то есть «делающим добрые дела, но злодействующим» [Экумений]). Прежде нанес глубокую рану, привел слушателей в страх; теперь делает опять послабление и, как мудрый врач, дает успокаивающее врачевство, утешает, говорит: чего боишься? Чего ужасаешься? Разве начальник бранит делающего добро? Разве он страшен для ревнующего о добродетели? — Посему Апостол и присовокупляет: хощеши же ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него. Видишь ли, как он делающего добро примиряет с начальником, показав, что начальник поставлен хвалить его? Видишь ли, как обезоруживает всякое негодование» (святой Златоуст).
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее
Начальствующими здесь он называет царей, которых избирают для исправления жизни и предупреждения зла. В них - образ Божий, ибо им подчинены все остальные.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое
Здесь Апостол обосновывает только что высказанную им мысль о том, что ослушник власти вредит себе самому. Он вызывает против себя кару, вместо того, чтобы получить ободрение от власти. - Для добрых дел. Добрые дела, а также и злые у Ап. Павла здесь представляются как бы живыми лицами. Заметить нужно, что когда Апостол писал послание в Рим, там еще Нерон не свирепствовал против христиан, - это были первые три-четыре года по вступлении его на престол - лучшие дни его царствования. Да при том Апостол здесь опять говорит о власти с точки идеала. - Не напрасно носит меч, т. е. не даром перед судиею в Риме и в Греции носили меч. Апостол допускает возможность, считает естественным, если судия или правитель и воспользуется мечом для совершения казни над преступником. Особенно это право меча - Jus gladii - употребления его в потребных случаях предоставлено было правителям римских провинций (Upiani Digest. 2:1-3).
См. также Толкование на Рим. 13:1
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мк.10:45. Служили делу спасения и апостолы: 2Кор.2:17; как служат и их преемники: Тит.1:5; но этим не отрицается подчинение установленным Богом властям земным: Рим.13:1-5, также и властям духовным: Евр.13:17; 1Пет.5:5; Лк.10:16.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Лк.9:48. Этими словами Господь показывает, с чем должны соединиться в Церкви Его власть и первенство, – с меньшинством, или «больший да будет вам слуга»: Мф.23:11; иначе сказать, с отречением для себя от заботы о своем собственном благосостоянии или прославлении в пользу других: Ин.13:13-15;15:13. Власти гражданские, установленные Богом, здесь не отрицаются: Рим.13:1-5.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
Ин.12:31. Князем мира здесь назван диавол: Ин.16:11, Еф.2:2,6:12. Начальствующие же в мире люди считаются от Бога установленной властию: Рим.13:1-4, злословить их возбраняется: Деян.23:5.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
Ст. 3-4 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Начальники, по установлению Божию, поставлены для того, чтобы устрашать злодеев. Делающим же добро бояться их нечего, потому что Бог поставил власть для услуг добрым в том отношении, что она предохраняет их от злых, да и самих добрых поддерживает в добре, грозя страхом наказания за уклонение во зло, ибо начальники вооружены не для формы, а для наказания злых. Все это власти исполняют в качестве слуг Божьих, хотя, быть может, и не сознают этого. Они подражают Богу тем, что гневаются на злых и взыскивают с них, и тем наводят на них страх.