Скрыть
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна. Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна

Сетью ловчей и словом мятежным называется всякое намерение сделать зло, которое смущает душу увлекаемых страстями и таким образом наказывает их. Бог избавляет нас от него, когда мы к Нему прибегаем, потому что, не находя в мире ничего достойного какого-либо сравнения с Богом, мы не можем попасть в сети удовольствий.

Беседы на псалмы. На псалом 90

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна

Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем, не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что «сетию» означил тайныя козни; а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: слово обидное; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей; так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Лука Крымский, свт. (†1961)

Ст. 3-4 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его

Тех, кто водворится в крове Бога Небесного, тех, кому Бог прибежище, тех Он избавит от сети ловчи и от словесе мятежна. Какая это сеть ловча? Разные бывают сети, и самая страшная та, которую видел преподобный Антоний Великий: показана была ему огромная, страшная сеть, разостланная на земле, и сказано, что это сеть диавола. Ходим посреди сетей многих, посреди сетей, которые расставляет диавол на каждом шагу. И эти сети диавольские самые страшные для нас. Ходим и посреди сетей, расставляемых злыми людьми, ненавидящими нас, завидующими нам, людьми, которые ищут лишь своего благополучия и стремятся столкнуть со своего пути всех, кто им мешает. Они говорят слова мятежные, чуждые мира и любви, слова полные зла и ненависти, призывающие к мятежу. И от всех этих сетей и от этих слов мятежных избавит Господь тех, кто водворится под кровом Его.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его. Как бы плечами Своими защитит, станет перед тобой, руки Свои распрострет, Свои могучие плечи поставит в защиту тебе, и будешь иметь твердую надежду на безопасность под этими могучими плечами, под этими распростертыми крыльями.

Оружием обыдет тя истина Его. Истина — огромная, Божественная сила, более страшная для врагов и прежде всего врагов рода человеческого, как оружие Божие, оружие благодати Божией, оружие крепкой веры нашей в Него и непоколебимой надежды на Него. Это оружие всех защитит и от страхов избавит.

О 90-м псалме

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна

Сети чувственных ловцов, уловляющих тела людей, суть засады и леса, при дороге в тайном месте, а сети умственных ловцов, уловляющих души, то есть, демонов, суть злые нападения, и злые похоти и наветы посредством страстей. Слово мятежное Симмах перевел словом навета, то есть клеветническим, потому что такое слово производит мятеж в душе оклеветываемого, почему и Соломон сказал: страшное слово возмущает сердце мужа праведного (Прит. 12,25). Пророк обратил cиe слово к истинному человеку, т. е. живущему в помощи Всевышнего в виде обращения к нему, воодушевляет его, что Господь избавит его от сетей мысленных и чувственных ловцов, по изъяснению Афанасия.

По словам Кирилла и Дидима: Слово мятежное есть слово нечестивых еретиков, ибо возмущают сердца невинных необузданным злословием и неразумием ни того, что говорят, ни того, что доказывают.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 1–3 Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна

СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит увещание, чтоб люди твердое полагали упование на Божие покровительство. Сложен образом разговора: ибо инде Пророк глаголет, инде человек праведный, инде Сам Бог. Он исполнен высоких мыслей, и потому не меньше труден, как и красив.

ТОЛКОВАНИЕ Понеже большая часть мирских людей ищут себе различных покровителей и в случае несчастных обстоятельств то к тому, то к другому прибегают, сего ради Пророк в первом стихе научает, что нет нигде лучшаго и безопаснейшаго в бедствиях прибежища, как во едином покровительстве Бога. Таким образом все надежды, коими по большей части обманываются люди, противополагает безопасности тех, кои полагаются на Бога. То же самое учение и во втором стихе подтверждает и купно показывает, что он говорит по собственному чувствованию и по опыту веры. Таковое удостоверение со стороны учителя весьма нужно: ибо тогда имеем прямое понятие о истине учения, когда учитель не устнами токмо, но и самым сердцем произносит то, что Бог ему открыл. Следовательно, Пророк свидетельствует здесь, что учение его происходит от внутренняго расположения сердца. Оныя слова, речет Господеви, некоторые переводят: «речет о Господе», но перевод седмидесяти толковников имеет здесь больше силы.

Ибо верные не просто полагают в Боге прибежище свое, но будучи обнадежены обетованиями Его, яко друзи беседуют к Нему. Таким образом Пророк от самаго собеседования верных с Богом заключает, коль безопасно жительство под сению Бога.

Речет Господеви: заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Сия святая похвальба есть величайшее торжество веры, когда нетрепетно прибегаем к Богу, и несомненно бываем удостоверены, что Он не токмо молитвы наши слышит, но и всегда готов помогать. В третьем стихе говорит, что упование, о котором выше сказал, не будет обманчиво или тщетно: ибо Бог всегда и во всех случаях рабов Своих будет защищать и от всех зол избавлять.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Сии слова без сомнения обращает к самому себе, и сим образом воодушевляет себя к благой надежде. Сеть ловчая и слово мятежно, или, как в Еврейском тексте изображено, губительство пагубное – означают всякаго рода несчастныя приключения, дабы ведали мы, что нет такого бедствия, в котором бы Бог не помогал нам. Другие между сетью ловчею, и между словом мятежным, такое делают разделение, какое находится между злом сокровенным и явным, аки бы сказал Пророк, что сатана хотя бы явным, хотя бы скрытными ухищрениями вооружился на нас, но Божия помощь всегда будет готова.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна,

С Евр.: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы». «Сетию, – говорит блаженный Феодорит, – означил тайные козни, а вместо: словесе мятежна – Симмах перевел: «слова обидного». Таковы слова соплетающих ложь и клеветы». – Т.е. Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни». Св. Афанасий под сетею разумеет «сопротивные силы».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-8 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши

Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит от сети ловца − вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» − от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности (под крыльями Его будешь безопасен). Это потому, что истина Его будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. Ужасы ночи − скрытые тайные нападения; от стрелы, летящей днем − от нападений явных; от язвы, ходящей во мраке - от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; от сряща (слав. библ. − случайного недуга); от заразы, опустошающей в полдень − от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) − в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна

От сети ловчи (охотника) – образ всякой опасности, причиняемой хитростию. От словесе мятежна – всякая мятежная, производящая беспорядок речь, клевета, производящая несогласие, бедствия. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его

Здесь пророк, обращая речь к самому покровительствуемому Богом, говорит, что Господь Бог избавит тебя от сети ловца (птицелова или зверолова, от сети ловчи) и от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя. Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием. Под истиною Божией нужно разуметь здесь верность Божию обетованиям: Он обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible