Скрыть
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Воззовет ко Мне, и услышу его. Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его

Есть ли большее блаженство, как иметь Бога своим защитником, готовым восстать на врагов? «С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его»; – итак скорбь является уже не скорбью, а радостью и славой по причине сообитания и общения Божия, поскольку намерение тех, кто причиняет скорбь, приводит к противоположным следствиям. Так случилось с Навуходоносором, когда он вверг отроков в огненную пещь, чтобы погубить их, а они не только избавились от угрожавшей гибели, но и удостоились почитания от грозного тирана.

Беседы на псалмы. На псалом 90

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его

Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

с ним есмь в скорби

Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.

изму его, и прославлю его

Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его

О ком это высказывает такое благоволение Свое Господь? О человеке, надеющемся на Господа, о живущем в помощи Бога Вышнего. Да, лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. (Пс. 117,8–9). Бог есть Помощник всесильный: Он может легко избавить нас от всякой напасти и скорби и, как Владыка живота и смерти, продлить в мире дни наши.

Дневник. Том II. 1857–1858

Лука Крымский, свт. (†1961)

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его

Даже прославит. Измет от всякого зла, от всякого несчастия, от всякой беды.

О 90-м псалме

Евфимий Зигабен (†1118)

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его

Уповающий на Меня, говорит, воззовет и услышу его: потому что он не будет просить чего либо недостойного Моего божества, или Меня. Я во всяком искушении и скорби буду помощником ему, как был прежде в пещи с тремя отроками и после - в страдании с мучениками; и от всякой нужды освобожу его, как мы сказали и в 36-м псалме, изъясняя слова: не видел я праведника оставленным; также: и Господь не оставит его в руках его. И не только освобожу его, но и сделаю его славным и знаменитым по причине близости, которую покажу ему.

Слова Афанасия: Кто воззовет ко Мне сильным душевным голосом, тот найдет Меня послушным и готовым на помощь ему: ибо Я всегда с ним, хотя бы он находился и в бедствии. Диодор: Что может доставлять больше того блаженства, когда мы имеем Бога скорым на помощь и готовым на брань против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Не только же, говорит, Я избавлю его от скорбей, но и сделаю известным всем. Посему скорбь уже не будет скорбь, но радость и слава по причине соединения и общения Бога с находящимся в тесных обстоятельствах.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15–16 Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение мое

Сими словами, во-первых, научает, что познание имени Божия не есть праздное некое созерцание ума, но живое упование, соединенное с призыванием Бога, к Которому прямо прибегают те, кои спасения ожидают от Него. Во-вторых, показывает, что верные никогда от бед и скорбей совершенно свободны не бывают. Ибо не нежную и прохладную жизнь обещает им Бог, но токмо в скорбех скорым помощником Себя представляет. Глагол: прославлю – означает, что помощь Божия, о которой доселе говорил Пророк, не временная будет, но продолжится до конца жизни верных, Дóндеже достигнут вечныя славы. А хотя прославляет их и в мире, но полную и совершенную славу сообщает по совершении течения жизни. Следующее в последнем стихе обещание о долгоденственной жизни хотя не всегда исполняется (ибо верные по большей части отходят от мира прежде, нежели исполнят дни свои), однако не меньше истинно есть. Мы ведаем, что Божие благословение, относящееся к тленной жизни сей, не есть вечно, и не на всех изливается равномерно. Ибо иных наделяет богатством, или другими выгодами житейскими, а иных содержит в нищете: но из сего не следует, чтоб нищие были Богу неприятны. Здравие тела и крепкое сложение темперамента есть благодеяние Бога, но из сего не следует, чтоб больные и слабые люди были Ему ненавистны.

Такого рода есть и оное долгоденствие, о котором Пророк упоминает здесь, Бог мог бы продолжить жизнь рабов Своих свыше обыкновенных пределов, ежели бы собственная польза их не требовала скорее преселиться от мира. Между тем верные и малым числом дней лучше пользуются, нежели неверные десятью веками. Что касается до спасения, которое обещает Бог верным во второй части стиха, то, Поелику оно не ограничивается тесными пределами жизни, сего ради благочестивыя души к сему наипаче предмету должны напрягать все свои силы как в течении жизни, так и при самой смерти. Ибо Пророк не без намерения присовокупил сие заключение к прочим благодеяниям Божиим, но ведая, что Господь, продолжив отеческое благоволение к верным чрез всю их жизнь, напоследок являет им спасение Свое по смерти. Сие спасение, обещаемое верным, не что иное есть, как зрение Бога, которое составлять будет совершенное и вечное блаженство человека. Ибо тогда и ум свободен будет от заблуждения, и мрак неведения исчезнет, и все способности явятся в своем совершенстве. Оне достигнут той высочайшей мудрости, которая свойственна одним токмо блаженным духам. От оной премудрости возродится в воле горячайшая и постоянная любовь к Высочайшему Благу, откуду совершенно исцелится она от всякаго вожделения злаго. Сие исцеление распространится и на нисшую часть души, которая безо всякаго сопротивления и мятежа покорится высшей, и на самое тело, которое воскреснет безсмертно, безстрастно, прекрасно и просияет светлее солнца. Здесь должно подивиться слепоте человеческаго рода, как все, единодушно желая достигнуть вечнаго блаженства, небрегут о нем? – Для приобретения временнаго некоего и малаго благополучия чего не делают? Повсюду бегают, скитаются, бдят, трудятся, потеют, изощряют разум, вычищают язык, напрягают все душевныя и телесныя силы, а о стяжании истиннаго, твердаго и вечнаго блаженства и неизреченных радостей оных, уготованных любящим Бога, так нерадят, что и перста двигнуть не хотят. Страшно и помыслить, что человек, одаренный разумом и мудростию, во все время жизни своея занимается такими вещами, которыми часто преграждает сам себе путь к стяжанию вечных и величайших благ! Помолимся, дабы Тот, Который благоволил обещать нам толикая благая, излиял на нас Духа Своего и просветил наши сердечныя очи, дабы познали мы, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во Святых (Еф. 1:18).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-16 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое

Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск - очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его долготою дней - не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.

Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под долготою дней можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.

В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (ст. 3-8), то сливается с ним в молитве пред Богом.

Этот псалом - заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (ст. 16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое

После того, как успокоил праведника утешительными словами об ангелах, посылаемых Богом для охранения его от разных бед и напастей, пророк вводит Самого Бога говорящим о праведнике в таких выражениях: так как он надеялся на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня (яко позна имя Мое), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его (услышу его). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Долготою дний исполню его, т.е. получит он долголетнюю жизнь на земле и сподобится вечно блаженной жизни будущего века.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible