Скрыть
Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Смятеся от ярости око мое. Оком именует ум; потому что ум есть око души. Обетшах во всех вразех моих. Означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 7-8 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Потом, как бы на чей либо вопрос: почему к уврачеванию прегрешений призываешь милосердие? чем умилосердил ты Божество? – Пророк отвечает так: «утрудихся воздыханием моим», омою от греха «постелю мою» слезною водою. Почему же это? Потому что, говорит Пророк, «смятеся от ярости око мое», и поэтому стал я каким то ветхим и иссохшим, потому что раздражение, произведенное во мне врагами, зародило в душе гнилость. Если же одна раздражительность производит такой страх в погрешившем от оной, то кольми паче естественно будет отчаяться в спасительной надежд тем, которые сознали в жизни своей не только страсти, происходящие от раздражительности, но и все порождаемые похотью, любостяжательностию, кичливостью, честолюбием, завистью и прочим роем худых человеческих наклонностей.

Толкование на Псалом шестой

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

«Иссохло от печали око мое». Видишь ли сокрушенную душу? Высказав покаяние, пророк опять говорит о страданиях, о смущении души, о страхе, происходящем от представления гнева Божия. Под «оком» он разумеет здесь око духовное, ту рас­познавающую и разумную способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов. Так как он постоянно имел пред глазами свои прегрешения и представ­лял гнев Божий, то проводил жизнь со страхом и не в беспечности, как живут многие, но в подвигах и сокрушении. Такое смятение есть источник спокойствия; такой страх есть залог безопасности; предающийся такому волнению предотвращает всякую бурю, а не имеющий такой души подвергнется страшному крушению. Как судно, ненагруженное и предостав­ленное течению буйных ветров, скоро потопляется, так и душа, живущая беспечно, подвергается бесчисленным страстям. По­тому и блаженный Павел, выражая такое страдательное состояние души, сказал: «дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19). И как кормчий, пока тревожится заботами о плывущих, всем достав­ляет спокойствие, а когда освободит себя от забот и заснет, то производит великое смятение, так точно и человек, пре­даваясь подвигам, страху и трепету, доставляет душе своей спокойствие, а предаваясь сну беспечности потопляет ладью.

«Обветшало от всех врагов моих». Что значит: «обветшало»? Я изне­мог, говорит, от врагов моих. Подлинно, жизнь наша испол­нена подвигов и окружена бесчисленными врагами, которые бывают еще сильнее, когда мы впадаем в прегрешения. По­этому, нужно делать все для того, чтобы избежать рук их и никогда не входить с ними в общение; это – залог величайшей безопасности для нас. Указывая на сонм этих врагов, Па­вел говорит: «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Если же таков сонм наших врагов, то нужно всегда и по­стоянно быть вооруженными и избегать поводов ко грехам. Ничто так не делает нас ветхими, как грех. Потому и Павел, заповедуя предохранять себя от происходящей отсюда ветхости, говорит: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Итак, если ты сделался ветхим от греха, обнови себя покаянием.

Беседы на псалмы. На псалом 6.

Ст. 8-9 «Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих», т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: «обветшал я среди всех врагов моих». Но обрати внимание: закоснев и состарившись во гре­хах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не по­терял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорит своим врагам: «отступите от меня все, делающие беззаконие». Перестаньте, по­стыдитесь, отступите.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

«Смятеся от ярости око мое». От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке.

«Обетшах во всех вразех моих». Всего тягостнее для меня, говорит Пророк, укоризны врагов. Оне-то изнуряют, разслабляют меня, причиняют мне преждевременную старость.

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

То есть я осквернился, закоснел и состарился во грехах. Именно это означает сказанное: «Обетшах во всех вразех моих». Но смотри, после той затяжной, закоренелой в грехах болезни, проведя жизнь во всяком беззаконии, пророк не отчаялся, не перестал надеяться на милость Божию. Он не позволил себе впасть в легкомыслие, но спасся умилением, очистился слезами, оправдался исповеданием. Все это мы можем делать и в глубокой старости, в последних сединах: плакать, стенать, исповедовать грехи, молиться.

Слово на 6-й псалом

Евфимий Зигабен (†1118)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Смятеся от ярости (помутилось от раздражения) око мое

Разумеется помутилось око души пророка, т.е. ум. Ибо, зная праведный гнев Твой против грешников в день суда, я, как бы так говорит он, пришел в сильное беспокойство. Ум же пророк назвал оком, как нельзя более кстати; так как он действительно служит для человека вождем на всех путях его жизни. Так ум наш и видит, ум и слышит. Некоторые, впрочем, толкователи думают, что возмутилось у пророка его телесное око, когда сам он разгневался на своих врагов, ибо это именно свойственно, как они говорят, тем людям, которые бывают сильно разгневаны кем-нибудь.

Обетшах во всех (обветшал я среди всех) вразех моих

Точно какое-нибудь ветхое платье забросили, и презирают, говорит, меня мои враги; а между тем они боялись меня в прежнее время, пока я не согрешил. Или: обетшах, иначе говоря: состарился и сделался слабее, чем каковым был прежде—в молодости; так как именно под старость люди становятся слабее силами.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

Сии слова относятся ко изъявлению того, что произошло от превеликаго онаго излияния слез, то есть, что от слез повредилось зрение. Ибо в Еврейском, вместо смятеся, читается потемне, и разум имеет следующий: око мое, по причине плача и слез, родившихся во мне от гнева и негодования на гнусность греха, или от воображения ярости гнева Твоего, изменися и потемне. Следующий глагол, обетшах, в Еврейском также относится до ока, и положен в третием лице: обетша. Но понеже седмьдесят толковники и Иероним перевели в первом лице, то и мы, последуя им, разум стиха полагаем следующий: око мое смятеся, или потемне от ярости и негодования. Чего ради? Понеже обетшах во всех вразех моих. То есть понеже состарелся посреде множества врагов, сиречь грехов, сих смертельных врагов моея души, и ни единаго из них совершенно не победил. Нарицает же врагами и всех тех, кои ко греху привлекают, яко-то: демонов и злых человеков, или самые пороки и худыя навыки. За сим присовокупляет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Ст.8   Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
 

Смятеся от ярости око мое – т.е. от сильного смятения или огорчения, от страдания помутился и помрачился самый ум – это око души моей. «Под оком, – говорит св. Златоуст, – здесь разумеется око духовное, – та различающая и разумная способность души, которая обыкновенно возмущается от представления своих грехов». Обетшах – состарелся, ослабел, изнемог от врагов моих (Св. Злат.). Укоризны врагов изнуряют, расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость (Бл. Феод.).
С Евр.: «Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены («иссохло от печали око мое»); «обветшало от всех врагов моих», сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями («от врагов»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

См. Толкование на Пс. 6:7

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

6:7-8. Утруди́хся воздыха́нием мои́м, измы́ю на вся́ку нощь ло́же мое́, слеза́ми мои́ми посте́лю мою́ омочу́.
Смяте́ся от я́рости о́ко мое́, обетша́х во всех вразе́х мои́х.

Шестой Псалом – нарочито покаянный (стихи: 2-8). Но Давид здесь говорит не столько о самих грехах, сколько о своем раскаянии в них и о своей Богооставленности из-за них. Умоляя Господа не обличать и не карать его в гневе Своем, он смиренно указывает и на немощь свою, и на то, что пришли в смятение и кости, и душа его. В раскаянии своем он, оказывается, не только утруждал себя вздохами сердечными, но и омывал слезами постель свою, и это на всякую ночь. От сознания этого гнева Божия пришли в смятение и взоры его, и как бы ветхим, бессильным стал он и пред врагами своими. Взывая к милости Господней об избавлении души его от всех этих бед и зол, Давид говорит и о смерти, может быть, в сознании, что ее заслужил (особенно, как нужно думать, грехом против Урии). И мы видим, что такая смерть страшит его, ибо она отнимет у него возможность покаяния, а с ним и возвращения близости к Богу, почему он в середине Псалма и говорит: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?!».

«Чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемог я, говорит Давид, от стенания и плача, но и еще стенать и плакать не перестану: ибо измыю на всяку нощь ложе мое. То есть: во время ночное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывать буду, и ту постелю мою, на которой беззаконие содеял, потоком тех же слез омочу, и притом не единожды или дважды, но на всяку нощь сие творить буду... В каковом зеркале должны усматривать себя все те, которые, соделав преступление и весьма тяжкие грехи, едва малые капли слез испускают (а чаще и вовсе их не имеют), когда они отпущения грехов у Бога просят».

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих

Слово смятеся в переводе с еврейского читается так: «потемнело», «повредилось». Под словом око – «глаз», здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. Обетшах во всех вразех значит – я обветшал, устарел, ослабел, изнемог от врагов моих. Под врагами разумеет как грехи свои, так и вообще всех тех, которые привлекают ко греху, как-то: демонов, злых человеков и проч. А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible