Скрыть
услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 9-10 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият

Почему, обратив речь к врагам всякого рода, Пророк говорит: «отступите от мене вси делающии беззаконие».

Но в продолжении сего слова Пророк показывает добрую надежду, что при покаянии и мы преуспеем в добре. Ибо немедленно и в одно время обращает речь к Богу о покаянии и, пришедши в соощущение Божия о нем благоволения, возвещает милость и радуется дару, говоря: «услыша Господь глас моления моего… Господь молитву мою прият». Посему, чтобы навсегда осталось при нем благо, приобретенное покаянием, и чтобы жизнь не возымела снова потребности во вторичном покаянии, молит отвратить врагов его, наказуя их стыдом. Ибо постыженный во время худого предприятия, употребив для себя стыд наставником, удерживающим от таких дел, в последующее время воздержится от подобных искушений.

Толкование на Псалом шестой

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият

Не маловажен и этот путь к добродетели, чтобы избегать людей порочных. Этого требует от нас и Христос, и при­том с такою силою, что повелевает отвергать даже друзей столь близких к нам, как необходимейшие члены, если они соблазняют нас и общение с ними приносит нам какой-нибудь вред. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя», говорит Он, «вырви его и брось его; если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф.5:29,30), – разумея здесь не члены телесные, – нет, – но близких друзей, которых дружбу должно отвергать, если она не приносит пользы ни им, ни нам, а причиняет вред. Таким образом, упражняясь в добродетели, и сам пророк не только не искал подобных обществ, но тщательно удалял их от себя. 6. Вот плод покаяния, вот польза от слез! Душа, со­крушенная таким образом, не предается уже никакой страсти. Так будем поступать и мы. Если человек, причиняющий нам вред, будет даже облечен в диадему, не станем дорожить и дружбою, потому что нет ничего хуже человека, преданного порокам, хотя бы он был царем; и напротив, нет ничего выше человека, стяжавшего добродетель, хотя бы он был узником.

«Ибо услышал Господь голос плача моего». Не сказал про­сто: «ибо услышал Господь голос мой», но: «голос плача моего». Видишь ли, как обильно выражает он и свои действия, и глас, и плач, на­зывая здесь голосом не звук вопля, но душевное расположе­ние, и плачем – не только слезы глаз, но и слезы души? Кто предается покаянию и бывает услышан Богом, тот легко может достигнуть и этого блага – избегать общения с людьми порочными.

Беседы на псалмы. На псалом 6


Видел ты силу слез? Видел плод покаяния? Видел обновление и возрож­дение после одряхления во всех грехах? Так не говори же: я стар, немощен, закоснел во всяком грехе и уже не имею силы исполнять заповеди Христовы. Ничего подобного не можешь ты сказать теперь, не можешь отговариваться различными греховными предлогами. А если и станешь оправдываться, я тотчас докажу тебе, что если только за­хочешь, то и в старости даже можешь соблюсти заповеди Христовы лучше, чем в юности. Только на мои вопросы отвечай по правде, «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Когда же более склонен к смирению дух человека – в старости или в юности? Очевидно, в старости. А юности как бы прирождена гордость. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Скажи мне только: кто податливее на слезы и плач – юность или старость? Во всяком случае, старость. «Блаженны кроткие» (Мф.5:5). Разве не все согласны, что в юности более сильны и горячи всякие движения души, а старость преимущественно пред юностью склонна ко всякой услуге и божественной заповеди. В самом деле, в юности и те­лесная любовь возгорается, и пламень сребролюбия воюет, и весьма много других страстей, каковы – тщеславие, чревоугодие и злопамят­ство. В старости же совершенно не то: здесь слезы сокрушения, порождаемые у нас страхом Божиим, и мысли о смерти и наказании. А если мы пребудем в них и потрудимся, то достигнем и слез духовных, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 Отступите от мене вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего. Услыша Господь моление мое. Господь молитву мою прият

Да не издеваются более надо мною те, которые не видят собственных своих беззаконий, но посмеваются моим прегрешениям. Ибо сподобился я Божия благоволения, и чтó испрошено мною, тем удостоверен, что Бог не воззрит на прегрешения мои, но дарует мне прощение.

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего

«Отступите от мене, вси делающие беззаконие.» То есть я осквернился, закоснел и состарился во грехах. Именно это означает сказанное: «Обетшах во всех вразех моих». Пророк сказал, что «обетшах во всех вразех моих», но затем, укрепившись покаянием и умилением, заступлением и оставлением грехов, ощущая дерзновение и просвещение, наконец, со властию запрещает своим врагам и говорит: «Отступите от мене, вси делающие беззаконие.» Прекратите, устыдитесь, удалитесь, потому что услышал Господь моление мое в старости. «Услыша Господь глас плача моего, Господь молитву мою прият.»

Слово на 6-й псалом

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 9-10 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият

Зная, что Господь уже явит ему свою помощь, пророк ободряется духом и, устрашая своих врагов, видимых и невидимых, приказывает им, чтобы они бежали прочь от него.

Яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият

В этом именно пророк полагает причину своего собственного ободрения и трусости и бегства его врагов. Или: все приведенные слова употреблены здесь в собственном значении, как это можно встретить и в других местах. Или, наконец: так как бывает, что люди плачут или от бедности или от других каких-либо несчастий, то пророк, прибавляя к словам глас плача слово моление, хочет отличить этим способом от первого вида плача плачь свой, явившийся у него на помощь его молению; а к этому последнему слову добавляет опять слово молитва, которое свидетельствует о высшей степени молитвенного напряжения в пророке.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.

Изъясняет вышереченныя слова: Яко услыша Господь глас плача моего, и то же самое повторяет дважды и трижды, дабы показать, что молитва его благоприятна была Богу, и тем ободрить себя и других к сопротивлению искушениям.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.10   услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият
Ст.10   услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
 

Яко услыша Господь глас плача моего – т.е. мольбы мои с плачем, мои слезные и плачевные прошения. «Голосом, – говорит св. Злат., – называется здесь не звук вопля, но душевное расположение; а плачем не только слезы глаз, но и слезы души». Яко услыша Господь. Эти слова дают разуметь, что Давид каким-нибудь образом был свыше утешен и извещен о прощении Господом.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны

Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 9-11 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

Затем он обращается к этим нечестивцам, внутренне утешившись во время своей молитвы и будучи уверен, что Господь его услышит; они, нечестивцы, со стыдом должны возвратиться назад, так как псалмопевец услышан Богом (будущее, вследствие веры, видится ему уже как наступившее): пусть же это совершится!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

6:9-11. Отступи́те от мене́, вси де́лающии беззако́ние, я́ко услы́ша Госпо́дь глас пла́ча моего́:
услы́ша Госпо́дь моле́ние мое́, Госпо́дь моли́тву мою́ прия́т.
Да постыдя́тся и смяту́тся вси врази́ мои́, да возвратя́тся и устыдя́тся зело́ вско́ре.


Три последних стиха: 2-8 в шестом Псалме носят характер прямо противоположный первым семи покаянным стихам: 9-11, так как стихам: 2-8 присуще отрадное и восторженно-светлое настроение. Сердцу Давида открылось, что Господь «услышал глас плача» его и принял его молитву. И как всегда, это приближение к Богу приводит его к отвержению всего темного мира, наседавших дотоле на него беззаконий, и людей беззаконных. «Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Так на две части и делится этот шестой Псалом: стихи: 2–8 и стихи: 9–11.

Этими словами заканчивает Псалмопевец изображение удрученного состояния своего, вызванного какой-то торжествующей злобой и нападениями его врагов, указывая, что смятение его от крайней ярости их отразилось и в самых очах его, и каким-то немощным, как бы сразу постаревшим, стал он под впечатлением столь неистовой ненависти и злобы этих врагов его. Так тяжело и болезненно-остро переживал он, потрясенный пред тем глубоким раскаянием своим, лютые нападения этих беззаконников, так много перетерпел в эту пору посещения его и гневом Божиим, и яростью их. Перетерпел, и получил помилование и прощение от Бога, как и исповедует он в заключительных стихах Псалма.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Отступите от Мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият

До сих пор пророк выражал в различных образах свое бедственное состояние, происходящее от великой скорби о грехах; теперь он выражает свою великую радость и торжество над врагами. Яко услыша Господь – на основании этих слов можно предположить, что Давид каким-нибудь образом свыше был утешен и извещен о прощении ему Господом грехов его; глас плача моего – слова эти значат собственно не голос, не звуки плачевного вопля, а душевное расположение, слезные и плачевные прошения. Обрадованный и утешенный милостью Божией, Давид торжественно объявляет, что Господь не отверг, а услышал его слезное покаяние, что молитва его была благоприятна Богу, а потому он смело может теперь сопротивляться врагам своим, которых и гонит от себя, говоря: отступите, удалитесь от меня все, делающие беззаконие.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible