Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Анастасий Синаит, прп. (†701)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
Утрудихся воздыханием моим. Послушаем, какое покаяние показал Царь. Не просто трудился, но утруждал себя воздыханиями, не просто плакал, но измывал слезами ложе, и притом каждую ночь. И говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание делать тоже и впредь целую жизнь; и время, которое многие употребляют на упокоение, посвящает он на исповедание. Измыю на всяку нощь ложе мое. За одну ночь, в которую сделал я грех, провел много ночей, омочая слезами постелю мою.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 7-8 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих
Потом, как бы на чей либо вопрос: почему к уврачеванию прегрешений призываешь милосердие? чем умилосердил ты Божество? – Пророк отвечает так: «утрудихся воздыханием моим», омою от греха «постелю мою» слезною водою. Почему же это? Потому что, говорит Пророк, «смятеся от ярости око мое», и поэтому стал я каким то ветхим и иссохшим, потому что раздражение, произведенное во мне врагами, зародило в душе гнилость. Если же одна раздражительность производит такой страх в погрешившем от оной, то кольми паче естественно будет отчаяться в спасительной надежд тем, которые сознали в жизни своей не только страсти, происходящие от раздражительности, но и все порождаемые похотью, любостяжательностию, кичливостью, честолюбием, завистью и прочим роем худых человеческих наклонностей.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
Далее, желая научить, что при Божием человеколюбии должны быть и наши собственные усилия, – потому что, если бы мы указывали и на немощь свою, и на смятение свое, и на благость Божию, и на все то, что он сказал, но не приложили должного с нашей стороны, то не было бы нам никакой пользы, – посмотри, что присовокупляет он: «утомлен», говорит, «я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою».
Пусть выслушают живущие в низком состоянии, какое покаяние приносил царь, облекавшийся в порфиру; выслушаем это и мы, и умилимся. Он не только трудился, но утруждался воздыханиями, не только плакал, но слезами омывал постель свою, и не один, два или три дня, но каждую ночь; и не о прошедшем только говорит, но и о будущем. Не думайте, что он, сделав так однажды, потом предался покою; нет, он всю жизнь, постоянно поступал таким образом, – не так, как мы, которые часто, сделав это какой-нибудь один день, или даже не сделав ни однажды, предаемся смеху, роскоши и удовольствиям. Не так он поступал, но проводил жизнь в постоянных слезах. Будем же и мы подражать его исповеданию. Если мы не захотим плакать здесь, то по необходимости должны будем воздыхать и плакать там; притом там без пользы, а здесь с пользою, там со стыдом, а здесь с великим благоприличием. А что это непременно будет, о том послушай, как говорит Христос: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12). Не испытают этого плачущие здесь, но они получат великое утешение: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4); «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:24). Пусть выслушают имеющие золотые кровати, какая была кровать у царя, – не украшенная драгоценными камнями, не испещренная золотом, но омытая слезами. Для него ночи были ночами не отдохновения, а воздыханий и слез. Так как днем развлекало его множество забот, то время, которое все употребляют на отдых, он делал временем исповедания, проливая тогда самые горячие слезы. И всегда хорошо – плакать, но особенно во время ночи, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободою. Испытавшие понимают, что я говорю, знают, какую радость доставляют эти источники слез. Эти слезы могут угасить неугасимый пламень, ту реку, которая течет пред судилищем. Вот почему и Павел три года плакал день и ночь, исправляя чужие недостатки (Деян.20:31); а мы и о своих не плачем, но, предавшись смеху и сластолюбию, ночью погружаемся в глубокий сон. У нас, когда одни предаются сну, подобию смерти, другие бодрствуют бодрствованием, которое хуже смерти, размышляя в это время о барышах и доходах и устрояя козни другим. Не таковы истинно бодрствующие, но они возделывают души свои, окропляя их слезами, как дождем, и взращивая семена добродетели. Никакому пороку и разврату недоступно ложе, принимающее такие слезы. Проливающий эти слезы нисколько не думает о земном, избавляет душу свою от всякого беспокойства и делает ум свой светлее солнца. Не подумайте, что я говорю только монахам; это увещание относится и к мирянам, и к ним еще более, нежели к тем, потому что они особенно имеют нужду в врачествах покаяния. Кто плачет таким образом, тот встанет с душою, превосходящею тихую пристань, отвергнув все страсти; исполнившись великого веселия. он пойдет в дом Божий с дерзновением; с ближним он будет беседовать с удовольствием, потому что в нем не гнездится гнев, не воспламеняется ни похоть, ни сребролюбие, ни зависть, и ничто подобное. Это ночное стенание и слезы прогоняют все это, как бы диких зверей, скрывающихся внутри.
Велик огонь греха, но угасает от немногих слез, потому что слеза гасит пожар греховный и омывает зловоние греха. Об этом свидетельствует блаженный Давид, когда он, указывая, как сильна слеза, говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Если бы он хотел означить только обилие слез, то достаточно было бы сказать: слезами моими постелю мою омочу; для чего же он наперед сказал: измыю? Для того, чтобы показать, что слезы омывают и очищают от грехов.
Твердо зная, что сеющие слезами с радостью пожнут колосья небесной (жизни). «Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью», – в воскресении, «собирая снопы свои» (Пс.125:6). Как водою и Духом (мы крестимся), так и, крестясь водою слез и огнем горячей душевной боли, мы получаем очищение. Как крещение, так и истинное слезное сокрушение не даются никогда без Святого Духа.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
Знаю, что велико и тяжко, в чем прегрешил я, но непрестанно проливаю слезы, и оплакиваю грехи, на которые отважился, и оскверненное беззаконием ложе мое омываю всегда слезами, стараясь очистить оное ими, даже, если получу и прощение, не перестану делать сего. Ибо это значат слова: «измыю» и «омочу на всяку нощь ложе мое».
Анастасий Синаит, прп. (†701)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
Посему и прибавляет: «Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу», достоверно зная, что сеющие на земле слезные капли из очей в радости пожнут небесную траву. «Ходящий хождаху и плакахуся, метающи семена своя: грядуще же приидут радостию в воскресении, вземлюще рукояти (снопы) своя» (Пс.125:6). Ибо как водою и духом мы возрождаемся в крещении, так водою слез, огнем и жаром умиления мы вновь обновляем свое крещение, очищаемся и становимся причастниками Святого Духа. Потому ни крещение, ни истинное слезное умиление никогда не дается без содействия Святого Духа. И не удивляйся тому, что часто в самый час крещения рождается в нас умиление. Ведь мы получаем, будучи еще младенцами, в крещении благодать и отпущение, но, возрастая в грехах, мараем и угашаем эти [дары]. Слезами же до старости и до последнего вздоха мы можем ежедневно вновь креститься и очищаться, как говорится далее в псалме.
Евфимий Зигабен (†1118)
Утрудился воздиханием моим (воздыхая), измыю (омываю) на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (орошаю)
Не просто, говорит, я трудился, но трудился, издавая стоны; а это свидетельствует о весьма усиленном труде. И не сказал также просто: поплачу или пролью слезы, но сказал: выкупаю в слезах мое ложе,—и притом не один и не два раза, но я стану, говорит, поступать таким образом в продолжение каждой ночи. Днем отвлекают меня от этого разные заботы, а потому время отдыха от дневных забот (т.е. ночь) я и сделаю для себя временем исповедания, когда никто и ничто меня не беспокоит. И действительно, ночное время есть время самое удобное для раскаяния. Далее слова: слезами моими постелю мою омочу, составляют добавление к предыдущим словам: измыю на всяку нощь ложе мое, как дополняющие и поясняющие первые. Послушаем же теперь мы—простые смертные, как кается такой великий царь, каким был пророк, и станем подражать ему в этом. Приведенные выше слова пророк произносит с целью, как можно скорее и легче склонить на милость милосердного к нам Господа, да— не когда огромное время бедствия надломит в пророке силы его духа и соделает его ни на что доброе неспособным (явит ему Господь свое милосердие).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.
Четвертый довод выводит Пророк от плодов достойных покаяния, которые Богу принести обещает, глаголя, что не токмо признает грех свой и гнушается оным, но и хощет по возможности наказать себя. К чему и нас примером своим возбуждает: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1Кор. 11:31). То есть: аще бы сами себя осуждали и наказывали, то не были бы осуждени и наказани от Господа: щадит бо Господь не щадящих себе. Глаголет убо: утрудихся воздыханием моим, то есть: чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемогох от стенания и плача, но и еще стенати и плакати не престану; измыю бо на всяку нощь ложе мое, то есть: во время нощное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывати буду, и ту постелю мою, на нейже беззаконие содеях, потоком тех же слез омочу, и притом не единожды, или дважды, но на всяку нощь сие творити буду. Здесь заметить должно, во-первых, множество слез, излиянных Давидом: ибо вместо глагола измыю, в Еврейском тексте читается: плавати сотворю, как перевел Иероним. Да и самый Славянский глагол измыю немалых слез излияние являет, когда самая постеля оными измыта была. Равным образом, и глагол омочу означает великое множество слез, текущих на подобие источника. Во-вторых долговременность или продолжение слез: ибо оныя слова: на всяку нощь, суть обоюдныя, то есть, двоякое знаменование имеющия. Ибо могут означить: чрез всю нощь, как перевел Иероним, и: на всяку нощь, как перевели седмьдесят толковников. И то, и другое удивительно, и купно истинно: то есть, что и чрез долгое время, и притом на всякую нощь изливал Пророк изобильныя слезы. В котором зерцале должны усматривать себя те, которые, соделав премногие и зело тяжкие грехи, едва малыя капли слез испускают, когда отпущения грехов у Бога просят.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
Утрудихся воздыханием моим. С Евр. весь стих: «Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою». Как глубоко было раскаяние Давида! По мнению св. Афанасия, словами: измыю, омочу Давид говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание слезно каяться во всю жизнь. «Если и прощение получу, не престану каяться» (Бл. Феод.). «Давид, – говорит св. Злат., – всю жизнь проводил в постоянных слезах»
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Смяте́ся от я́рости о́ко мое́, обетша́х во всех вразе́х мои́х.
Шестой Псалом – нарочито покаянный (стихи: 2-8). Но Давид здесь говорит не столько о самих грехах, сколько о своем раскаянии в них и о своей Богооставленности из-за них. Умоляя Господа не обличать и не карать его в гневе Своем, он смиренно указывает и на немощь свою, и на то, что пришли в смятение и кости, и душа его. В раскаянии своем он, оказывается, не только утруждал себя вздохами сердечными, но и омывал слезами постель свою, и это на всякую ночь. От сознания этого гнева Божия пришли в смятение и взоры его, и как бы ветхим, бессильным стал он и пред врагами своими. Взывая к милости Господней об избавлении души его от всех этих бед и зол, Давид говорит и о смерти, может быть, в сознании, что ее заслужил (особенно, как нужно думать, грехом против Урии). И мы видим, что такая смерть страшит его, ибо она отнимет у него возможность покаяния, а с ним и возвращения близости к Богу, почему он в середине Псалма и говорит: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?!».
«Чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемог я, говорит Давид, от стенания и плача, но и еще стенать и плакать не перестану: ибо измыю на всяку нощь ложе мое. То есть: во время ночное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывать буду, и ту постелю мою, на которой беззаконие содеял, потоком тех же слез омочу, и притом не единожды или дважды, но на всяку нощь сие творить буду... В каковом зеркале должны усматривать себя все те, которые, соделав преступление и весьма тяжкие грехи, едва малые капли слез испускают (а чаще и вовсе их не имеют), когда они отпущения грехов у Бога просят».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу
По русскому переводу: «Утомлен я воздыханиями моими (происходящими от сильной скорби о содеянных грехах), каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». Как глубоко раскаяние Давида! Есть предание, что он всю жизнь, следующую за грехопадением, проводил в постоянных слезах. И за такое слезное покаяние он получил достойное утешение от Господа, рекшего: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5:4). Господь простил ему грехи, возвратил прежнее благоволение, не отнял от него Духа Святого, сопричислил его к лику святых угодников Своих. А Святая Церковь Христова поставляет его одним из первых образцов покаяния для всех грешников, ищущих обращения и спасения.