Скрыть
Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

Посему скажу: «да постыдятся и посрамятся зело вси врази мои», «врази же человеку, очевидно, домашнии его» (Мф. 10:36), которые «от сердца исходят и сквернят человека» (Мф.15:18), и за которыми, если вскоре отвратятся со стыдом, последует для нас упование славы, не стыдом оканчивающееся, по благодати Господа. Ему слава во веки. Аминь

Толкование на Псалом шестой

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

Это желание заключает в себе великую пользу, т.е. чтобы они устыдились и возвра­тились назад, потому что если идущие худо устыдятся и воз­вратятся назад, то отстанут от пороков. Как мы, видя человека, стремящегося к пропасти, удерживаем его от даль­нейшего стремления и говорим: «человек, куда ты стремишься? – пред тобою пропасть», так точно и пророк желает, чтобы злые возвратились назад. Так и взбесившаяся лошадь, если кто-нибудь скоро не удержит ее, скоро погибает. Так и врачи с великой поспешностью стараются остановить дальнейшее рас­пространение яда какого-нибудь ядовитого животного, часто за­ражающего все тело, пресекая происходящий от него вред. Так точно будем поступать и мы, будем с великой поспешно­стью истреблять в себе порок, чтобы эта болезнь, развиваясь, не усилилась. Греховные раны, будучи оставляемы в пренебрежении, делаются больше, и не ранами только ограничиваются эти болезни и немощи, а рождают бессмертную смерть, тогда как, будучи исторгаемы вначале и когда еще малы, они не сделаются и вели­кими.

Беседы на псалмы. На псалом 6

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да постыдятся и смятутся вси врази Мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Поэтому зная сие, перестаньте наносить мне укоризны, но, приведя себе на мысль собственныя свои беззакония, исполнитесь стыда, смущения и смятения; потому что суд Божий праведен и весьма страшен.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящии ми злая

Непрестанно ищущие души нашей ищут посредством страстных помыслов ввергнуть ее в мысленный, или действительный грех. Но когда сретят ум, не приемлющий их, тогда постыдятся и посрамятся; когда же найдут, что ум занят духовным созерцанием, тогда возвратятся вспять и устыдятся зело вскоре (Пс. 6, 11).

Главы о любви

Анастасий Синаит, прп. (†701)

«Да постыдятся и смятутся вси врази мои; да возвратятся и устыдятся зело вскоре.» Увидел ли ты силу слез? Увидел ли плод исповедания грехов? Увидел ли закоренелость во всяком грехе и возрождение? После этого не говори мне: я стар, немощен, обветшал, всякий грех стал привычным для меня, и потому не в силах больше соблюдать заповеди Божии. Не говори мне ничего подобного, не оправдывайся в грехах. … при Маврикии, императоре христиан, был в пределах Фракии некий начальник разбойников, дикий и бесчеловечный. Был он таков, что даже дороги сделал там непроходимыми, и многие из воинов пытались захватить его, но не смогли. Услышав о нем, божественнейший император Маврикий послал к нему с неким юным отроком свой крест со словами: не бойся. Разбойник сими словами императора при содействии благодати Божией так был тронут, что оставил разбойничий обычай, с кротостью агнца пришел и с раскаянием припал к ногам императора. Немного дней спустя разбойник впал в жестокую болезнь и был положен в лечебницу, называемую Сампсоновой. Там, приняв немного вина, он погрузился в глубокий сон, потом, пробудясь от сна и придя в себя, застигнутый ночью, почувствовал усилившуюся болезнь и обратился к Всещедрому Богу, со слезами исповедуясь и прося оставления своих грехов такими словами: «Владыко Человеколюбче! Я не ищу у Тебя ничего странного; ибо как на одном из разбойников, бывших до меня, так и на мне яви милость Свою и прими сей мой предсмертный плач, который я изливаю на ложе. И как те, которые пришли в одиннадцатом часу, не сделав ничего достойного награды (однако получили ее), так и мои прими малые слезы, очищая и крестя меня в них. Предсмертное прощение вмени мне вместо крещения и не требуй от меня большего. Ибо нет у меня времени, когда уже и приставники мои приблизились. Не противоборствуй мне, не попирай то благое, что есть во мне. Беззакония мои настигли меня, предварив вечер [моей жизни], долги мои несказанно велики. Но как Ты принял горький плач Апостола Петра, так и меня прими, Человеколюбче. Я проливаю эти слезы на рукописание моих грехов, и губой милосердия Твоего отри погрешности мои, не имеющие себе равных». Подобным образом в течение многих часов исповедовался разбойник и, отерев собственным платком слезы, испустил дух, как рассказали лежащие рядом с ним. Врач же некий, надсматривавший над той странноприимницей, заснув в своем доме, увидел во сне, как в тот самый час, в который скончался разбойник, множество муринов пришло к его постели с огромным числом хартий, в которые были вписаны грехи разбойника. Потом пришли два светоносных мужа, которые принесли с собой весы. Когда мурины бросили все рукописания [грехов] разбойника на одну чашу, то другая поднялась высоко. Тогда светоносные Ангелы промолвили: «Неужели здесь мы ничего не найдем?» И говорит один другому: «Что мы можем тут найти? Еще не прошел десятый день, как он перестал убивать и разбойничать. Что же мы ищем у него доброго?» Во время этой беседы Ангелы стали ощупывать его постель: не найдут ли и они что доброе? И, найдя лишь один платок, которым разбойник утирал слезы, один из Ангелов говорит другому: «Поистине здесь был только один платок, омоченный его слезами. Но давай бросим его на другую чашу весов, а вместе с ним и [положим] человеколюбие Божие, и посмотрим, что из этого произойдет». И как только они бросили платок в пустую чашу весов, она стала тяжелой, и рассыпались все рукописания, бывшие в другой чаше. Тогда Ангелы воскликнули в один голос: «Победило человеколюбие Владыки» и взяв душу разбойника, унесли ее с собой. Мурины же со стыдом разбежались. А врач от видения сего тотчас пробудился от сна, надел свой плащ и немедленно пришел в странноприимный дом. И, подойдя к постели разбойника, он нашел тело его еще не остывшим, а душу уже отшедшей ко Господу. На глазах его лежал платок, полный слез. И, узнав от лежащих рядом о том, что разбойник принес Богу покаяние, взял платок, отнес его к благочестивейшему императору, показал ему и поведал о том, что он увидел во сне, и о том, что услышал от лежащих рядом с разбойником, сказав императору: «Возблагодарим Бога, благочестивейший государь! Мы слышали о разбойнике, который был спасен исповеданием [грехов] при кресте Небесного Царя, теперь же мы видим разбойника, спасенного исповеданием [грехов] во время твоего царствования». Выслушав все сие, поверим этому рассказу как истинному. Однако лучше предварить страшный час смертный и приготовить себя покаянием. Скажи мне, сколько таких, которые внезапно похищаются [из сей жизни], не имея возможности ни слова промолвить, ни слез пролить, ни завещания исполнить? Кто же тебя уверил, что ты в предсмертный час найдешь столько слез, чтобы принести их Богу, сколько принес оный разбойник? Посему не будем ждать и откладывать исповедание Богу [своих грехов] на смертный час, но лучше «предварим лице Его во исповедании» (Пс.94:2).

Слово на 6-й псалом

Евфимий Зигабен (†1118)

Да постыдятся и смятутся вcи врази мои

Пророк молит Бога, чтобы скорее наступало то, что должно обозначать близкий конец его бедствий. И как не останутся постыженными тогда враги его, когда увидят они вдруг, что оказываются тщетными все их надежды на то, будто пророк, лишенный Божия благоволения, будет для них теперь легко победимым; а постыженные таким образом как не устрашатся снова его.

Да возвратятся и устыдятся зело вскоре (весьма скоро).

Очутившись в таком положении, они отступят, говорит, назад. Выражение устыдятся указываете на сильный стыд. Далее, слова зело вскоре составляют как бы общее добавление к первым, в которых высказывается только одно желание; а здесь выражается молитва пророка о том, чтобы это желание его исполнилось как можно скорее и его враги потерпели бы то, чего они заслуживают. Некоторые, впрочем, толкователи псалмов думают, что в приведенных выше словах пророка содержится скорее молитва, но не зложелание какое-либо по отношению к его врагам; именно, говорят они, пророк молится за своих врагов, чтобы они, совещающиеся на злое, почувствовали сначала стыд, потом страх от того, что сам Бог есть его помощник; чтобы они отстали от собственного их нечестия и таким образом соделались бы лучшими.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Заключает псалом, желая совершеннаго конца духовным бранем, и обращая речь ко врагам внутренним и внешним, восклицает, да постыдятся и смятутся вси врази мои, понеже не успели в злых намерениях своих, но всуе трудилися. Да возвратятся вспять, – откуду пришли, – и устыдятся посрамлени, – да разыдутся зело вскоре. Не хощу бо и аз далее отлагати исправления жизни, но от сего часа, от сея минуты обращаюся на правый и спасительный путь Господень. Сие заключение можно почесть: 1) молитвою о обращении тех, кои или гонением или наветами озлобили неповиннаго Давида; желает бо и молится, да постыдятся и смятутся истинным покаянием и сожалением о грехе: и тако к Богу да обратятся скоро; 2) пророчеством, которое исполниться имеет в день страшнаго суда Господня. Тогда бо воистинну вси нечестивии, немилосердо гонившии и озлоблявшии праведных, постыдятся, смятутся, раскаются и обратятся к познанию истины, но тщетно. Тогда рекут в себе: убо заблудихом от пути истиннаго, но рекут поздно. Сие же будет зело вскоре, ибо день Господень не коснит, хотя ныне и является инако: но когда внезапу приидет, тогда восчувствуют, яко прииде зело вскоре.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.11   Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

Ст.11   Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
 

Да возвратятся, т.е. к своему долгу, порядку, или к добродетели, и устыдятся. «Это желание, – говорит св. Злат., – заключает в себе великую пользу, т.е. чтобы (враги Давида) устыдились и возвратились назад; ибо, если идущие худо устыдятся и возвратятся назад: то отстанут от пороков».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны

Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

6:9-11. Отступи́те от мене́, вси де́лающии беззако́ние, я́ко услы́ша Госпо́дь глас пла́ча моего́:
услы́ша Госпо́дь моле́ние мое́, Госпо́дь моли́тву мою́ прия́т.
Да постыдя́тся и смяту́тся вси врази́ мои́, да возвратя́тся и устыдя́тся зело́ вско́ре.


Три последних стиха: 2-8 в шестом Псалме носят характер прямо противоположный первым семи покаянным стихам: 9-11, так как стихам: 2-8 присуще отрадное и восторженно-светлое настроение. Сердцу Давида открылось, что Господь «услышал глас плача» его и принял его молитву. И как всегда, это приближение к Богу приводит его к отвержению всего темного мира, наседавших дотоле на него беззаконий, и людей беззаконных. «Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре». Так на две части и делится этот шестой Псалом: стихи: 2–8 и стихи: 9–11.

Этими словами заканчивает Псалмопевец изображение удрученного состояния своего, вызванного какой-то торжествующей злобой и нападениями его врагов, указывая, что смятение его от крайней ярости их отразилось и в самых очах его, и каким-то немощным, как бы сразу постаревшим, стал он под впечатлением столь неистовой ненависти и злобы этих врагов его. Так тяжело и болезненно-остро переживал он, потрясенный пред тем глубоким раскаянием своим, лютые нападения этих беззаконников, так много перетерпел в эту пору посещения его и гневом Божиим, и яростью их. Перетерпел, и получил помилование и прощение от Бога, как и исповедует он в заключительных стихах Псалма.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре

Этими словами пророк заканчивает псалом, выражая еще раз торжество над врагами своими и желание того, чтобы они устыдились своей позорной деятельности и возвратились с погибельного пути на путь правый, ведущий к покаянию и спасению. «Да будут, – говорит, – постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible