Скрыть
Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты

Попраша мя врази мои весь день. Давид знал, что Саул злоумышляет против него, наставляемый невидимыми демонами. Или выражает этим сказанное: несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы noднeбecным (Еф. 6:12). Яко мнози борющии мя с высоты. Хотя и восстают они, но, уповая на Тебя, побежду их всех. Это упование придало мне такую крепость, что не боюсь воюющих против меня издавна.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 3-4 Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя

Для добродетели же главное – Божья помощь, которой сподобляется своею жизнью присвоивший себе Божью милость. Как иной при внезапном нашествии какого либо разбойника, или убийцы, для избежания опасности, не довольствуясь самим собою, призывает на помощь кого либо из друзей; так и здесь вступающий в битву для борьбы с человеком (а именуя человека, Пророк собирательным сим именем указывает на немощи естества) призывает помощь свыше, говоря, что попирает его борющий, что он подавлен и приведен в отчаянье продолжением борьбы во весь день; что не один враг вступает с ним в борьбу; напротив же того один этот человек есть целая толпа врагов. «Попраша мя, – говорит Пророк, – врази мои весь день, с высоты», низлагая тем самым, что они выше попираемого. И не днем, не при свете совершается это; вспомоществуемый светом не убоялся бы я; почему говорит: «в день не убоюся», и даете видеть умалчиваемым, что тьмою наводят на него страх враги. Впрочем, таковой борец делает для себя днем надежду на свет, которым уничтожается тьма. «В день не убоюся, аз же уповаю на Тя».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми». «Попраша мя врази мои весь день». Различными врагами изгоняемый, боримый, и как бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человеколюбия, Владыка. Слова: «весь день» Симмах перевел: всякий день, т. е. непрерывно, непрестанно.

«Яко мнози борющии мя с высоты». Не убоялся я, говорит Пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое предприняли они против нас брань. Ибо «высотою» дня назвал он благоуспешность в настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потом учит, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствием.

Евфимий Зигабен (†1118)

В день не убоюся, аз же уповаю на Тя

Высотою Давид называет здесь, по изъяснению Феодорита, силу и власть, или и удачу; ибо кто с высокого места бьет находящихся внизу, тот попадет в них удачно, и невпопад удар его не бывает. А днями называет благоденствие и счастье врагов; ибо Давид, утешая себя пророчеством об имевшей постигнуть их погибели, говорит, что не убоюсь таковых временных благополучий человеческих.

Нисский говорит: Попирали меня враги мои, весь день метая с высоты, потому что стали выше попираемого. И это было не днем и не при свете. Ибо если бы я имел помощь от света, я не боялся бы; потому то говорит: днем я не убоюсь, где умалчивая о ночи, показывает, что страх со стороны врагов наводится на него посредством тьмы. Но таковой чрез упование на свет, которым истребляется тьма, производит для себя день, почему и говорит: днем не убоюсь, но я буду уповать на Тебя. Феодорит: Итак, хорошо выразился: но я буду уповать на Тебя,—вместо того, чтоб сказать: ибо нет другого, могущего избавить искушаемых от нападений, кроме твоего, Владыко, попечения. И Исихий: Итак, не станем низвергаться на землю, то есть, в земное; и никто не в состоянии будет попрать нас. Притом не позволим врагам своим «тать выше нас, но, взойдя на лестницу добродетелей, постараемся поставить злоумышленников ниже себя. Ибо если, говорит, мы будем ходить при свете и днем, как говорит ап. Павел, станем поступать благоприлично; то мы, без сомнения, не убоимся никакого наветника, употребляя против них орудие—веру в Бога и надежду на Него.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты

Пророк начинает псалом молитвою, испрашивая милости у Бога. Жалуется на Саула и на других премногих домашних врагов, от которых претерпевал неправедное гонение, и когда хотел уклониться от них, впал в другую тяжчайшую напасть у иноплеменников, от которых с превеликим трудом свободяся, еще принужден был, яко изгнанник и нищий, в пещере укрываться. Нарицает прикровенно Саула человеком, дабы противоположить человека Богу, аки бы рекл: к Тебе, о Боже, прибегаю: Ты меня помилуй, понеже человек попирает мя. На небо взираю, понеже от земли презрен есмь, ко Господу взываю, понеже сослужители и раби гонят, и не ныне токмо вред причиняют, но издавна озлобляют, и никогда отдохнуть не дают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   Попра́ша мя́ врази́ мои́ ве́сь де́нь: я́ко мно́зи борю́щiи мя́ съ высоты́.
Ст.4   Въ де́нь не {се́й рѣ́чи не въ нѣ́кiихъ не имѣ́ется} убою́ся, а́зъ же упова́ю на Тя́.
Ст.3   Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
Ст.4   Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.



"Яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя."
В некоторых изданиях LХХ читается: поскольку многие воюют против меня от высоты дня, не убоюся. «Но это, – говорит бл. Иероним, – прибавлено (т.е. отрицательная частица: не); и так поставляет слова сих стихов: яко мнози борющии мя, того ради я от высоты дня убоюся, т.е. убоюся не борющих меня, но Твоего вышнего света».
Симмах переводит 4-й стих: «в какой бы день ни убояться мне, на Тебя уповаю».
Под высотою дня бл. Феодорит разумеет благоуспешность в настоящей жизни временную и непрочную, и читает: не убоюся. «Не убоялся я, говорит пророк, благоденствия людей, понадеявшись на которое, предприняли они против нас брань; не убоялся я благоуспешности временной, имея Твою помощь» (Бл. Феодорит).
«Хотя и восстают они; но, уповая на Тебя, побежду их всех. Упование сие придало мне такую крепость, что не боюсь воюющих против меня издавна» (Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты

Так молитвенно взывает к Господу Богу псалмопевец, быв угнетен каждый день и со всех сторон преследующими его врагами. Попра мя (от слова «попрати» – «попирать, топтать») значит то же, что «сокрушил», или «готов уничтожить меня». Боря значит: «нападая, воюя». Стужи то же, что «стеснил, замучил». Прося милости у Бога или защиты от врагов, псалмопевец прежде всего говорит здесь об одном, главном враге и именует его человеком, под каковым наименованием разумеет Саула, а не называет его по имени, из уважения к его царскому достоинству и почитая в лице его помазанника Божия. Он жалуется, что враг этот готов «поглотить» (в пер. с евр.), уничтожить его (попра мя); ежедневно нападая и преследуя (весь день – всякий день – боря), докучает и мучит меня различными скорбями душевными и телесными. А далее (следующий стих) говорит он о многих врагах, ежедневно притесняющих его с высоты: мнози борющии мя с высоты. Последнее выражение (с высоты) различно переводится и объясняется. Но, как более соответствующее и согласное с обстоятельствами положения отношения врагов Давида к этому последнему, нужно принять то объяснение: что враги Давида – сообщники Саула царя занимали высокое положение при дворе царя и потому действовали против Давида со властью и силой непреоборимою, как те враги на войне, которые, занимая позицию на высокой горе, бросают стрелы, или меткие выстрелы, в противников своих, находящихся внизу и лишенных возможности с равной силою отражать эти выстрелы. Таким образом, в этих стихах св. Давид говорит так: помилуй и защити меня, Господи Боже мой, от сильного врага моего, ежедневно нападающего на меня, притесняющего до такой степени, что готов он уничтожить меня. Защити меня и от того множества врагов, которые в сообществе с главным врагом, пользуясь высотою положения своего и сильною властью, ежедневно усиливаются как бы поглотить, уничтожить (попраша) меня.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible