Скрыть
ибо Ты избавил душу мою от смерти, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Яко избавил ecu душу мою от смерти. От смерти духовной, то есть, от неведения Бога. И нозе мои от поползновения, говорит о грехе, потому что он низвел в смерть. Благоугожду пред Господем во свете живых. Ибо, кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь часть во стране живых, — все это даровано нам пришествием Господним. Потому и надписывается псалом — столпописание Давиду.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 12-14 На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея: яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

«На Бога уповах». При Его помощи страха плотского уже не убоюся. «Во мне, – продолжает, – молитвы, яже воздам хвалы: яко избавил еси душу мою от смерти, и нозе мои от поползновения». А поползновением называет уклонение от хождения по заповедям, от которого произошло падение. Посему, будучи избавлен от смерти и восставлен от падения, представляется лицу Божию, от которого был удален, когда первоначально вкусил от запрещенного заповедью, и от стыда сокрыл себя под тенью смоковницы. Итак, восприяв снова дерзновение, восстановляется для оживляющего света. Ибо говорит: «благоугожду пред Господем во свете живых», откуда в начале отчужден был грехом.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Воспользовавшись столькими благодеяниями и преодолев различныя козни, позабочусь о служении Тебе, и изберу такую жизнь, которая и Тебе будет угодна, и мне доставит вечную жизнь и оный свет, какой обещан живущим согласно с законом. Сие же, как сказал я, удобоприменимо и к блаженному Давиду, и к пленникам в Вавилоне. А применимо и к нам, которые терпим много козней от людей и от демонов, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящаго.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых

Яко избавил eси душу мою от смерти, очи мои от слез и нози мои от поползновения

Говорит душу мою, вместо: меня (по распространенному выражению более расширенному) Ты освободил, Господи, от смерти. А если ты думаешь, что он говорит здесь об одной только разумной душе; то под смертью ты должен разуметь грех, который и в прародители—Адам в начале сделался причиною смерти как душевной, так и телесной. Далее говорит: Ты освободил глаза мои от слез и ноги мои от падения, то есть, от пропасти, или сети И ухищрений врагов. А под ногами ты должен разуметь шествие и путь жизни сей.

Сии же слова, а равно и—стану благоугождать Господу при свете живых, изъясняются и другим способом в 114 псалме, где можешь и видеть. Слова Дидима: Поелику умерщвляемому соответствует плач и пролитие слез о нем, а умершего по душе никто другой не оплакивает, кроме самого умершего, то и следует сказать, что, по избавлении души его от смерти, и глаза его освобождены от слез. Далее (Бог) избавил ноги от падения, подвязав под них подставки (сандалия), поднимающие и возвышающие их над землею. А избавляется от прежде означенных бедствий кто либо для того, чтобы, живя и находясь во свете, благоугождать Богу. Ибо кто благоугождает Богу, тот это делает при свете живых; а живет и просвещен тот, кто сделался причастником Бога, Который, будучи жизнь, есть вместе и свет ДЛЯ человеков (в изд. Своде). Еще некто другой: Пришествие Господа доставило нам то, что я избавлен от смерти и освобожден от греха и получил участок в стране живых.

Благоугожду пред Господем во свете живых

Буду, говорит, делать благоугодное пред Богом, доколе вижу света сей, являющийся живым человекам, поелику по смерти благоугождение уже не возможно. Другим образом: свет для живых есть заповеди Божии; заповеди, говорит, Господня весьма светла, она просвещает очи (Псал. 18,9), также светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим (Псал. 118,105). Или можно разуметь и так, что явлюсь благоугодным Богу в вечном оном свете всегда живых праведников.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

Здесь вкратце исчисляет все Божия благодеяния, показывая, что Бог и душу его избавил от смерти, то есть, жизнь сохранил от предстоящия опасности, которою угрожал ему Саул, или Анхус, царь Филистимский: и нозе от поползновения, сиречь от греха, понеже не попустил ему согрешить между толикими искушениями, которыми подстрекаем был или убить Саула, или по крайней мере озлословить. Благоугождать пред Господем во свете живых, не что иное означает, как жить, благоугождая Богу во свете жития сего, котораго не имеют мертвые, или жить во свете веры и благодати, которыя не имеют неверные и грешники, дабы наконец достигнуть света славы небесныя, еюже наслаждаются вси возлюбившии Бога. Можно протолковать место сие и о Христе, Который по воскресении из мертвых избавлен был от смерти телесныя, и ныне во веки живет, седя одесную Бога Отца во свете живых.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.14   я́ко изба́вилъ еси́ ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от сле́зъ и но́зѣ мои́ от поползнове́нiя: благоугожду́ предъ Го́сподемъ во свѣ́тѣ живы́хъ.
Ст.14   ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.



Причины, по которым Давид желает принесть Господу жертву хвалы – те, что,
во-первых, Он избавил душу его от смерти духовной, не лишил благодати Своей;
во-вторых, избавил от скорби и страданий;
в-третьих, избавил ноги его от поползновения, т.е. от греха, заблуждения.
А потому, воспользовавшись такими благодеяниями, буду, говорит Давид, благоугождать Тебе, Господи, во свете живых – «в том свете, какой обещал живущим согласно с законом» (Бл. Феодорит); – «в будущем веке, во стране живых» (Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

Ходить «пред лицем Божиим во свете живых» - значит своими поступками ни в чем не оскорблять и не нарушать велений Господа, руководиться всегда памятованием, что Господь видит, лицо Его обращено к человеку. «Во свете живых» можно бы передать «для просвещения живущих», т. е. деятельность человека, согласная с Божественной волей, важна не как только выражение искренности его воззрений, но и как средство религиозно-нравственного просвещения других людей.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея: яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

Слово молитвы, кроме обычного значения (в русском и славянском языках), в библейском употреблении значит еще: «обеты, обещания Богу». Так это слово и переведено здесь и с еврейского, и с греческого. То же значение оно имеет здесь и по толкованию блж. Феодорита, который говорит, что «молитвами Давид называет обещания Богу» [6, с. 260]. Так как псалмопевец выразил выше свое намерение или обещание прославлять Бога хвалами, или похвальными словами (ст. 5 и 11), то здесь он подтверждает это намерение свое (яже воздам хвалы Твоея), которое он хранит в себе (во мне – говорит он), в своей памяти, или во внутренности сердца его, и указывает побудительные причины к его выполнению, заключающиеся в том, что Бог избавил душу его от смерти, т.е. сохранил жизнь от предстоящей опасности, которою угрожал ему Саул, помощью против врагов доставил ему утешение, так что очи его избавились от слез и ноги его от поползновения ко греху, потому что Господь не попустил ему впасть в грех при столь сильных искушениях, которыми он был подстрекаем: или убить Саула, или подвергнуть его злословию и осуждению. За все эти благодеяния Божий псалмопевец считает себя обязанным привести в исполнение данные им обеты хвалы Богу (молитвы). К сему, в заключение псалма, Давид присовокупляет обет делать благоутодное пред Богом во свете живых, то есть пока видит свет настоящей жизни и пока есть возможность человеку исполнять заповедь Господию, светлую, просвещающую его очи духовные (Пс. 18:9). Благоугожду, говорит он, пред Господем в исполнении святого закона Его, который служит «светильником ногам моим» (Пс. 118:105), и чрез то явлюсь благоугодным Ему там, в стране вечного, невечернего света, которым вечно наслаждаются праведники.

Так и каждый христианин должен благоугождать Господу Богу, чтобы наследовать жизнь вечную и блаженствовать во свете живых. «Всякого прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем хвалу Ему, и Отцу, пославшему Его, и Духу Святому: Свят, Свят, Свят! Благословен, уничиживший Себя, по благоизволению Своему, и обручивший Себе Святую Церковь! Свет Твой, Господи наш Иисусе, воссиял над тварью и рассеял тьму заблуждения. Да воссияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible