Скрыть
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2-3 Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Ибо истинно блажен тот, кто к святому крещению приступает всем сердцем. А неискренне приемлющий крещение не только не получает оставления грехов, но еще будет осужден. Речение «яко» должно быть соединяемо с словом: «обетшаша», чтобы речь была в таком порядке: яко обетшаша кости моя от еже звати ми весь день, умолчах, будучи уже не в состоянии издавать глас. О чем же взывал он, как не о том, что испрашивал себе прощение во грехе?

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Псалом Давиду, разума

И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе, и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Блажен муж, ему же не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Блажен муж, ему же не вменит Господь греха

Блажен, говорит, тот человек, которому не вменит, то есть, на котором Бог не напишет и не будет считать греха; так как он будет истреблен банею нового бытия, иначе – крещением. А грехом здесь он назвал без различия всякое падение, как язычников, так и иудеев. Некоторые же безразлично принимают оба выражения, как предыдущее и сие – последнее, говоря, что оба они выражают совершенно одну и ту же вещь.

ниже есть в устнех его лесть

Блажен, говорит, тот человек, который после крещения своего не оказался лжецом в своих обещаниях, данных Христу касательно хранения заповедей Его. Ибо здесь лестью он называете ложь; так как каждый христианин пред святым крещением исповедал, что он отрекся от дел диавола и что он принял и будет хранить заповеди Христовы.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В Еврейском тексте: Песнь Давидова вразумляющая.

Сия надпись показывает, что Давид по соделании греха не прежде открыл мысленныя очи, как когда озарила его Божия благодать, дабы познал, коль тяжко согрешил: чего прежде, будучи ослеплен плотским удовольствием, разуметь не мог. Та же надпись показывает, что псалом сей труден, и потому потребен дар разума, дабы проникнуть в смысл его. Церковные учители прилично псалом сей полагают в числе седьми покаянных: ибо весь состоит в оплакивании греха и во увещании людей к покаянию.

ТОЛКОВАНИЕ

Никто лучше не знает, колико приятно здравие, как тот, кто потеряв оное, плачет. Пророк Давид тогда в первый раз прямо познал, коль сладко человеку не иметь грехов, когда горесть греха вкусил. Сия есть причина, чего ради песнь покаяния начинает от похвалы милосердия Божия, и следующаго за оным оправдания. Сия бо творят душу человека здраву, и противополагаются немощи, происходящей от грехов. Блажени, глаголет, имже оставишася беззакония. Аки бы сказал: коль благополучны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но благодатию Его возбуждаемы будучи, обращаются к покаянию, и получают прощение. За сим, то же самое повторяя иными словами, присовокупляет, и ихже прикрышася греси: ибо грехи оставляются тогда, когда заглаждаются так, как бы не были соделаны. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть (в Еврейском: в душе его лесть). От милосердия Божия, которое относится ко многим, преходит к невинности людей, которая свойственна весьма не многим, и глаголет: О поистинне блажен и благополучен тот человек, который ничего не сделал такого, что бы могло вмениться в грех, и который не токмо делом не согрешил, но ниже мыслию: ниже есть в душе его лесть.

Ибо душа к сугубому духу относится здесь, то есть, и к тому, которым мыслим, и который нарицается сердцем, и к тому, которым говорим, и который нарицается духом уст, или просто устами. О первом глаголет Апостол в первом послании к Коринфяном (1Кор. 2:11): кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? О последнем в том же послании (1Кор. 14:15):помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.

Невинность же разумеем здесь не природную, или своими делами без дара Божия приобретаемую, чего нет ни в ком, но ту, которую Бог некоторым немногим особливым даром благодати Своея сообщил; которым так отпустил грех чужою волею соделанный, то есть, первородный, что не попустил им соделать греха смертнаго, своею волею творимаго, каковы были, например, святый Иов, который о себе глаголет: не изменю незлобия моего, правде же внимая, не оставлю ея: не свем бо себе злых соделавша (Иов. 27:5‐6). Тако ж Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иоанн Креститель и Пресвятая Дева Богородица. В нас же и самая невинность требует некотораго отпущения греха, так что о всех вообще можно сказать: вси согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Апостол Павел приводит сие место в послании к Римляном с тем, дабы доказать, что никто не оправдается от дел без предшествующия благодати, и глаголет: не делающему, но верующему во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду: якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона: блажени ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха (Рим. 4:5 и след.). Сими словами Апостол изъясняет Пророка, и глаголет, что Давид не тех блаженными нарицает, которые своими делами оправдание приобрели, но тех, которым Бог по милости Своей грехи отпустил и оправдание даровал.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст. 2   Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Блажен человек, коему Господь Бог не вменяет грехов; и тот блажен, у кого нет коварства и обмана во устах, или в душе его, кто поступает с ближними и во всяком деле без лести и обмана. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Псалом принадлежит Давиду. Содержанием своим он имеет раскрытие того удовлетворенного внутреннего состояния автора, которое явилось вследствие прощения его греха Господом. Если сопоставить этот псалом с L-м, в котором излагается покаяние и молитва о прощении, то настоящий псалом нужно считать писанным после L-го, по получении уже этого прощения. Грехом, который указывают на Давида исторические книги и сходный с настоящим - псалом L-й, нужно считать его грех с Урией и Вирсавией.

Надписание в евр. Библии «маскил» - можно перевести «вразумление, наставление», или как в русской Библии - «учение». Это надписание указывает на характер содержания псалма, представляющего научение человека в истинном поведении, к которому Давид пришел путем своего личного опыта и размышления. Псалом, как и шестой, покаянный.

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Блажен человек, которому Господь простил грехи

«Кому отпущены беззакония», «чьи грехи покрыты», «не вменит греха/ - нужно понимать в смысле полного нравственного очищения человека, а не внешне-юридического оправдания, по которому человек признается только не подлежащим каре, но свободным от того нравственного недостатка, за который он является ответственным пред Богом. На такое полное очищение указывает последнее выражение стиха - «в чьем духе нет лукавства», т. е. блажен только тот, кто очистил свой дух, нравственно переродился, а не внешне только оправдан.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 1-2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Псалом этот, содержащий наставление о том, как избавиться от греховных бедствий, многими толковниками издавна признается благодарственною песнию Давида, которую он воспел, получивши прощение от Господа за убийство Урии и грех с Вирсавией (2Цар. 12). Признавая, согласно с надписью, что он написан Давидом, нужно согласиться с мнением этих толковников и о происхождении его; потому что какой другой более тяжелый грех можно указать в жизни Давида? Возвративши себе снова внутренний мир, псалмопевец прославляет сначала вообще блаженство всякого человека, которому прощены его грехи и который освободился от самообольщения (лесть) касательно сущности грехов. На основании параллелизма под лестью здесь нужно разуметь не обман других, но самообольщение, полное отрицание или же извинение и прикрашивание греха; противоположное сему чувство – искреннее проникновение чувством виновности и вследствие этого раскаянное признание в грехе (2Цар. 12:12).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 1–2 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

Псалом сей имеет такое надписание: Псалом Давиду, разума. По переводу с еврейского это надписание читается так «Псалом Давида. Учение». А по переводу с греческого – «Вразумления. Давиду». И то, и другое чтение сего надписания, очевидно, указывает на содержание псалма, которое состоит в оплакивании греха, и кроме того, в псалме содержится увещание людей к покаянию, а потому он и причисляется к числу покаянных псалмов Давида. Таким образом, из сопоставления надписания сего псалма с его содержанием становится ясным, что Пс. 31 есть поучительная песнь о необходимости для грешников скорейшего раскаяния пред Богом, чтобы освободиться от тягостных мучений совести и страха наказания Божия за грехи, и получением прощения грехов достигнуть истинного блаженства, какое получает человек через примирение с Богом (2Кор. 5:19) и через умиротворение своей совести, и какое он явственно ощущает в мире и спокойствии души, сподобившейся милости Божией. Прежде всего, на основании собственного опыта, псалмопевец, изображая, как блаженно состояние человека, получившего от Бога прощение грехов, говорит:

Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть

В этих изречениях выражена та главная мысль псалма, что прощение грехов для человека-грешника есть высочайшее благо, или, что то же – блаженство. Давид впал в грех и собственным стыдом познал, как тягостно и бедственно состояние человека, терзаемого совестью, в сознании себя под гневом Божиим. Но он искренно раскаялся пред Богом и получил полное прощение, а потому, восчувствовав внутренний мир, полное спокойствие совести, отсутствие чувства стыда и смущения пред людьми и страха наказания праведного суда Божия, особенно же – сознание близкого общения своего с Богом и ощущение Его отеческой любви и милости, говорит: как счастливы, как блаженны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но возбуждаемые благодатью Его, обращаются к покаянию и получают прощение! Таковое состояние блаженства души недоступно для человека-грешника, пока он пребывает в своем грехе, но он достигает его, как скоро искренним раскаянием получает прощение грехов. Блажен, кому оставлены, т.е. прощены долги – беззакония, и чьи грехи покрыты милосердием Божиим. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, т.е. не поставляет в вину и не угрожает наказаниями праведного гнева Своего, «и в чьем духе нет лукавства», – так переведено с еврейского выражение: ниже есть во устех его лесть – т.е. кто искренно раскаялся в своих грехах, не допускал в своей совести никакого лицемерия, чтобы извинять себя пред Богом (Пс. 140:4; 1Ин. 1:8) или оправдываться пред людьми (Лк. 16:15). Давид как пророк предвидел и предрек здесь искупление грешного рода человеческого крестною жертвою Христа Спасителя и дарование людям прощения грехов чрез веру в Божественного Искупителя (Рим. 4:5–6), в установленных Им таинствах крещения и покаяния. Поэтому в христианской Церкви с древних времен Пс. 31, как песнь о благодатном оправдании, назначен был для пения при совершении таинства крещения, в чине которого он и занимает место вслед за погружением крещаемого в воду, а сам Давид, составитель покаянных псалмов, поставляется в пример и образец познания и исповедания грехов для всех грешников кающихся (10-я утренняя молитва).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible