Скрыть
По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен

«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу». Трудившиеся над исследованием учения о добродетели говорили, что одни добродетели составляются из умозрения, а другие неумозрительны; так, благоразумие составляется из умозрений при рассуждении о добре и зле, целомудрие - из умозрений о том, что должно избирать и чего избегать, справедливость - из умозрений об усвояемом и неусвояемом, мужество - из умозрений о страшном и нестрашном. Но красота и крепость суть добродетели неумозрительные, следующие за теми, которые из умозрения, ибо некоторые из мудрых красоту находили в соразмерности и стройности душевных умозрений, а крепость усматривали в окончательном произведении положенного в нас добродетелями умозрительными.

Впрочем, чтобы в душе были красота и сила производить должное, для сего имеем мы нужду в Божией благодати. Посему как выше сказал, что «живот в воли Его», так теперь благодарственно превозносит Бога, говоря: «волею Твоею подаждь доброте моей силу». Хотя прекрасен был я по природе, но стал немощен, потому что умерщвлен грехом по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное. Прекрасна всякая душа, в которой созерцается соразмерность свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божию и блаженному естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество сей красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лицо наводя какие-то цветные лучи. Почему и Моисей, сделавшись причастником оной Красоты во время собеседования с Богом, имел прославленное лицо. Посему чувствующий свою добродетель издает сей благодарственный глас: «Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу».

На как за умозрительными добродетелями следуют неумозрительные, красота и сила, так есть и пороки неумозрительные, безобразие и бессилие. Ибо что неблагообразнее и отвратительнее души, преданной страстям? Посмотри на гневного и на примечаемую в нем дикость! Рассмотри скорбящего, унижение и упадок его души! А кто подпал сладострастию и чревоугодию, кто вне себя от страха, на того согласится ли кто и смотреть? В них душевное расположение выступает на самые оконечности тела, равно как и следы душевной красоты бывают видимыми во внешности святого мужа. Итак, нам должно заботиться о сей красоте, чтобы Жених Слово, встретив нас, сказал: «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе» (Песн. 4,7).

«Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен». Пока лучи Твоего посещения, говорит Пророк, осиявали меня, я проводил жизнь в непоколебимом и безмятежном состоянии. Но когда «отвратил еси лице Твое», тогда обличилось страстное и смущенное положение души. Говорится же о Боге, что Он отвращает лицо Свое, когда подвергшегося искушениям оставляет во время тесных обстоятельств, чтобы сделалась известною крепость подвизающегося. Посему, если «мир… превосходяй всяк ум… соблюдет сердца» наши (Флп. 4, 7), то возможем избежать смущения и слитности страстей. Итак, поскольку воле Божией противополагается отвращение, а красоте, изяществу и силе - смущение, то значит, что смущение есть безобразие и бессилие души вследствие отчуждения от Бога. Будем же непрестанно молиться, чтобы осиявало нас лицо Божие, чтобы нам быть в священнолепном состоянии, кроткими и ничем не смущенными по готовности нашей к добру! Ибо сказано: «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118,60).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 29-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен

Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому; потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен

Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. Да, это смущение чувствуют все, оставляемые Господом. Оно очень неприятно.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же ecи лице Твое и бых смущен

Сии слова произносятся от лица обоих упомянутых царей— Давида и Езекии. Каждый из них говорит, по Твоей воли, Господи, а не по моей собственной заслуги, доброта, красота, то есть блистательность, знаменитость царства моего имела прежде бывшую в ней силу. Ибо когда Ты отвратил от меня взор и промысл свой за мою мечтательность и гордость, я вдруг сделался смущенным, то есть тотчас потерял прежнюю мою светлость и пал в бедствия ж несчастия.

Василий В. говорит: я был хорош по природе; а стал слаб, когда умерщвлен преступлением по навету змея. Итак, красоте моей, которую я получил от Тебя по первому устроению, Ты приложил силу исполнять обязанности. Посему всякая душа хороша, будучи рассматриваема соразмерно с ее силами. Но красота истинная и вожделеннейшая, созерцаемая одним очищенным по уму, принадлежит Божественному и Блаженному естеству. Кто воззрит на сияния и совершенства Его, тот заимствуете нечто от него и как бы от никоего погружения в краску закрашивает зрение свое ярким некоторым светом. Так и Моисей прославился лицем чрез заимствование красоты оной в собеседовании с Богом… Бог называется отвращающим лице свое тогда, когда во времена обстояний оставляет людей преданными искушениям, дабы открылась сила подвизающегося. А Симмах перевел так: Господи! в благоволении Твоем Ты дал прародителю моему крепость. Посему Феодорит заключает: из сего видно, что сии слова говорит лице природы человеческой ко Владыке Христу, даровавшему ей великий дар жизни.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8   Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен

Ст.8   По благоволению Своему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Свое, и я смутился
 

Под добротою или красотою Отцы разумеют первобытную доброту, какую имел Адам до падения и частию сохранил по падении. «Хотя прекрасен был я по природе, – объясняет св. Василий В., – но стал немощен, потому что умерщвлен грехом, по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное». По мнению бл. Феодорита, слова 8 стиха «приличествуют Езекии и всему человеческому естеству, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением и преодолел Ассириян, но лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели, не подлежал тлению, но за преступление, лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен

Грех Давида, за который Господь покарал Его, состоял в следующем. Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своим подданным. Акт, сам по себе безразличный, явился преступлением пред Богом за внутренние мотивы к нему: Давид дошел до самопоклонения, забыл того Господа, Которому он и обязан своими успехами в победах. За это-то Господь и «сокрыл лице» Свое, наслал кару.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Аз же рех во оби́лии мое́м: не подви́жуся во век. 8 Го́споди, во́лею Твое́ю пода́ждь добро́те мое́й си́лу. Отврати́л же еси́ лице́ Твое́, и бых смуще́н

Так близок соблазн от каждого человека, даже и от самого усердного и праведного! – Стоило Давиду обратить внимание на достигнутую им высоту духовной жизни, и с похвальбой поручиться, что уже не поддастся он искушению греха, и, забыв о смирении, сказать: „подай доброте моей силу‟, как отнято было от него благоволение и помощь Божия, и горькими слезами должен был он омывать накипь греха с своего сердца. Так и святой Василий Великий в толк. 37 пс. говорит: „Поскольку (Давид), будучи укреплен благодатию Божией, возмечтал некогда о себе до того, что дерзко сказал: я сказал в изобилии моем, что буду неподвижен: то посему справедливо предан искусителю‟ (Толк. Псалт. Евф. Зигабена, стр. 228 – примеч).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен

Во обилии – значит: в состоянии избытка, или довольства, в цветущем состоянии, в благоденствии. Не подвижуся – значит: не поколеблюсь, не потерплю перемены. Давид говорит здесь и далее о разных переменах в своей судьбе. Было время, как бы так говорит он, когда и я благоденствовал, жизнь моя текла в состоянии избытка, в довольстве, и я, в ослеплении своем, уповая на временное счастье, мечтал, что такое счастье никогда не изменится для меня. Так именно было, когда Давид, после поражения филистимлянина Голиафа, любим был царем Саулом и еще более сыном его Ионафаном и прославился во всем царстве Израильском и в короткое время сделался военачальником и зятем царя. Воспоминая о сем счастливом времени, Давид говорит: аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век.

В следующем затем изречении слово подаждь в переводе с еврейского читается в прошедшем времени: подал, а потому, по связи с предыдущим, смысл этого изречения будет таков: когда я, говорит, безрассудно счастье мое приписывал собственным заслугам, не рассудив того, что Ты, Господи, волею Своею подал доброте моей силу, тогда Ты отвратил лицо Свое от меня, Саул изменил свои отношения ко мне, из друга и тестя сделался ожесточенным врагом моим, и я вдруг лишился всего благосостояния и оттого бых смущен, т.е. потерял прежнюю самоуверенность и подвергся бедствиям и несчастьям.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible