Скрыть
я́ко гнѣ́въ въ я́рости Его́, и живо́тъ въ во́ли Его́: ве́черъ водвори́т­ся пла́чь, и зау́тра ра́дость.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Яко гнев в ярости Его; не потому что хочет гневаться, но потому что всякий грехом своим навлекает на себя гнев; ибо воля Его есть жизнь. Вечер водворится плачь. Этими словами означается благоуспешность покаяния. Ибо нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

«Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его». Сперва напомнил грозно: «гнев в ярости» Божией, потом радостное: «живот в воли Его». Неспособным доходить до точности назначений кажется тождеством сказанное у Пророка: «яко гнев в ярости» Божией, потому что гнев и ярость, по их мнению, одно и то же, но в сих словах весьма большое различие. Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное Праведным Судиею по мере неправды. Но из примера яснее будет, что разумею. Врач, приметив воспаление и опухоль в члене, признал необходимым для больного отнять сей член. Писание называет это яростью. За суждением врача о помощи больному следует уже само действие, которым приводится в исполнение, что врач присудил; приносится острое орудие, отъемлющее член и причиняющее боль тому, у кого он отъемлется. Это называется гневом Божиим.

Обратись теперь к предложенному и найдешь последовательность мысли. «Яко гнев в ярости Его». - Наказание по праведному суду Божию. А «живот в воли Его»? Итак, что говорит псалом? Бог хочет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших. Посему Бог каждому дарует жизнь по собственному хотению, но каждый сам себе собирает гнев «в день гнева и откровения и праведнаго суда Божия» (Рим. 2,5).

Писанию же обычно предпоставлять печальное радостному, потому что наслаждение приятнее, когда предшествовало ему скорбное. Ибо сказано: «Аз убию, и жити сотворю», - благодеяние после наказания. «Поражу, и Аз исцелю» (Втор. 32,39). Сам причиняет скорбь и Сам опять восстановляет; Он поразил, и Его же руки исцелили. Огорчающее предшествует, чтобы прочнее были для нас благодеяния, ибо в таком случае более заботимся о сохранении дарованного.

«Вечер водворится плач, и заутра радость». Вспомни время страдания Господня, и найдешь значение сих слов. Вечером водворялся плач у учеников Господних, когда видели Его висящим на кресте, а заутра радость, когда по Воскресении бежали, с радостью друг другу благовествуя, что видели Господа. Или, может быть, и вообще вечером называется век сей, в котором вечно плачущие утешатся при наступлении утра. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф. 5,4). «Блажени плачущии ныне: яко возсмеетеся» (Лк. 6,21). Посему кто дни века сего, уже скончавшегося к своему западу, проводит в оплакивании своих грехов, тот возрадуется при наступлении истинного оного утра, ибо «сеющии слезами ныне радостию пожнут» (Пс. 125,5), очевидно, в будущем веке.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 29-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его

Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. Поелику, хотя дар воскресения уделен и всем людям; но не все достойны сей благодати; то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира» (Прем.1:13–14). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти» (Иез.18:23)?

«Вечер водворится плачь, и заутра радость». Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Такова самая ярость небесная! В ней самой, в выражении ее, - гнев; но в воли, в намерении, - живот! Это начало жизни, не терпящее начала смерти, и потому тревожащееся, чтобы повергнуть его и уничтожить.

У людей - напротив! Тут нередко бывает в выражении и обхождении - любовь, а в воле и намерении - смерть.

Посему-то некто из испытавших небесную ярость и земную приязнь говорит: «Да впаду лучше в руки Божий, нежели в руки человеческие, якоже бо величие Его, тако и милость Его!»

Мысли о бессмертии

Евфимий Зигабен (†1118)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Яко гнев в ярости Его и живот в воли Его

Гневом Божиим здесь называет наказание и мучение; а яростью—негодование. Целая мысль есть следующая: в негодовании Божием находится наказание и мучение, а в воле Его находится жизнь. Иначе: когда Бог негодует, тогда, как праведный, наказывает и мучит; но, как милостивый и праведный, Он желает всегда миловать и благодетельствовать. Посему наказание бывает от Бога по обстоятельству и против воли, и оно называется уже последующею волею Божиею; а благодеяние бывает от Бога, по естественной воле Его, которая именуется предыдущею волею Божиею: ибо Он чрез Иезекииля говорит: не хощу смерти грешника, но обращения и жизни его (Иез. 33,11). Писание полагает напереди неприятное, а потом радостотворное; потому, что радостное кажется приятнее и слаще, когда следует за неприятным, как говорит: Я убью и оживлю, поражу и исцелю (Втор. 32,39).

Тот же Василий Великий говорит: ярость есть суд о наведении чего либо прискорбного на заслужившего оное. А гнев есть уже болезнь и казнь. Сии слова мои сделаются яснее из примера. Врач, заметив на теле больного воспаление и скрытую рану какой либо части (тела), решается разрезать ее. Это называет Писание яростью. За сею решимостью врача о подании помощи следует самое действие, приводящее в исполнение решимость его, и секущее орудие, причиняющее рассекаемой части сильную боль, это—то названо гневом Божиим. И Феодорит ярости усвоил гнев, называя наказание гневом; а воли—жизнь. Ибо на сие есть воля Его, а не на то, что мы сами на себя навлекаем. Ибо Бог, говорит, не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Он привел в бытие все и бытия мира спасительны (Прем. 1,13). Также Григорий Богослов: Я, говорит, предал тебя, Я и помогу тебе; краткою яростью Я поразил тебя, а милостью вечною прославлю тебя: мера человеколюбия гораздо больше, нежели мера наказания.

Вечер водворится плачь, и заутра радость

Давид хочет показать сими словами то, что покаяние доставляет скорое и немедленное прощение греха, потому что кто плачет вечером, тот утром будет веселиться, будучи утешаем утешением и благодатью Святого Духа. Это изречение есть также пророчество об Апостолах Господа, по словам Василия Великого и Феодорита: они вечером в субботу по погребении Господа плакали; а утром в воскресенье пасхальное возрадовались, когда мироносицы принесли им благовестие, что воскрес Господь. Равно и друзья Езекии после угрозы от Сеннахирима, царя ассирийского, собравшись вечером, плакали о будущем своем пленении, но по утру исполнились радости, когда увидели сто восемьдесят пять тысяч убитыми от Ангела Божия. Оказал — водворится, то есть, вселится в сердца как плач, так и радость.

Слова Велик. Василия: Вечером называется этот век, в котором блаженно— плачущие вечером, при наступлении утра будут утешены. Ибо блаженны плачущие, потому что они утешатся: блаженны рыдающее ныне, ибо они возрадуются. Итак проводящие дни века сего, уже при окончании находящегося и к западу своему приближающегося, в оплакивании грехов своих, когда наступит истинное оное утро, возрадуются. Ибо сеющие ныне слезами, пожнут с радостью—то есть, в будущем.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Дает причину, чего ради надлежит прославлять святую память Господню, которую Бог имеет о нас. Причина же есть сия, понеже де Бог хотя и гневается иногда на избранных рабов Своих, когда грешат они, яко человеки, по слабости своей, однако гнев сей не есть не примирителен, но удобно паки отвращается покаянием, так что во всякое утро новая возсиявает благодать. Следовательно, Бог подобен есть чадолюбивому отцу, который не до конца гневается, но и малейшее время злострадания во мгновение ока толикою вознаграждает милостию, что прошедшее страдание представляется аки мгновением ока, потому наипаче, что крест оный, насылаемый от Бога, не соединен с действительным наказанием, сиречь, с поражением проклятия, которое кающагося грешника не устрашает. Сему подобное изречение читаем у пророка Исаии, в Ис. 54:7–8, где сказано: на время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя. В ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостию вечною помилую тя. И у святаго Апостола Павла, во втором послании к Коринфяном, в 2Кор. 4:17–18: еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние, тяготу вечныя славы соделовает нам. Не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна. Во втором члене ту же самую мысль изображает в преносном смысле, показывая, что после плача и слез, раждающихся от наказания и от чувствия гнева Божия, непосредственно последует радость, происходящая от примирения с Богом. Ибо между вечером и утром посредствует одна токмо нощь. Впрочем, прилично нощное время определяется для плача, а дневное для радости, ово потому, что когда грешим, тогда отступает от нас свет благодати Божией, а когда примиряемся, тогда паки возвращается: ово потому, что время жизни сея, в которое странствуя здесь бедствуем и о небесном отечестве воздыхаем, подобно есть нощи; ибо не видим Бога, Солнца правды. Время же будущия жизни имеет быть время дневное: тогда бо возрадуемся радостию неизглаголанною и прославленною, якоже глаголет святый Апостол Петр в первом послании, в гл. 1Пет. 1:8.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Гнев в ярости Его и живот в воли Его. Бог желает всем спастись, дать жизнь; это есть Его непреложная воля; а ежели когда наказывает - это производится не Его волею, а извлекается достойными казни грешниками. Вас. Вел. Ст. 10. Кая польза в крови моей, еда исповестся тебе персть: то есть нет пользы в том, что меня предадут смерти; могу ли я тогда восхвалять Тебя? А теперь, когда Ты возвел меня во славу, я самую славу мою употреблю к прославлению Тебя - воспоет Тебе слава моя, 13. Я не буду более делать того, в чем бы должен был раскаиваться. Афан. Ал., Вас. Вел.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Ст.6   Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость
 

«В сих словах, – говорит св. Василий В., – весьма большое различие. Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное праведным Судиею по мере неправды. Посему гнев в ярости значит – наказание по праведному суду Божию. 
И живот в воли Его. «Весьма искусно, – говорит бл. Феодорит, – сделано песнопевцем это разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не первого; гнев же мы навлекаем сами на себя». «Бог хощет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших» (Василий В.). 
Вечер (к вечеру, вечером) водворится плач, и заутра радость. Т.е. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает; вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Бл. Феодорит относит к царю Езекии, также к Апостолам, плакавшим по смерти Господа, и на утро возрадовавшимся Его воскресению. Допуская последнюю мысль, св. Василий В. присовокупляет: «может быть, вечером вообще называется век сей, в котором блаженно плачущие утешатся при наступлении утра», т.е. в будущем веке.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

яко гнев в ярости его, и живот в воли его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Пусть к моей хвале присоединятся и все святые

«На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его». Давид свой поступок пред Богом считал глубоким Его оскорблением, за которое должно бы последовать тяжелое и продолжительное наказание. Господь же снизошел к нему и та кара, которую Он наслал, по своей продолжительности и последствиям является ничтожной, мгновением пред теми милостями, которыми Господь всегда осыпал его.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Я́ко гнев в я́рости Его́, и живо́т в во́ли Его́: ве́чер водвори́тся плачь, и зау́тра ра́дость

„После плача и слез, рождающихся от наказания и от чувства гнева Божия, непосредственно последует радость, происходящая от примирения с Богом‟. – В этом случае прилично нощное время: когда отступает от нас свет благодати Божией, а когда примиряемся, паки возвращается (день). Еще: теперешняя жизнь – это ночь, будущая же – время дневное, осиянное радостью (1Пет. 1:8).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость

Преподобнии значит: праведные, святые, угодные Богу. Выражение гнев в ярости Его в переводе с греческого читается: «гнев во власти Его», а под именем гнева, по мнению отцов (св. Василий Великий [4, с. 95], блж. Феодорит [6, с. 133]), разумеется наказание Божие. Поэтому слова гнев в ярости Его имеют такой смысл: Он наказывает по праведному суду Своему. А выражение – живот в воли Его имеет тот смысл, что Господь не желает погибели и смерти человека, но хочет, чтобы он получил спасение и жизнь вечную (Иез. 33:11). Таким образом, словами: гнев в ярости Его и живот в воли Его, – псалмопевец выражает ту мысль, что гнев Господень если и посещает людей за грехи наказаниями, но зато люди, вразумленные этими наказаниями и раскаявшиеся, получают от Бога вечную милость, как говорит пророк Исайя: «Во ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостию вечною помилую тя» (Ис. 54:8). Следующее затем изречение: вечер водворится плачь, и заутра радость, – служит пояснением той же мысли, т.е. что за наказаниями от Бога следуют Его милости. Сознание наказания Божия возбуждает в грешнике чувство раскаяния, а покаяние доставляет ему скорое и немедленное прощение греха. Таким образом, происходит то, что кто вечером плачет, тот утром радуется, получив утешение в прощении грехов благодатию Единственного Утешителя, Духа Святого. Вся речь настоящих стихов псалма, следовательно, может быть выражена так: пойте Господу, преподобные Его, прославляйте Его в песнях, благодарите за память святыни Его; заслуженное вами наказание гнева Его Он скоро отвратит, желая даровать всем вечную жизнь. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает: вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Последнее изречение, по словам св. Василия Великого [4, с. 96–97] и блж. Феодорита [6, с. 134], есть пророчество об апостолах Христовых, которые вечером в субботу, по погребении Господа, плакали, а в утро пасхального воскресения возрадовались, получив от мироносиц благовестие, что Господь воскрес.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible