Скрыть
Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

Господь потоп населяет. Потопом называет множество уверовавших, по сказанному: наполнится вся земля ведения Господня, якоже вода многа в мори покрыет (Авв. 2,14). И сядет Господь Царь во век. Это подобно сказанному: поклонится всяко колено (Ис. 45,23).

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

«Господь потоп населяет». Потоп есть разлитие воды, которая делает невидимыми все вещи и очищает, что прежде было осквернено. Посему потопом Пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась наконец способною стать Божиею обителью в Духе. Согласно же с сим сказанное и в тридцать первом псалме, где после слов: «беззаконие мое познах, и греха моего не покрых… за то помолится к Тебе всяк преподобный», Пророк присовокупил: «обаче в потопе вод многих к нему не приближатся» (Пс. 31,5-6), ибо не приблизятся грехи к принявшему Крещение отпущения грехопадений водою и Духом. Близко к сему и то, что находим в пророчестве Михея: «Яко Волитель милости есть. Той обратит и ущедрит ны, и погрузит неправды наша и ввержет в глубины морския» (Мих. 7,19-20).

«И сядет Господь Царь в век». Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы Престолом Своим.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 28-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господь потоп населяет, и сядет Господь царь в век

Потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, возсоздаст, обновит и соделает новою тварию. Почему и блаженный Павел взывает: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17). Совершив же сие, говорит Пророк, не попустит уже иметь место нечестию, но будет царствовать в век.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

Господь потопа населяет

Под потопом разумеет здесь язычников, как потопленных наводнением страстей, Итак Христос, говорит, поселит язычников в странах, то есть, в церквах Своих или, по разумению Василия Великого, понимай Божественное крещение, которое потопляет грехи. Христос введет сие крещение в церкви свои.

И сядет Господь царь во век

Царь верных—очищенных крещением есть Христос, как сам Он сказал: дана Мне власть на небеси и на земли (Матф. 28,18). Сядет—сказано вместо—пребудет царем всегда. Ибо сидение означает неподвижное водворение.

Тот же Василий говорит: По просиянии души и с потопа крещения Бог, водворившись в ней, делает ее для себя как бы престолом своим.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.

Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к оному достопамятному мщению Божию, которым Он единожды землю потопил, и чрез то засвидетельствовал всем векам, что Он есть судия всех человек. Которое мнение хотя и справедливо, но мысль Пророка далее простирается. Ибо он, одну и ту же материю продолжая, знать дает, что и самыя наводнения, которыя погибелию земле угрожают, так соразмеряются промыслом Бога, что кормило правления всегда в руках Его является. Таким образом, между прочими доказательствами всемогущества Божия и сие припоминает Давид, что Бог и тогда, когда стихии мира в величайшем по-видимому безпорядке между собою смешиваются, и как бы сливаются, седя на небесном престоле Своем, безпорядок сей управляет, и по Своей воле располагает. Для того далее выразительно присовокупляет: и сядет Господь Царь в век. По второму же разумению, Господь тогда потоп населит, когда, при явлении будущаго суда, откроет тайная сердец, и на благих убо всякаго рода благая, на злых же всякаго рода злая излиет, и тако отъяв от среды всякое иное начальство, т.е. и царство диавола и власть нечестивых людей, един сядет Царь в век.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.10   Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

Ст.10   Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век

Одни разумеют о потопе при Ное, когда Господь проявил чрез потоп силу Своего правосудия, господствовал над потопом; другие вообще воды, над коими царствует Господь. Отцы понимают в духовном смысле. «Потопом, – говорит св. Василий В., – пророк называет благодать крещения, чтобы душа, омытая от грехов, соделалась, наконец, способною стать Божиею обителию в Духе». «Потопом, – говорит св. Афанасий, – пророк называет множество уверовавших». Бл. Феодорит так объясняет: Господь потоп населяет и проч.: «потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, воссоздаст, обновит и соделает новою тварию».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

«Господь восседал над потопом» - в массе воды, выпадающей при этих дождях, проявляется власть Господа, по воле которого он выпадает. Господь, как на престоле, восседает над тучами.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

За грозою следует большое наводнение, род потопа; и так как этот потоп служит проявлением силы Божией, открывающейся в нем, то и может быть назван Его местопребыванием, как с одной стороны наказание над врагами, так с другой потоп служит для Бога, так сказать, местом суда, среди которого Он восседает. Такие частные проявления царской и судебной власти Божией свидетельствуют, что Он есть вечный Царь (сядет во век), и потому народ Его с уверенностью может ожидать от Него помощи и благословения. – В ст. 3–9 воды служат образом враждебных народов, нападающих на народ Божий; эти великие и страшные народы (пустыня); гром и молнии служат образом откровения Божия в отношении ко врагам, могущественные цари которых сравниваются с ливанскими кедрами; наводнение есть открывшийся суд Божий.

Господь потоп населяет – обитает в потопе; как, с одной стороны, суд Божий над врагами, так, с другой, потоп служит для Самого Бога, так сказать, судебным престолом, на котором Он восседает.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Госпо́дь пото́п населя́ет, и ся́дет Госпо́дь Царь в век

Господь потоп (затопленное) населяет, и будет восседать Господь, (как) Царь – во век!
Потоп населяет‟... По Е. Зигабену, здесь лучше видеть указание на то, что многое, истребленное потопом (не одним всемирным, но и неоднократно бывавшим потом), вновь заселяется – по милости Божией. „Бог и тогда, когда стихии мира в величайшем беспорядке по-видимому между собой смешиваются, и как бы сливаются, – сидя на небесном просторе Своем, миром управляя, беспорядок сей выравнивает, и по своей воле располагает к лучшему...‟ По второму разумению – сядет царь так – при Страшном суде, а также после него.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век

По переводу с греческого читаем: «Господь потопленное населит». Всемогущая сила гласа, или повеления Господня проявляется, по сему слову пророка, не только на всех стихиях мира и во всех тварях Его, но простирается и на самые великие наводнения, каковым был всемирный потоп, представлявший собою зрелище смерти и всеобщего истребления всего живущего на земле. Но по слову Господню, или по данному патриарху Ною благословению (Быт. 9:17), обновленная потопом земля стала наполняться людьми – потомками Ноя и разными животными: «потопленное населилось». Значит, Господь, владычествующий во всем мире, и «над потопом восседает» (царствует), как читается по переводу с еврейского, и Он есть Царь вечный, «будет восседать Господь Царем во век» (по тому же переводу). Так как воды потопные были прообразом воды святого крещения в Церкви Христовой (1Пет. 3:20–21), то и изречение: Господь потоп населяет – означает в пророческом смысле то, что Господь вселенную, наводненную беззакониями идолонечестия, в пришествии Спасителя воссоздаст, обновит благодатью Святого Духа и как бы вновь населит, «покорив вся под нозе Его и посадив Его одесную Себе на небесных» (Еф.1:22, 20) как Царь во век. Изречение сего стиха имеет указание и на второе пришествие Христово, когда приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке, откроет все тайны сердечныя (1Кор. 4:5) и воздаст каждому по заслугам, – когда одни пойдут в муку вечную, а другие – в жизнь вечную (Мф. 25:46), и тогда, победив всех врагов Своих, Господь Един сядет, как «Царь Царем и Господь Господем» (Откр. 17:14).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible