Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу
«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу». Не слова лишенныя истины произнес я, но совершил дело при согласии и сердца с словами.
«Взыска Тебе лице мое». Недостаточно того, что уже сделано, но буду делать сие и в последующее время. «Лица Твоего Господи взыщу». Посему, не отринь меня желающаго, и не лиши желаемаго.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Отчего сердце? Оттого, что оно – душа.
Евфимий Зигабен (†1118)
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу
Самое сердце мое, говорит, сказало Тебе, Господи, а не поверхностно одни только уста мои. Что ж сказало? Я буду искать моего Господа, презрев всякую человеческую помощь.
Взыска Тебе лице мое
Предлог из (εξ в слове εξεςητησε — изыскало) означает здесь усилие. Итак Давид говорит, тщательно и с великим желанием я искал, Господи, Тебя помощника. А лице Давида—по употреблению описания—есть сам Давид, иначе, я сам искал Тебя чрезмерно.
Лица Твоего, Господи, взыщу
Буду искать, говорит, посещения Твоего меня еще более и никогда не перестану искать .
Один толковник говорит: Сказав выше: Тебя чрезмерно искало лице мое (ибо лице души желало зрелища сообразного. Посему и Моисей говорил, яви мне Себя, чтоб я разумно видел Тебя—чтобы мог созерцать славу Господа открытым лицем), чтобы не потерпеть того, что—Моисей, который по невмещению Бога увидел (только) заднее, говорит: не отврати лица Твоего от меня и не уклонись с гневом от раба Твоего, вместо следующего: не прогневайся на дерзкое прошение мое, но помоги, чтоб я увидел оное (в Катенах).
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи
Речь сердца к Богу – есть стремление сердца ко Господу, любовь к Нему. Тебя возлюбило, Тебя искало сердце мое.
Искать лица Божия – значит искать милости Божией, близости или лицезрения Божия. Или: как лице Божие есть Сын Божий, Спаситель всех человеков (Евр. 1:3; 2Кор. 4:4): то можно думать, что пророк искал Спасителя мира, к Нему стремилась душа его. Это подтверждается и следующим стихом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу
Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня
Форма диалога. Бог как бы говорит в сердце Давида: «ищите лица Моего», т. е. стремитесь ближе быть ко Мне, так как только в Боге истина и сила.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Нарочито-горячая речь псалмопевца, в коей исповедание его – как искал он Господа, и будет и впредь Его искать, свидетельствует об исключительно-великой, прямо-огненной любви Давида к Своему Спасителю, о постоянной устремленности сердца его „горе‟.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу
В этих словах выражены чувства глубоко верующего сердца, ищущего Бога и стремящегося предстоять всегда пред лицом Божиим посредством искренней и сосредоточенной молитвы. «Для того чтобы молитва была искренна, всецело обняла душу, была сосредоточенна, для этого нужно внимание к своему сердцу, собранность или устремление ума и сердца к единому Богу, отвержение от сердца всякой лжи, двоедушия и привязанности к земному.
Величайшее постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно, во всю жизнь, это тайный помысл его (т.е. сердца), будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение. Надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: «Утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем» (1Цар. 2:1) (протоиерей Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе). Таковой успех в богоугодной жизни имел, без сомнения, и псалмопевец Давид.