Скрыть
не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

И солга неправда себе, т. е. изнемогла неправда, от которой терпели мы.

Толкование на псалмы

Нил Синайский, прп. (†430)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Сказано: «не предаждь мене в души стужающих ми» (Пс. 26:12), потому что нечистые страсти, об освобождении от которых должно молиться, – это «души» демонов.

Письма на разные темы. Монаху Лимению

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-12 Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

«Законоположи ми Господи в пути Твоем, и настави мя на стезю правую.» Вместо слов: «законоположи ми» Акила и Феодотион употребили: просвети, а Симмах: покажи мне путь Твой. Поелику, говорит, принужден я жить в дали от соплеменников; то Сам будь моим Законодателем и путеводителем, указав мне ведущую к Тебе стезю.

«Враг моих ради». «Не предаждь мене в души стужающих ми». Речения сии суть порождения смиреннаго образа мыслей. Ибо выражают: хотя недостоин я спасения, однако же изгнан несправедливо, не причинив ни малой обиды враждующим на меня. Поэтому не предай обидевшим меня обиженнаго.

«Яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе». Акила же выразил это яснее: противостали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда. Они, говорит, употребили против меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков, и брошенныя ими в меня стрелы на них также обратились. И сие заимствовано из общаго словоупотребления; потому что о замышляющих, но неделающих вреда в обычае у нас говорить: себе самому, а не мне, повредил. Так и блаженный Давид сказал: «солга неправда себе».

Евфимий Зигабен (†1118)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Не предаждь мене в души стужающих ми враг моих ради

Говорит, не предай меня, Господи, душам оскорбителей, вместо оскорбляющим меня воинам по описанию, дабы, взяв меня в свои руки и победив меня, не радовались враги мои. Это говорит о Сауле.

Яко восташа на мя свидетели неправеднии

Давид здесь говорит о Сауле, который неправедно и ложно свидетельствовал, что Давид имеет намерение умертвить его.

И солга неправда себе

Вышеозначенное свидетельство Саула, говорит, солгало себе, т. е. не оказалось истинно. Ибо я ни в чем не обидел Саула. Или можно понимать и так, что свидетельство и неправда Саула, клонящаяся к тому, чтобы поймать меня в руки, обманулась,—не достигла желаемой цели своей.

Феодорит: это взято из общего употребления. Ибо и у нас о тех, которые злоумышляют, но не могут причинить вреда, говорят: он себе сделал вред, а не мне, так и блаженный Давид сказал: солгала неправда себе.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Продолжает то же прошение, и молится, дабы не предан был хотению злобных гонителей своих, которые при всяком случае старалися причинять ему досады и озлобления. Ибо душа часто в Священном Писании полагается за хотение или за волю, как и в сем месте. Таким образом назнаменует, что враги Давидовы весьма сильное желание имели погубить его. К сему присовокупляет, что не токмо скрытными клеветами, и ложными доносами, но и явною силою нападали на него: ибо в Еврейском тексте, вместо солга неправда себе, читается: дышащие нападением. А дышущими нападением нарицает тех, которые ни о чем ином не мыслят, как разве об оружии и убийстве. По переводу седмидесяти толковников, оныя слова, солга неправда себе, означают, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно сему иными словами сказал Даниил (Дан. 13:59), одному из неправедных оных старцев, обвинявших Сусанну: и ты солгал еси на свою главу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Солга неправда себе. Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12    Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Ст.12   Не предавай меня на произвол врагам моим; ибо восстали на меня свидетели лживые и дышут злобою

Не предаждь мене в душы стужающих ми. 
Т.е. не предай меня во власть утесняющих. «Не предай обидевшим меня обиженного» (Бл. Феод.). 

Яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Акила выразил это яснее: «противовосстали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда». Подобным образом переводят бл. Иероним и Августин. Они (т.е. враги), говорит Давид, употребили противу меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «изнемогла неправда, от которой потерпели мы».

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́

Дабы не предан был он хотению злобных гонителей своих, которые при всяком случае старались причинить ему досады и озлобления. Ибо душа часто в Свящ. Писании полагается также за хотение или за волю, как и в сем месте... „Солга... себе‟, означает, что возводимая на праведника от злых людей клевета обращается в собственную их погибель. Ср. – у Даниила: „ты солгал-еси на свою главу‟ (Дан. 12:50).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе

Выражение в души стужающих в переводе с еврейского означает: на произвол врагам. И в других местах Священного Писания слово «душа» употребляется в смысле «воля», или «хотение»; а злое хотение, или намерение (каково было у врагов Давида относительно жизни его), и называется произволом. Свидетелями неправедными названы здесь тоже враги Давида, которые распускали о нем ложную молву, неправду (1Цар. 24:10 и проч.), и эта неправда их обращалась на их же главу, во вред им самим: солга неправда себе. Таким образом, смысл изречений сего стиха должен быть такой: враги мои, говорит Давид, домогаются погубить меня; но не предавай меня, Господи, на произвол врагам моим, угнетающим меня: ибо восстали на меня свидетели неправедные; но неправда их, взводимая на меня, обратилась самим же им в погибель.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible