Скрыть
Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Вси пyтиe Господни милость и истина. Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и сведения Его

Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостию и истиною. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиною; а на живущих беззаконно и неприносящих покаяния налагает наказания по уставам истины.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Святой псалмопевец Давид говорит: Вси путие Господни милость и истина, то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези… И в Евангелии сказано: яко же хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (прежде): се бо есть закон и пророцы (Мф. 7:12).

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его

Путями здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть милость и истина для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что он во всем сказываемом ими истинны, так как повелевши хранить их есть Бог —законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами;—заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, — свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 ст. 17-го псалма. Касательно Христа мысль в оных словах явна. Ибо все пути жизни Христовой на земли были милость и истина для усердных искателей нового завета и Евангелия Его, или верующих учению Его и свидетельствам пророков о Нем. Ибо во всей жизни своей Господь миловал людей, благодетельствуя им, и когда учил их, говорил истину.

Некто (быть может Кирилл) говорит: Ты будешь милостив не ради нас; ибо у нас ничего нет заслуживающего священный похвалы, и мы никогда и не были такими, чтобы надлежало нас помиловать, но для имени Твоего, то есть для славы Твоей. Ибо имя здесь означает славу, равно как и в следующих словах: лучше хорошее имя, нежели великое богатство. Иные называют грех великим (многим), поскольку он почти беспределен, не сам по себе, но поскольку противополагается беспредельному Богу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его.

К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как милость и истина, то есть: милосердие и правда, поелику правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: вси путие Господни милость и истина, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? Взыскающим завета Его, и свидения Его. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам (Исх. 24:8; Евр. 9:20). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо взыскающим читается хранящим, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.10   Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

Ст.10   Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его
 

Свидения – свидетельства, – то же, что заповеди или закон, свидетельствующие о воле, о милости и истине Божией. Т.е. кто возлюбил закон Божий, постоянно поучается в нем, тот убеждается, что все пути Господни – милость и истина.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его

«Наставляет грешников на путь». Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми - особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду - обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. - «Все пути Господни» - все действии Бога; «хранящие завет Его и откровенья» - жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющым заве́та Его́, и свиде́ния Его́

То есть, закон или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, – то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении их. Но в отношении кого? „Взыскующим завета Его и свидения Его‟. – Заветом Божиим нарицает он тот договор, который учинил Господь с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и Той им – в Бога (Ср. Исх. 24:8, Евр 9:20). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, потому что чрез него свидетельствует Бог волю Свою.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его и свидения Его

Здесь прежде всего нужно знать, что такое завет Господень и свидения Его и кто суть взыскающие завета Его и свидения Его. Завет Господень – это воля Божия, выраженная в законе Его, а свидения, или свидетельства – то же, что заповеди, или закон, свидетельствующие о воле Божией. Воля Божия в отношении к человеку состоит в том, чтобы он не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в этой воле заключается милость Божия, для того чтобы человек не блуждал по распутиям мира сего, а шествуя истинным путем, достигал вечного блаженства с Богом. Господь по благости Своей указал ему сей путь в законе Своем, который есть истина, как Сам Он есть истина (Ин. 14:6). А потому и взыскающие завета Господня – это те люди, которые, возлюбив закон Божий, постоянно поучаются в нем (Пс. 1:2), и тем самым убеждаются, что все пути Господни суть милость и истина.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible