Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 6-7 Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя
Всегда кротко и человеколюбиво, говорит Пророк, управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мне изведать сию благость, и памятовать человеколюбие Твое, а не грех мой; и о мне памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротам, а не по правде. Ибо сего испрашивал в приведенных словах: «по» великой «милости Твоей помяни мя Ты»; не грех мой, но меня помяни человеколюбиво. «Ради благости Твоея Господи». Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.
Тихон Задонский, свт. (†1783)
Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть
Много в юности и в неведении согрешает человек. И когда кающийся об этом размышляет, и на правду Божию взирает, много в совести смущается и печалится. В таком случае отставшему от грехов и кающемуся должно помянуть и о бесконечном Божием милосердии и щедротах, которые в Слове Своем святом обещал всем кающимся, и верою во Христа отпущения грехов просящим, – и с Псаломником часто повторять: «помяни щедроты Твоя», и прочее.
Евфимий Зигабен (†1118)
Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть
Вспомни, говорит, Господи, что Ты щедр и милостив от века, или всегда и по естеству. Сказал: вспомни, не потому, что Бог забыл, но потому что забывающим Он представляется нам, когда медлит поданием нам помощи.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть.
Когда Бог попускает человеку или с искушениями бороться, или во грехах закосневать, тогда, кажется, как бы забывает милость Свою. Таким образом праведник чрез долгое время со искушением боряся и видя, что не может свободится от него, хотя бы и весьма желал, вопиет к Богу, дабы помянул щедроты Своя и милости Своя. Подобно сему и Давид творит, моляся к Богу и глаголя: помяни Господи, яко Ты от века щедр был еси, и не точию щедр был еси, но и миловати обыкл еси, якоже щедр и милует отец сыны: сие бо Тебе свойственно есть.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века
Т.е. яви мне те щедроты и милости, которые Ты обещал от века надеющимся на Тебя, Господи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-7 Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть. Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи
«Щедроты» и «милости», большею частью означают - первое слово - внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а «милости» - духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.
«Грехи юности и грехи преступлений» - грех с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения («юности»), бессознательным. Этот грех был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних - возвышенные ли побуждения, или низменные - соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6 ст.).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя яко от века суть
Терпеливо, так молится пророк, я ожидаю от Тебя, Господи, милости и спасения, потому что уверен в том, как Ты щедр и милостив (Пс. 102:8), и Ты не забудешь тех щедрот и благодеяний, какие всегда, от века, Ты являешь всем боящимся Тебя, и которые также вечны, как Сам Ты вечен.