Скрыть
направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

«Благ и прав Господь». Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: «милость и суд воспою Тебе Господи» (Пс.100:1); и другое: «милостив и щедр Господь и праведен» (Пс.111:4); и: «Бог наш милует» (Пс.114:4); и еще: «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день» (Пс.7:12).

«Сего ради законоположит согрешающим на пути». «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». Яснее перевел это Симмах: посему укажет согрешающим путь; потому что, водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойство вещей, и ведет к познанию всякаго своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великаго вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей.

Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд, паче же на рассуждение.

Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим.

Лествица. Слово 24

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

Кротость приводит ум к познанию и рассуждению, по слову пророка: наставит бо, — говорит он, — кроткия на суд, точнее же, на рассуждение, чем пророк означает ведение с благочестием.

Творения. Книга вторая

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

Деятельность, направленная по Евангелию, постепенно освобождает человека от преобладания страстей. Перестает он увлекаться и обольщаться, в кротком устроении его, не возмущаемом ни гневом, ни вожделением, является владычество ума, восстановленного во власти Божественною благодатью. Господь наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

Господи, силою Твоею возвеселится царь — ум служителя Твоего, и о спасении Твоем возрадуется зело (Пс. 20.1), увидев себя победителем страстей, увидев себя восстановленным во власти, увидев ощущения сердечные повинующимися себе. Покорность ума Богу — причина покорности сердца уму. Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость. Что такое — кротость? Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная с верою, осененная Божественною благодатью: яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится (Пс. 20.8). Не уклоняется царь — ум от правосудия и благоразумия, как уклонялся он, бывши в порабощении у страстей; не увлекается он ни гневом, ни болезненными пристрастиями, выражениями недугующей грехом любви; не увлекается ни лестью тщеславия, ни внушениями самомнения и гордости; не ослабевает он под ударами печали и уныния. Всецело пребывает он в учении Евангелия и сообразно этому учению управляет собою. От правильного взгляда на себя, от правильного действия в себе самом он получает правильный взгляд на человечество, начинает правильно действовать относительно человечества.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим

Наставит кроткия на суд

Как, говорит, Бог милостив и прав в судах своих, то без сомнения положит закон, т. е. грешникам укажет закон и накажет на пути еще в настоящей жизни, которую он называет здесь путем, или дорогою, так как все люди совершают путь в этой жизни. Кротким притом он укажет путь, чтобы не блуждали по незнанию; укажет в суде, т.е. с праведным судом, как достойным сего указания. Впрочем, это—«законом положит» можно понимать и так, что Он возложит законы на согрешающих, как думает Феодорит. Дело, говорит, правейшего и правейшего полагать закон не для наказания согрешающего, а для исправления. Почему сии слова должны быть отнесены ко Христу, который в закон положил согрешающим такой путь и такую жизнь, которые Он сам проходил, чтобы ходящие по ним более не грешили. Христос указал путь кротким, когда называл их блаженными и блаженством поощрял их к добродетели: блаженны, говорит, кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5,5).

Научит кроткия путем своим

Слова сии явно сказаны Давидом о Христе и учениках Его. Ибо они по своей кротости не противоречили Христу; и говорил им: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем (Матф. 11,29). Господь научил учеников своих путем своей жизни, потому что они видели Его и шли по следам жизни Его.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим.

Изъясняет вышереченныя слова: законоположит согрешающим на пути, и глаголет, что сие не о всех согрешающих разуметь должно, но токмо о кротких и смиренных, то есть, о таких, которые не противятся Господу законополагающему, но желают научиться от Него. Наставит, рече, кроткия на суд, то есть, людей кротких и смиренных приведет на правый путь закона Своего. Ибо под именем суда разумеется здесь закон, как уже сказано во псалме Пс. 18:8. Потом то же самое изъясняет другими словами, глаголя: научит кроткия путем Своим. То есть, людям кротким даст благодать разуметь, любить и исполнять закон. В сем месте заметить должно, что и гордые не исключаются от благодати Божией, но для них назначается порядок. Ибо гордые не вмещают того совершенства, о котором наипаче во псалме сем глаголется, ежели прежде, возчувствовав страх Божий, не покаются, и отложив надмение, не соделаются кроткими и смиренными. Итак, благодать Божия первее умягчает и сокрушает людей гордых и ожесточенных: потом сокрушенным и смиренным показывает пути Своя, и наставляет их на суд.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его

«Наставляет грешников на путь». Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми - особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду - обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. - «Все пути Господни» - все действии Бога; «хранящие завет Его и откровенья» - жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м

Изъясняя сказанные пред сим слова, псалмопевец указывает, что сие не о всех согрешающих разуметь должно, но только о „кротких‟ и смиренных... Под именем „суда‟ разумеется здесь закон (как и Пс. 18:8), чтобы способны были кроткие судить (и поступать) по нему... Впрочем, „в сем месте заметить должно, что и гордые не исключаются от благодати Божий‟, но так как гордые не вмещают того совершенства, о котором наипаче в псалме сем говорится, „то они должны прежде восчувствовать страх Божий, покаяться и отложить надмение, и сами тоже соделаться кроткими и смиренными‟.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим

Положив закон для людей слабых, удобопреклонных ко греху, согрешающих, Господь тех из них, которые не противятся Ему, Законоположнику, но желают научиться от Него, людей кротких и смиренных, наставит на суд, приведет на правый путь закона Своего. Покорные закону Господню и последующие всем заповедям Его, кроткие по суду Божию получат оправдание и блаженство (Мф. 5:5). Во второй половине стиха Давид, по изъяснению св. отцов, явно предсказывает о Христе Иисусе и учениках Его, которых Он и словом, и примером жизни Своей научал кротости и другим путям Божиим для достижения вечного блаженства, как это видно из Святого Евангелия (Мф. 11:29, 5:2–12).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible