24
Псалом Давиду.
В предлагаемом псалме вводится лице каждого из званных, т. е. из всех тех, которые собраны для направления их к жизни духовной. И этот же псалом произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена. Слова псалма сего прилично произносить во время мученичества.
Пс.24:1. К Тебе, Господи, воздвигох душу мою.
Говорят это, как обратившиеся уже от идолослужения.
Ниже да посмеют ми ся врази мои»,
и именно враги мысленные.
Пс.24:2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся,
то есть, все возложившие уже упование на Бога и соделавшиеся славными. Поскольку возымел упование, то и утверждает смело, что получит испрашиваемое в молитве.
Пс.24:3. «Да постыдятся беззаконнующие вотще».
Это говорит о пребывающих еще в идолослужении.
Пс.24:4. Пути Твоя, Господи, скажи ми.
Разумеет евангельские догматы.
Пс.24:5. Настави мя на истину.
Говорит это, как не достигший еще истины.
И научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой.
Если так молится пророк, как бы не познавший еще путей Господних, не научившийся ходить стезями Господними, не наставленный на истину Божию и не наученный тому, что должно знать о Боге, как о Спасителе; то кого не устрашить сказанное: «го́ре, иже му́дри в себе самих и пред собою разумни» (Ис. 5, 21)?
Пс.24:7. Грех юности моея, и неведения моего не помяни.
Юностью именует безумие; а явным безумием было время их идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте; потому что и там служили идолам. Итак, не помяни ныне тех грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим.
Ради благости Твоея, Господи.
Умоляю сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.
Пс.24:8. Сего ради законоположит согрешающым на пути.
Просветит грешников, покажет согрешающим путь.
Пс.24:10. Вси путие Господни милость и истина.
Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания.
Пс.24:13. И семя его наследит землю;
разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.
Пс.24:14. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им,
т. е. завет евангельский. Что же явит, как не путь спасения? Ибо все законоположение Божие направлено к тому, чтобы добрым доставить наслаждение тем, что вожделенно для них. Сие-то, говорит, «явит им», то есть: введет их в наслаждение вожделенным для них.
Пс.24:17. Скорби сердца моего умножишася.
Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов.
От нужд моих, угнетающих меня, изведи мя.
Пс.24:18. Виждь смирение мое, и труд мой.
Ибо не должно быть нам нерадивыми и недеятельными, полагаясь на милость Божию, но надлежит и от себя привнести труды дел.
Пс.24:19. Виждь враги моя, яко умножишася.
Преклоняет Бога к милости неправдами врагов.
Пс.24:21. Незлобивии и пpавии прилепляхуся мне.
И это свойственно добродетели – гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк (как говорит о себе), в той мысли, что чествует тем Владыку.