Скрыть
открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения

«Рукою» он назы­вает деятельность и силу подающую, всеми способами внушая тебе, что произрастание плодов зависит не от стихий, а от промысла Божия; и вместе с тем показывает, как это легко для Бога: «открываешь, говорит, руку Твою«. Так как тогдашние люди, оставив Виновника всего, покланялись воздуху и солнцу и думали, что от этого происходят плоды, то Псалмо­певец, желая возвести их к верховному началу, Виновнику и Владыке всего этого, часто говорит так, внушая, что все зависит от Его десницы, что все блага происходят от Его промысла.

«Насыщаешь, говорит здесь пророк, по благоволению», т.е. благоугождения, так что каждое животное удовлетворяется, по желанию своему, потребным ему. Бог не просто дает пищу, но, сколько полезно каждому, сколько каждое желает, сколько нужно для удовлетворения. Смысл этих слов следующий: Ты даешь и бессловесным, и людям, и всем так, как приятно каждому, как угодно каждому, и удовлетворяешь так, что ни в чем не бывает недостатка. Поэтому он и говорит: «насыщаешь все живущее по благоволению».

Беседы на псалмы. На псалом 144

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения». Как скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Как нам не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; так Тебе удобно в одно мгновение подать обилие благ.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 15-16 Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении (в свое время). Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения (тем, что ему благоугодно).

Сии слова имеют сходство с словами 103го псалма: все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал пищу им во благое время; также: когда отворишь Ты руку, все исполнится благости; почему можешь найти изъяснение их там. Итак, что там назвал благостью, то здесь именует благоволением. Видишь ли, возлюбленный брат, как божественный Давид показал, что Господь милостив ко всему и щедроты Его на всех делах Его, и что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне? А отверзание руки Божией означает, по словам Феодорита, легкость подаяния.

Феодорита: Глагол «уповают» здесь поместил не для означения расположенности; потому что живущие в нечестии не имеют такового упования, и бессловесные животные также не имеют разумного чувства: но сим научает тому, что каждое животное получает от Него соответственное нужде удовлетворение. Златоуст: Не то говорит, что они ищут, но говорит то, что бывает по природе на деле, ибо сиe слово должно относить не к произволению их, но к свойству того, что случается: потому что глаза всех и разумных и неразумных животных смотрят вверх к Нему по естественному некоторому и не зависящему от наставления побуждению взирающих к Нему. А Он, как благой Отец, дает различную по различию времен пищу. Исполняет же всякое животное благоволения—значит удовлетворение желанию его тем, что ему угодно, т. е. дает каждому желаемое. Почему и определено, по причине сих слов, читать сей псалом при входе нашем в чувственную трапезу, как мы сказали в начале сего изъяснения. Феодорита: Как только Ты того желаешь, тотчас каждое получает подаваемые Тобою блага: ибо как нам легко распростереть совокупные персты и раскрыть руку, так легко Тебе мгновенно подать изобилие благ. А исполнением благоволения Златословесный называет здесь то, что каждое животное исполняет желание свое тем, что Ему угодно: ибо не просто дает пищу каждому, но смотря потому, что которому из них полезно и бессловесным и людям и всем, что кому нравится; и не только дает, но и исполняет, чтобы не было недостатка ни в чем.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Отверза́еши Ты ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.

С Евр.: «Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». Т.е. «Ты даешь и бессловесным и людям, и всем так, как приятно каждому, как угодно каждому, и удовлетворяешь так, что ни в чем не бывает недостатка» (Св. Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Господь поддерживает всех падающих, по Своему благоволению насыщает каждого, близок ко всем, призывающим Его, сохраняет любящих Его, а нечестивых истребит. Да благословляет Господа всякая плоть

Означенные стихи составляют молитву пред обедом. «Даешь им пищу их в свое время» - в нужное время, все живущее получает от Тебя необходимое для поддержания своего существования. - «Насыщаешь… по благоволению» - это насыщение есть дело Твоей милости к существующему.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible