Скрыть
Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их. Кто судит неправо и столько важным представляет себе плотское, тот почитает блаженным наслаждаться этим много. Но блаженно не этим наслаждаться, а призывать Господа Бога своего.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

Видишь ли добродетель этого мужа? Указав на богатство всякого рода, изобразив его словом, присовокупив мнение о нем других людей, сам он не испытывает ничего человеческого и не считает завидными тех, которые обладают таким богатством, но, презирая все это, ублажает истинное сокровище. Другие, говорит, считают бла­женными людей, имеющих это; а я ублажаю людей, «у которого Господь – Бог его», полагая в этом одном все их довольство, благосостояние, богатство. Те блага проходят и исчезают; а это блаженство остается постоянно, и вместо овец, детей, волов, оград и виноградников, ублажение Бога будет и богатством и безопасностью и непреоборимою стеною. Итак, слыша это, не смущайтесь ничем подобным, но презирая тени, держитесь истины, потому что пророк выше сказал, что «человек подобен суете: дни его, как тень, проходят«. Поэтому, если ты уви­дишь людей, которые живут в таком изобилии, но ведут жизнь порочную, то, хотя бы вся вселенная считала их бла­женными, ты считай их жалкими и несчастными; а людей, преданных Богу, признавай достойными подражания и блаженными.

Беседы на псалмы. На псалом 143

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их». Не посвященные в истину не умеют различать свойства вещей, благополучие поставляют они в забавах, богатстве, могуществе, и кто пользуется сим, тех называют достойными зависти и блаженными. Но таинники добродетели, причастившись божественной премудрости, ублажают народ под Твоим состоящий промышлением, и Твое о них попечение предпочитают всей жизни. И таковым блаженствам научил нас Господь, говоря: «блажени нищии духом: блажени алчущии и жаждущии правды: блажени плачущии: блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие небесное» (Мф.5:3–10). А предпочитающие удовольствие жизни, воспользовавшись им малое время, в кратковременном наслаждении пожинают для себя долговременное мучение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ублажиша люди, имже сия суть. Блажени людие, имже Господь Бог их.

Многие, заключает, из простых и неразумных людей называют блаженным и счастливым тот народ, у которого находятся выше упомянутые телесные блага, составляющие благоденствие их. За сим, исправляя столь погрешительное суждение многих и безрассудных людей, Давид присовокупляет и то, каков правильный суд, и какой народ по истине должно называть блаженным: тот, говорит, народ блажен и счастлив, у которого Господь Бог составляет участок и богатство и наследство, или тот, над которым имеет власть и господствует Бог, не просто потому, что он есть творение Его, но потому что он добровольно служит Ему и хранит заповеди Его; ибо это составляет истинное блаженство, то есть, когда кто хранит и исполняет заповеди Божии, и это есть благо постоянное и вечное.

Слова Евсения: В высшем значения указывает здесь на два народа—на народ из обрезанных и народ Христов, коего (последнего) Господь Бог Слово есть Бог, согласно с сказанным: люди, которых Я не знал сделались рабами мне, сыны чужые обветшали, Феодорита: Не научившиеся истине не умеют различать вещей по свойству их, но поставляюсь благополучие в роскоши, богатстве и владычестве, и кто достиг оных, участь того называет завидною и делающею его счастливым. А научившиеся добродетели и участники Божественной премудрости называют блаженным тот народ, который пользуется Твоим промышлением и Твое попечение предпочитают всему житейскому. Такие блаженства открыл нам и Господь: блаженны, говорит, нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды и блаженны плачущие; ибо их есть царство небесное. А возлюбившие житейские сласти, насладившись ими на краткое время, когда настанет жатва, за кратковременное удовольствие получают продолжительную (вечную) болезнь.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ублажи́ша лю́ди, и́мже сия́ суть. Блаже́ни лю́дие, и́мже Госпо́дь Бог их.

С Евр.: «Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог». «Т.е. другие, говорит пророк, считают блаженными людей, имеющих это, а я ублажаю людей, имже Господь Бог их, полагая в этом одном все их довольство, благосостояние, богатство» (Злат.). Подобным образом св. Афанасий и бл. Феодорит.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма: хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их.

Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия

Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

В сем последнем стихе кратко выражен взгляд на судьбу тех людей, которых современники пророка Давида считали блаженными, счастливыми (ублажиша). О них, об этих ублажаемых людях, пророк говорит, что они уподобились суете (ст. 4), говорят только суетное и живут неправдою (ст. 11) и, несмотря на то, пользуются внешним благополучием домашним и семейным, и как бы за все это ублажиша их люди, т. е. признали их блаженными, счастливыми, сказали о них (пер. с евр.): «Блажен народ, у которого это есть», т.е. у которого имеются и сыновья здоровые и цветущие, как деревья в саду, и дочери искусно украшенные, как статуи в идольских храмах, у которого и житницы наполнены всякого рода хлебными зернами, и многочисленные стада овец, и множество жирных и тучных волов, у которого и ограды для всего этого имущества крепки, и не слышно никакого шума и плачевного вопля в их улицах и задворках (в стогнах их). И по причине такого внешнего благосостояния «ублажаются людие», как дополнено на полях «Учебной Псалтири» издания 1897 г. Но в этом ли состоит истинное блаженство? Пророк говорит, что истинно блаженны те люди, которые веруют в Господа Бога, любят Его, исполняют Его заповеди, на Него единого надеются: блажени людие имже Господь Бог их. О том, какие люди блаженны, учил Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф.5:3–12). И никто из людей не мог преподать людям высшего и более совершенного учения о блаженстве.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible