Скрыть
да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Несть падения оплоту, ниже прохода. Наслаждались они великим благоденствием, но оно не продолжится у них до конца. Ибо это показал и в Другом псалме, сказав: низложил еси я, внегда разгордешася (Пс. 72,18).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их

Описывает такой вид богатства, который кажется второстепенным, а теперь, может быть, считается первостепенным. Что значит: «полны»? Стесненные. Не вмещается, говорит, в хранилищах бо­гатство их. «Овцы их многоплодны, размножаются на путях своих, волы их тучны«. И это считалось немалым благопо­лучием. У древних богатство состояло в этом, – в стадах крупного и мелкого скота и в хлебных зернах, – пока не явилась нынешняя роскошь. «Нет трещин в ограде (у них), ни прохода (через нее), ни крика на площадях их», т.е. и земледелие охраняется с великою заботливостью и с великим тщанием, плоды созревают, ограды стоят твердо, виноградники возделываются и ограждаются со всех сторон. «Ни крика на площадях их«. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «во дворах их» («επαύλεσιν»). Вот еще вид благоденствия, который не всегда бывает при богатстве, это – тишина, спокойствие, безопасность, – когда никто не строит козней, никто не нападает, когда нет ни шума, ни смятения.

Беседы на псалмы. На псалом 143

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их». По причине великаго благополучия и обилия благ, проводят они жизнь в забавах и смехе, не испытывая ничего худаго. Сие сказал Пророк и в псалме семьдесят втором: «яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» (Пс.72:4–5). Находим же много с сим сходнаго и у других Пророков. Но все они дают и решение недоумениям. Тоже сделал и здесь божественный Давид; потому что присовокупил:

Евфимий Зигабен (†1118)

Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их.

Нивы, говорит, и виноградники у нечестивых и злых людей приносят плоды, и не только это, но и ограды, или стены городов и домов их (или и виноградников и садов их) стоят крепко, и ни одна из них не разрушается. Притом не видно и выхода толпы, и не слышно вопля, т. е. возмутительного, или плачевного на улицах городов их, или, по словам другого толковника, в дворах их. А сим Давид хочет выразить мир и временную безопасность нечестивых; так как где бывает страх и нападение со стороны врагов, там бывает и выход толпы, шум и вопли и смятение; а где сего страха нет, там не бывает упомянутых явлений. О мире же нечестивых Давид сказал и в 72м псалме: я поревновал беззаконным, видя мир грешников.

Симмах яснее выразился: Нет разрушения, нет выноса, нет рыдания на улицах их, т. е. они всегда благополучны, по словам Феодорита, и никогда не бывает у них несчастья, не бывает вопля, как по умершим; но проводят время в удовольствии и смехе, не испытывая никаких неприятностей.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Несть паде́ния опло́ту, ниже́ прохо́да, ниже́ во́пля в сто́гнах их.

Т.е. «и земледелие охраняется с великою заботливостию и с великим тщанием, плоды созревают, ограды стоят твердо, виноградники возделываются и ограждаются со всех сторон... нет ни шума, ни смятения» (Злат.). С Евр.: «Да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма: хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их.

Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия

Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–14 Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма: хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их

Представив характеристику своих знатных современников, как людей преданных суете и живущих неправдою, и усиленно испрашивая защиты от них, как особой милости Божией, пророк описывает здесь семейное и домашнее благополучие их, бывшее отчасти причиной их легкомысленной и суетной жизни. Они живут так, как вообще живут сынове века сего, преданные суете и временному благополучию, состоящему в деторождении и изобилии пшеницы, вина и елея, скота и прочих благ земных. Все их мысли и желания сосредоточены на приобретении этих благ. «Да будут, – говорят они, – сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости, дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших» (пер. с евр.). Здесь нельзя не обратить внимания на разницу, заключающуюся в выписанных нами текстах по переводам славяно-греческому (LXX толковников) и русскому с еврейского, не только в отдельных словах, но и в целых выражениях, именно: 1) по славяно-греческому чтению стоит третье лицо (ихже сынове, как и в Вульгате: quorum filii), а в русско-еврейском первое лицо («да будут сыновья наши»); таким образом, представляется, что по первому (славянскому) переводу пророк говорит от лица сынов чуждых, иноплеменных, а по-второму – от лица самих иудеев. Но здесь вся разница заключается в той мысли, что пророк характеризует самих иудеев в нравственно-религиозном состоянии стоящими не выше иноплеменников, сынов чуждих; 2) по славяно-греческому чтению о житницах, или хлебохранилищах, сказано: отрыгающая от сего в сие, и этим выражено то, что скопление зернового хлеба, по причине его изобилия, пересыпалось из одного в другое помещение; а в русско-еврейском слова: отрыгающая... – заменены выражением: «обильны всяким хлебом». Таким образом, и здесь разница только в словах, а не в существе дела. В выписанных трех стихах ясно выражены мысли и суетные пожелания людей, преданных мирской суете. Люди эти ничего не желают, как только того, чтобы сыновья их были, как вновь посаженные деревья в саду, глубоко укоренившиеся, зеленеющие и цветущие; чтобы дочери их были удобрены (от «украшаюсь»), преукрашены наподобие храма, как приукрашенный идол языческого храма. «Вместе с юностию, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк изображает и роскошь в одежде, и головные уборы, и другие женские украшения». А блж. Феодорит так выразил это: «Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам в честь идолов» [6, с. 670]. Изобилие плодов земных озабочивает их, как того богача, о котором говорит евангельская притча (Лк.12:16–20), – построить житницы большие против прежних и переложить весь хлеб и все добро от сего в сие. Прежде, чем изобретена была известная ныне роскошь и изнеженная обстановка, все богатство у древних состояло из стад скотов, овец и волов, для которых нужно было приготовить пастбища (исходища), или злачные пажити, а также и места, необходимые для укрытия от непогоды, что и выражено у пророка словами: овцы их многоплодни, множащияся во исходищах своих: волове их толсти. Вообще, по словам пророка, они во всем благополучны. А св. Иоанн Златоуст так говорит о сем благополучии: «И земледелие их охраняется с великою заботливостью и с великим тщанием, плоды созревают, ограды стоят твердо (несть падения оплоту), виноградники возделываются и ограждаются со всех сторон (ниже прохода), нет ни шума, ни смятения» (ниже вопля в стогнах их). А блж. Феодорит к сему прибавляет: «и никогда не бывает у них несчастия, не бывает вопля, как по умершим, но проводят время в удовольствии и смехе, не испытывая никаких неприятностей» [7, с. 1121–1122].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible