Скрыть
Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани

«Ты осенил главу мою в день брани». Видишь ли благо­родную душу? Он припоминает и прежнее, как Бог до­ставил ему безопасность, – потому что таков смысл слова: «осенил». Посмотри, как он показывает и легкость этого дела для Бога. Не сказал просто: прежде; но в сам тот «день», когда угрожали бедствия, когда была борьба, когда я находился в крайней опасности, тогда Ты и поставил меня в безопас­ности. Не имеет нужды в приготовлении или в предуведом­лении Бог, видящий все, и настоящее, и будущее, и прошедшее, могущий сделать все и всегда присущий с готовою помощью. Далее, желая выразить превосходство победы и безопасности, он не сказал: спас меня, но что? – «осенил главу мою», т.е. Ты не допустил мне потерпеть и малейшей скорби, даже такой, какая происходит от зноя, но поставил меня в такой безопасности и вместе с безопасностью доставил мне такое удовольствие и спокойствие, что я не чувствовал даже никакого неприятного жара, но наслаждался тенью, т.е. избавлением и свободою от бедствий. Вот почему он и прибавил: «осенил», показы­вая это самое, и вместе означая легкость помощи для Бога названием тени, как бы так выражаясь: Тебе достаточно только присутствовать, и все совершается.

Беседы на псалмы. На псалом 139

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Господи, Господи, сила спасения моего». Усугубление сие показывает в молящемся верующаго и любящаго. В Тебе, говорит, имею надежду спасения, потому что Ты один можешь даровать спасение.

«Осенил еси над главою моею в день брани». И это дознал я опытом. Ибо, когда принял на себя единоборство с Голиафом, и когда вступал в сражение с иноплеменниками, Ты, как бы щитом, ограждал меня Своею помощию.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, Господи! сило спасения моего! Осенил ecи над главою моею в день брани.

Господи, Господи, говорит, Ты сила, спасающая меня; Ты покрывал меня, когда я находился в борьбе, т. е. хранил меня и поставил меня в безопасности, не только от уязвления меня мечем или стрелою, но даже и от самых солнечных лучей, докучавших мне жжением своим (ибо это, по Златоусту, выразил глаголом: осенил). Давид здесь с благодарностью исповедует прежде оказанные ему Богом благодеяния, чтобы сею признательностью еще более привлечь к себе защиту и помощь Божию.

Слова Златословесного: Смотри, какая любовь в говорящем и самым повторением (Господи, Господи) и прибавлением: спасения моего, показывает великую расположенность; а именем осенения указывает на скорость помощи, говоря как бы так: довольно для тебя только явиться, и все кончится. Другой говорит, что слова: «Ты осенил» употреблены вместо: я имел поборствовавшую мне Твою руку, которая покрывала главу мою, чтоб она не была уязвлена пускаемыми в меня стрелами, Феодорита: И это я узнал из опыта: ибо когда я вступил в единоборство с Голиафом и когда ополчался против иноплеменников, Ты оградил меня кругом своею помощью, как щитом.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в день бра́ни.

С Евр.: «Ты покрыл голову мою в день брани»Осенил – «поставил в такой безопасности и вместе с безопасностию доставил такое удовольствие и спокойствие, что я не чувствовал даже никакого неприятного жара, но наслаждался тению, т.е. избавлением и свободою от бедствий» (Св. Злат.). «Как щитом ограждал меня Своею помощию» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани.

Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне

«Сила спасения моего» - в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову в день брани» - защитить от удара врага, спасти.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани

Он с уверенностию обращается к Богу, Который есть крепкий ему Помощник и несомненно защитит его от нападений врагов; просит Господа, чтобы его надежда на Него не осталась неисполненною, чтобы враги его не восторжествовали над ним. Осенил еси с евр. «Ты прикрываешь мою голову», именно спасительным щитом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–9 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

В предыдущих стихах пророк изложил как бы только содержание, или предмет, своей молитвы к Богу о защите от вражеских нападений; а здесь выражает самую молитву, или те слова, которыми выразил он свое моление пред Богом. Вот как эти слова читаются в переводе с еврейского: «Я сказал Господу: Ты – Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его, чтобы не возносились они». Вот настоящая, исходящая от искреннего сердца молитва, которая всегда спасительна для молящегося.

И что действительно такая молитва спасительна, пророк дает понять это словами: Господи! в Тебе едином сила спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани, т.е. я уже видел покровительство Твое во время брани против врагов: Ты покрывал голову мою в день брани. Испытав на деле Твою всесильную помощь, я надеюсь, что и опять спасешь меня от козней врагов моих, и потому опять молюсь Тебе: Не предаждь меня, Господи, от желания моего грешнику, то есть, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «не попусти ему исполнить желаемое им против меня» [7, с. 1095].

А св. Афанасий так изъясняет сие: «Желаю Господи, вожделевать спасения; посему не оставь меня и не попусти, чтобы уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т.е. диаволу» [3, с. 41:21] Помыслиша на мя, – но Ты, Господи, не дай успеха злому умыслу их. По словам блж. Феодорита, «весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе» [6, с. 657], чтоб еще более не возгордились.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible