Скрыть
изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима

Нет никого неправеднее людей, которые, упражняясь во зле, прежде всех других причи­няют вред собственной своей душе. В самом деле, если они бывают виновниками соблазна, если они подают повод нера­зумным поносить славу Божию, если они не исполняют долж­ного, но, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, не оказывают признательности и, наслаждаясь такими благами такого мира, воздают Благодетелю делами противными, то, что может быть неправеднее этого, что неблагодарнее? Притом они, – что делает зло еще более тяжким и крайне великим, – стараются причинить вред и другим. «Задумали, – говорит, – запнуть стопы мои». Если же замыслы их не исполнились, то это было делом человеколюбия Божия. Он разрушил коварные замыслы их.

Посмотри, как старательно было коварство их, с ка­кой тщательностью строились козни их. Они скрывали и рас­ширяли сети, и притом «на пути», чтобы и протяжением их, и скрытностью, и близостью, уловить и захватить в свои руки. Они были художниками зла, везде расставляли сети, считая единственным своим делом погубить его. Хочешь ли знать, как и диавол расставляет подобные сети? Посмотри опять на случившееся с Иовом. Что шире, что длиннее, что ближе се­тей, которые расставил он не только в ближних, в друзьях, в жене, но и в самом теле его?

Беседы на псалмы. На псалом 139

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя». Молитва, – приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения.

«Иже помыслиша запяти стопы моя». Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они-же были злочестивые и делатели всякаго беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 1-4 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя: иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани: изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя

Как ты думаешь, кто человек лукавый, муж неправедный, грешник, весь день ополчающий брани, с ядом аспида под устами? - Это диавол. - Когда Святый Давид проклинает врагов, или правильнее, устами его Дух Святый, то в этих случаях надо всегда разуметь духов нечистых, врагов рода человеческаго, отнявших у нас рай, хотящих отнять дарованное нам Богом искупление и спасение. В Писаниии диавол иногда называется человеком. Так Спаситель назвал посеявшаго плевелы между пшеницею «врагом - человеком».

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 Скрыша гордии сеть мне, и ужы (веревками) препяша (растянули) сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми.

Вышеупомянутые, продолжает, злые и неправедные люди старались воспрепятствовать богоугодному и законному течению жизни и деятельности моей в обществе, где член του излишне употреблен по обыкновенно еврейского языка; и слова сии взяты с примера тех, которые вставляют ногу свою под ноги бегущих пред ним, чтобы сим подвергнуть их долу и воспрепятствовать бегу их. А гордые суть все беззаконные, так как они по гордости пренебрегают закон Божии, как сказано и в другом месте, что гордые преступали закон до крайности (Псал. 118, 51). Итак, они то, говорит, скрыли для ног моих сети и тенета, т. е. тайные злоумышления для уловления меня. Притом положили при стези преткновения, иначе близ и среди самой дороги, по которой я ходил, чтобы я, идя по нему неосторожно, нечаянно упал чрез них. Давид различными подобиями сетей, веревок и преткновений, распространяет слово об умыслах врагов своих, и говорит, что все это скрыли они и положили на пути, чтобы изобразить старание и изобретательность многосплетенных злоухищрений их.

Златословесного: Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Ибо когда они бывают причиною соблазна; когда бывают виновниками поношения славы Божией у безумных; когда, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь толикою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями: то что может быть несправедливее их? что неблагодарнее? и, что еще важнее и сильнее показывает чрезмерность их злонравия, они стараются делать зло другим. Умыслили, говорит, положить препону стопам моим. А если умысел их не приведен в действие, то это строение человеколюбия Божия. Он рассек злые их умыслы. Хочешь ли знать, как и диавол полагает такие же петли (веревки)? Смотри, что случилось с Иовом. Что могло быть обширнее их? Что длиннее? Что ближе когда он устроил сеть не чрез родственников. только и друзей и жену, но и чрез самое тело его? Феодорита: Гордым называет самого Саула, сетью и вервиями и преткновениями различные умыслы, слова и скрытные действия. А это сказано несобственными словами, взятыми от подобия ловцов, расставляющих силки и петли для ног и сети.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Сохрани́ мя, Го́споди, из руки́ гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́.

Запяти
 – запнуть, уронить. «Пророк, – говорит св. Злат., – разумеет коварные замыслы» (нечестивых). С Евр.: «Соблюди меня, Госноди, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои».

 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя.

Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима: при стези соблазны положиша ми

Здесь почти в тех же выражениях, как и выше, пророк продолжает свою жалобу на врагов своих, называя их грешниками, неправедными и гордыми, и опять молит Господа Бога, чтобы сохранил его от их враждебных замыслов и тех злокозненных сетей, какие они расставили на жизненном пути его, для его уловления. Чтобы показать, что в числе врагов своих разумеет не простых и обыкновенных заурядных, но людей, занимающих в обществе высокое положение, – называет их гордыми, относящимися к нему с пренебрежением и в то же время измышляющими хитрые и коварные планы (сети, ужы, соблазны) для того, чтобы удобнее погубить его. «Соблюди меня, Господи, от руки нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня» (пер. с евр.).

Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о сем: «Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Ибо когда они бывают причиною соблазна, когда бывают виновниками поношения славы Божией у безумных, когда, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь толикою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями; то что может быть несправедливее их? Что неблагодарнее? И, что еще важнее и сильнее показывает чрезмерность их злонравия, они стараются делать зло другим. Умыслили, говорит, положить препону стопам моим. А если умысел их не приведен в действие, то это строение человеколюбия Божия. Он рассек злые их умыслы. Хочешь ли знать, как и диавол полагает такие же петли (веревки)? Смотри, что случилось с Иовом. Что могло быть обширнее их. Что длиннее? Что ближе, когда он устроил сети не чрез родственников только и друзей, и жену, но и чрез самое тело его?» [7, с. 1094] По словам блж. Феодорита, пророк «гордым» называет самого Саула, «сетию и вервиями, и преткновениями» – различные умыслы, слова и скрытные действия. А это сказано несобственными словами, взятыми от подобия ловцов, расставляющих силки и петли для ног и сети» [7, с. 1094].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible