Скрыть
Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Другой (Симмах): «пред лицом твоим» (παρὰ). Вместо: «вселятся», другой (Симмах) говорит: «останутся» (διαμενουσιν); третий (Акила): «будут сидеть» (καθεδουνται), а вместо (неизвестный переводчик): «познал»«знаю» (οιδα). Так как он сказал, что они «уловятся» и «погибнут», и выразил, что на­казание не тотчас следует за преступлением, то, чтобы кто-нибудь из людей грубых не сделался от этого более беспеч­ным, он прибавляет: «познал», внушая, что это непременно бу­дет; обижаемые не останутся не отомщенными. «Нищими» он здесь называет не просто бедных, но самых смиренных, сокрушенных; а, говоря это, он и обижаемых утешает, и обижающих вразумляет; чтобы одни от ожидания не отчая­лись, а другие от замедления не сделались более беспечными. Замедление ведет к покаянию, а упорных Бог наказывает строже, и весьма справедливо. Почему? Потому что они, поль­зуясь такою благостью, не сделались лучшими. Представь же, каково человеколюбие Божие, когда и преданным Ему Он попускает терпеть зло и не мстит за них, желая исправить тебя чрез покаяние. «Посему праведные будут исповедовать имя Твое». Что говорит Он? Что бы ни случилось, говорит, они будут благодарить; хотя они будут видеть смиренных притесняемыми, а непра­ведных возвышающимися, они не станут требовать отчета в событиях. Это особенно свойственно праведным – всегда и за все благодарить. «И правые вселятся пред лицем Твоим», т.е. полу­чив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с То­бою, они никогда не отступят от Тебя; что бы ни случилось, они никогда не будут огорчаться, никогда не станут роптать на совершающееся. Душе твердой и уму непреклонному свой­ственно – не спрашивать отчета у Господа. Поэтому и Павел говорил: «а ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20)?

Беседы на псалмы. На псалом 139

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Хранению ума пристойно и достойно именоваться светородным, молниеродным, светоиспускательным и огненосным. Ибо, истинно сказать, оно одно превосходнее самых великих телесных добродетелей, сколько бы их ни имел кто. Сего то ради и надлежит называть сию добродетель самыми почетными именами, ради рождающихся из нее светозарных светов. Возлюбившие ее, из грешников непотребных, скверных, невежд, несмысленных, неправедных делаются силою Иисус-Христовою, праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными; и не только это, но и начинают созерцать таинства и богословствовать. Сделавшись созерцателями, они переселяются к оному пречистому беспредельному Свету, прикасаются к Нему неизреченными прикосновениями, с Ним живут и действуют, поелику «вкусили, яко благ Господь»; так что на этих первоангелах явно исполняется слово Божественного Давида: «обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицом Твоим» (Пс. 139:14). И действительно они только одни истинно и призывают Бога, и исповедуются Ему, и с Ним беседовать всегда любят, любя Его.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим». Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся» (Пс.15:8).

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Потому что, по отгнании врагов, причиняющих рассеянность, ослабляющих и оскверняющих молитву, ум входит в мрак невидения ничего, и предстоит лицу Божию без всякого посредства. Мысленный мрак есть тот покров, тот занавес, которым покрыто лице Божие. Покров этот – непостижимость Бога для всех сотворенных умов. Умиление сердца делается тогда настолько сильным, что оно названо исповеданием.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Евфимий Зигабен (†1118)

Обаче праведнии исповедятся имени Твоему

Хотя, говорит, произведение суда Богом в пользу праведников и медлит, но праведники не будут соблазняться сею медленностью; но будут благодарить Тебя, Боже, зная, что все это Ты производишь с расчетливостью, премудростью и на пользу.

И вселятся правии с лицем Твоим

Правыми Давид называет здесь вышесказанных праведников. Праведники, говорит, будут жить вместе с Тобою, Господи, т. е. вместе с воспоминанием о Тебе, находясь всегда с оным, и не удаляясь от него никогда. Или правыми называет апостолов; а лицем Божиим— Христа, как образ существа Его. Так сам Христос сказал: Отче! хочу чтобы там где Я, и они были со мною, да видят славу Мою (Иоан. 17, 24). Ибо верховное благо состоит в видении Бога. Впрочем сии слова можно понимать и иначе, что праведники вообще суть те, которые упражняются в добродетели; а правые те, которые производят добродетель с рассуждением и различением. Поелику же псалом сей упоминает и о будущем суде и о Христе и апостолах, то сие было побуждением для некоторых дать надпись сему псалму такую: в конец, псалом Давиду.

Златоуста: Находясь всегда с Тобою, они никогда не сделаются отступниками, что бы ни случилось с ними, они никогда не будут негодовать, и не будут порицать приключений; ибо это свойственно душе неизменной и непоколебимой—не требовать у Владыки отчета. Посему и Павел говорил: А ты кто, человек, что судишься с Богом? Изделие скажет ли работавшему: зачем ты меня так сделал (Рим. 9, 20)?

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.

Т.е., «получив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с Тобою, они никогда не отступят от Тебя» (Св. Злат.). С Евр.: «Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

«Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или - благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

С лицем – вблизи Твоего милостиво к нам обращенного лица, у Тебя под Твоею милостивою защитою; ср. Пс. 15:11.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим

Заканчивая сими словами молитву Господу Богу, пророк уверяет, что притеснения и неправды злобных и коварных людей не вечно будут продолжаться и что ему известно о том, что настанет время, когда Господь Бог сотворит суд над притеснителями и коварными людьми, и на суде сем получат воздаяние все те, которые угнетали и притесняли нищих и убогих. Хотя Господь и медлит Своим судом, но я знаю (познах), говорит, что Господь непременно произведет суд и отмщение за угнетаемых и притесняемых, чтобы и тем, и другим доставить успокоение и утешение. Пророк высказал это, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «с тем намерением, чтобы, с одной стороны, обижаемым подать утешение, а с другой – устрашить и вразумить обижающих, и чтобы ни первые (обижаемые) в скорби не изнемогали, ни вторые, чрез отсрочку, не сделались более нерадивыми. Ибо отсрочка ведет к покаянию, а упорного тем сильнейшему часто предает наказанию, и весьма справедливо: потому что, имея столько опытов благости, он не сделался лучшим. Ибо помысли, сколь велико человеколюбие Божие! Когда преданным Ему Он попускает только страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием» [7, с. 1097]. Последний стих начинается словом обаче – и этим выражает как бы противоположение всему тому, что сказано было выше. (Как бы то ни было), но праведные люди, говорит, будут благодарить Бога и славить имя Твое, Господи, «непорочные будут обитать пред лицем Твоим» (пер. с евр.), то есть, по словами св. Иоанна Златоуста, «получив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с Тобою, они никогда не отступят от Тебя».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible