Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 2-3 Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь. Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал. «Уже» имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла: ибо словом «пути» означает движения.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ты разумел еси помышления моя издалеча
Так как он в начале сказал: «испытал меня», то чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, что Он знает только по испытанию, или по опыту, на основании слов: «Ты узнал, когда я сажусь и встаю», посмотри, как он предотвращает это последующим прибавлением: «Ты издали, – говорит, – уразумел помыслы мои», выражая этим, что Бог знает не вследствие испытания и не имеет нужды в испытании, но знает все силою предведения. Тот, кто знает помышления, находящиеся в уме, не имеет нужды в испытании посредством дел. Притом Бог знает помышления не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились; и не просто прежде, нежели появились, но и задолго прежде. Желая выразить это, пророк и присовокупил: «ты издали уразумел помыслы мои». Если же Бог знает сами помышления, то для чего Он употребляет испытание посредством дел? Не для того, чтобы Самому узнать, но чтобы испытываемых сделать опытными. Так и Иова Он знал прежде испытания, почему и свидетельствовал о нем так: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный» (Иов.2:3); однако употребил и испытание, чтобы и его сделать более твердым, и обличить коварство диавола, примером его сделать и других более ревностными. И удивительно ли, что Он поступил так с Иовом, когда и с грешниками Он делает то же самое? Так, Он совершенно знал, что ниневитяне не заслуживают погибели, но чрез покаяние исправятся; однако употребил и испытание самым делом; и везде Он представляет много доказательств Своего промышления и человеколюбия, не довольствуясь Своим знанием.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Ты разумел еси помышления моя издалеча». Издавна, и из начала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ты разумел еси помышления моя издалеча.
Поелику выше сказал: Господи, Ты испытал меня и узнал меня; то чтобы кто не заключал из сего, что Бог тогда только знает людей, когда испытает их, здесь царепророк сим уясняет сказанное им и говорит, что если Бог знает сердечные помышления людей прежде движения их в сердце, или лучше прежде многих лет и родов (ибо это значит издалека); то какая надобность ему в испытании для узнания? ибо это вовсе несообразно.
Евсевия: Истинно одному Богу свойственно испытывать тайны человеческие.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у 70-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.
Ст. 1-2 Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча:
Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение
«Испытал» в смысле - исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. - «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. - «Разумеешь помышления мои издали» - наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ты разумел еси помышления моя издалеча
Издалеча – с Твоей высоты; Ты знаешь мои мысли, хотя между Твоим небом и землею лежит безмерное пространство; – по другим: издали, прежде ясного представления моего о нем. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ты разумел еси помышления моя издалеча
См. Толкование на Пс. 138:1