Скрыть
Господи! Ты испытал меня и знаешь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии

Содержание: Псалом сей, хотя относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы, а с ними и сам пророк, были еще в плену; но изображает Божию и о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши. Псалмопевец удивляется глубине домостроительства, явственно указует на призвание язычников и на сопротивление Спасителю Христу, оказанное народом израильским. А по причине всего этого псалом и надписан: в конец Давиду. Замечали же мы неоднократно, что так надписываемые псалмы относятся ко времени пришествия Господня.

Господи, искусил мя еси, и познал мя еси. В полном уповании, что имеет твердую веру во Христа, и что не принимал никакого участия в беззаконии нечестивого народа, призывает в свидетели самого Зиждителя сердец.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое

Что говоришь ты? После испытания Бог знает, а прежде испытания не знает? Отнюдь нет; как это может быть, когда Он знает все прежде бытия? Выражение: «испытал меня» значит: совершенно знаешь меня. Как апостол, когда говорит, что Бог испытает «сердца» (Рим.8:27), означает не неведение, а со­вершенное знание, так точно и Псалмопевец словами: «испытал меня» означает яснейшее знание, т.е.: Ты совершенно знаешь меня. «Ты узнал, когда я сажусь и встаю». Сидением и восстанием означает он всю жизнь, потому что в этом про­ходит наша жизнь, – в делах, движениях, входах, выхо­дах.

Беседы на псалмы. На псалом 138

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«В конец псалом Давиду». В иных списках прибавлено: «Захариин в разсеянии»; сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Седмидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто нибудь, выразумев псалом по своему усмотрению. А в псалме содержится предречение о царе Иосии. Он, произшедши от злочестиваго отца, быв внуком такого же деда, возгнушался их нечестием, упражнялся во всякой добродетели и воспламенившись Божественною ревностию, истребил всех идольских жрецов, а возлюбивших благочестие удостоивал всякаго попечения. Сие и предсказывает псалом. Пророческое же слово представляет, что сей Иосия молится и изумлен предведением о нем.

«Господи искусил мя еси, и познал мя еси». К испытанию добродетели служат не только нищета и безотрадность, но и царская власть и благоуспешность. Как испытываемся в горестях, в состоянии ли мы мужественно переносить встречающияся скорби: так обнаруживаем себя и в благоденствии, и показываем, или что превозносимся благополучием, или что знаем свойства сих благ. Посему, блаженный Иосия после того как было вручено ему царство, и благочестиво правил оным, справедливо сказал: «Господи искусил мя еси, и познал мя еси».

«Ты познал еси седание мое и востание мое». Все дознал Ты в точности, что делал я сидя, чтó совершал востав. Словами же: «седание» и «востание» изобразил свою жизнь. И это – выражения чистой души и здравой совести. Поелику сказал: «искусил мя еси, и познал мя еси»: то, чтобы не подумали иные, будто бы Бог дознает сделанное по конце дела, Пророк очень кстати присовокупил:

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, искусил мя ecи, и познал мя ecи.

Господи, так начинает, Ты испытал меня опытом и посредством искушения, не потому чтобы Ты не знал меня прежде испытания сего; ибо как мог не знать меня Ты, который знаешь все прежде бытия всего: ведущий, по выражении Сусанны, все прежде бытия всего (Дан. 13, 42)? Но Ты испытал меня искушениями для того, чтобы я сделался известным и испытанным и для тех, которые не знали меня, и таким образом был для них примером мужества и терпения. Ты же, Господи, в точности знал меня, каков я. Или говорит, что Ты испытал и узнал меня в том значении, что Ты хорошо знаешь меня; почему и Апостол, сказывая, что Бог испытывает сердца (Рим. 8. 27), не то показывает сим, что Бог прежде испытания не знает сердец, нет не то, но сим испытанием дает понятие о чистом, ясном и точном знании Божием.

Златословесного: Что ты говоришь: Бог узнал по испытании? а до испытания не знал? нет, вовсе не так, но выражение: Ты испытал, означает самое ясное знание, т. е. Ты в точности знаешь меня. Великого Василия: Искушения бывают двух родов: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, открывая чистоту их посредством терпения, или часто и само благоденствие в жизни для многих бывает вместо искушения. Ибо равно трудно и сохранить душу свою без унижения в затруднительных обстоятельствах и не вознестись в блистательной жизни до чрезмерности. Феодорита: Испытание для добродетелей есть не только бедность и печаль, но и царство и благоденствие, и как в печальных обстоятельствах мы испытываемся, можем ли мужественно переносить случившееся, так и благоденствием испытываемся и оказываемся или надменными благополучием, или знающими, какого свойства оно.

Ты познал ecи седание мое и вocmaниe мое.

Ты, продолжает, Господи, познал меня и когда я сажусь, и когда встаю, т. е. знал всю мою жизнь, которая, по словам Феодорита, заключается в сих двух состояниях, в тишине и движении, в занятиях и бездействии, в покое и действии.

Евсевия: Кто помнит слово, в котором говорится: и будешь поучаться в Божиих словах, сидя в дому и идя путем, лежа и вставая, и поступает достойно знания Божия и во время сидения и во время встания, тот может сказать сии слова: Ты познал седание мое и востание мое. А в высшем значении сидение есть такое мужество разумной души, по которому она бывает не подвижна на зло; востание ее есть перехождение от чувственных предметов к умственным, так как сие сидение имеющих прекрасную твердость и сие востание прекрасно востающих к действиям, т. е. и покой и усердное действие становятся известными Богу, Феодорита: Это слова чистой души и здравой совести.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Го́споди, искуси́л мя еси́ и позна́л мя еси́. Ты позна́л еси́ седа́ние мое́ и воста́ние мое́.

Господи, искусил мя еси
, т.е. «совершенно знаешь меня» (Злат.). С Евр.: «Господи, Ты испытал меня, и знаешь». Ты познал еси седание мое и востание мое, т.е. «всю жизнь, – поясняет св. Златоуст, – потому что в этом проходит наша жизнь – в делах, движениях, входах и выходах».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у 70-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.

Ст. 1-2 Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча:

Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение

«Испытал» в смысле - исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. - «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. - «Разумеешь помышления мои издали» - наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое

Этот довольно трудный для изъяснения псалом, по надписанию, принадлежит Давиду. Происхождение его (по LXX и Вульгате) можно предполагать следующее: при вступлении своем на престол, Давид особенно заботился о том, чтобы уничтожить идолопоклонство и другие господствовавшие пороки, вкоренившиеся в Израиле в период Судей, привязать народ к служению единому Богу и возбудить его ревность к закону. Большинство сочувствовало его планам; добро и добрые люди стали господствовать в Израиле, чему Давид сердечно радовался. Но оставалось много и нечестивцев, которые косо смотрели на религиозное возбуждение и надеялись, что скоро снова возьмут перевес. Давид и заявляет в этом псалме пред Господом, что он не виновен в том, что есть еще нечестивые во Израиле, что он не обращается с ними, сердечно ненавидит их, как врагов Божиих и ничего так сильно не желает, как чтобы Бог вступился в это дело, так как его меры против нечестивцев не достигают своих целей. Сначала псалмопевец изображает Того, пред Кем он хочет засвидетельствовать свою невинность, – это Всеведущий, вполне точно знающий внешние обстоятельства жизни (седание и востание) псалмопевца, а также и все его мысли и его нравственное состояние. Седание и востание – то, что я чувствую, думаю, говорю и т. д. во время отдыха (сидения) и во время занятия (востания), чтобы приступить к работе. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible