Скрыть
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 12-13 Яко тма ея, тако и свет ея. Как для меня темна ночь, так для Тебя светла. Говорит же об утробах, что они порождают страх. Всегда боялся я Тебя, говорит пророк, потому что всегда имел пред очами суд Твой. Восприял мя еси из чрева матере моея. Не без причины стяжал я страх Твой, потому что, когда был я еще во чреве, охраняло меня промышление Твое.

Толкование на псалмы

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Ведь Господу подобало прийти, облачившись в тело, обратить людей к Своему Отцу и примирить их с Ним. Придя же [в мир] невооруженным, Он взял оружие человеческое, то есть тело, и, сражаясь, поразил смерть. Через мертвое тело был умерщвлен враг [наш], и Господь осудил грех в теле, [победив его] собственным же его оружием. Ибо подобно тому, как враги, нападая на город, стремятся разрушить стены с помощью осадных орудий - баллист и прочих, так и враг [рода человеческого] подчинил [себе] Адама, пользуясь словно осадным орудием его собственным телом. А через Адама подчинил и пленил он всех людей. Подобным же образом Господь, восприняв человеческое [естество], с помощью него, словно осадным орудием, разрушил все военные сооружения лукавого, которыми тот пользовался против человека. И об этом изречено: Яко тма ея, тако и свет ея и как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15, 22).

Духовные беседы. Беседа 52

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 И рех: еда тма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

Сказав выше о том, что я перечислил, и вместе о том, что Бог не только везде при­сутствует, но и руководит, охраняет и ограждает, теперь он показывает и в этом прибавлении нечто необыкновен­ное, т.е. что Бог не только ограждает и охраняет, но и совершает это сверхъестественно. Сказав: «рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя», он присовокупляет: «И сказал я: «Может быть, тьма сокроет меня?». Другой (Симмах): «если скажу: может быть тьма прикроет меня» (εὰν… επισκεπάσει). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «сокроет меня» (καλύψει).

«Тьма» здесь означает скорбь. Смысл слов его следующий: я был окружен бедствиями и сказал в самом себе: одо­леют меня бедствия; таков смысл слов: «тьма прикроет меня»; а другой говорит: «тьма сокроет меня». «И ночь будет светла, как день». Другой (Симмах): «ночь светла вокруг меня» (νυξ ψωτεινὴ περὶ εμὲ). Что же это значит? Я, говорит, сказал это, соображая по обыкновенному порядку вещей; но внезапно зло обратилось в добро, или лучше, не зло обратилось в добро, а, тогда как зло оставалось, я наслаждался великим спокойствием. Он не сказал: ночь исчезла, но: ночь была стветлою. Это значит: ночь, оставаясь ночью, т.е. бедствия и несчастья, – потому что их он разумеет под именем ночи, – не могли попрать меня, но во время ночи был свет, т.е. защита для меня. Действительно, когда хочет Бог, тогда и противоположное бывает и является в противоположном. Не видел ли ты и пещь горящую, и росу прохлаждающую, и первую неугасающею, и последнюю не высыхающею, и прохладу и пламень вместе? Как же, скажи мне, это было? Хочу знать: как это было? Или нет, я не хочу и знать, как было, – потому что невозможно; но верую событию и покла­няюсь Виновнику его: «пути Его кто постигнет? Как ветер, которого человек не может видеть, так и большая часть дел Его сокрыта» (Сир.16:21). Разве не знаешь, что египтяне днем ходили ощупью, как бы во мраке, а израильтяне видели, и когда мрак все покрывал, – что и в начале свет воссиял среди тьмы? Творец всегда владычествует над природою вещей, не в том только смысле, что производит несуществующее, но и в том, что и существующему в природе может дать иной вид. «Ибо тьма не будет темна от Тебя». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «у тебя» (παρά σοι). «И ночь будет светла, как день». Другой (Симмах): «но и ночь как день явится» (αλλὰ φανειται). «Какова тьма ее, таков и свет ее (будет)». Другой (неизвестный переводчик): «подобно тьме и свет ее» (ομοιον). Хорошо сказал он: «от Тебя», т.е. у Тебя, выражая следую­щее: если Ты захочешь, то и тьма не будет тьмою, но покажет свойства света. Поэтому и присовокупляет: «и ночь будет светла, как день», чем еще более объясняет прежде сказанное и вы­ражает, что ночь покажет свойства дня, как бы свои соб­ственные. Когда хочет Бог, то стихии изменяют свои дей­ствия на противоположные так точно, как будто бы они от начала были их собственные. Если Ты захочешь, то и ночь будет такова, и ей так будет свойствен свет, как тьма. Это и выражает он, присовокупляя: «какова тьма ее, таков и свет ее (будет)». Это сказано в смысле собственном о стихиях, а в пере­носном – о делах. Отсюда видно, что Бог может доставить людям, впавшим в скорби, столько же отрады, облегчая их скорби, сколько имеют ее люди, пользующееся счастьем. Чудно это и удивительно, – так, например, было и с Иосифом. Не столько наслаждался он счастьем и честью, живя в отече­ском доме, сколько будучи продан и содержим в доме иноплеменников. Сами враги сплетали ему диадему и приготовляли порфиру, и самое бесчестие послужило для него пово­дом к чести и царствованию. Видишь ли, как объясняются слова: «ночь будет светла, как день»? И касательно слов: «какова тьма ее, таков и свет ее (будет)», нужно сказать то же самое: как то, так и другое будет принадлежать ей, не по видимому только, но по­тому, что Ты, Господи, изменяешь порядок вещей.

Беседы на псалмы. На псалом 138

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветишся». Симмах перевел так: и тма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем, то есть, тма – для меня тма, я различаю и свет и тму, а Тебе мысленному Свету, и ночь светла, светозарнее всякаго полудня.

«Яко тма ея, тако и свет ея». Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко тма не помрачится (не будет мрачна) от Тебе, и нощь яко день просветится (будет светла), яко тма ея, тако и свет ея.

У Тебя, говорит, Господи, не будет мрачна тьма; ибо выражение: от Тебя (по греч.), другой переводчик заменил выражением: у Тебя; так как наша тьма у Тебя не есть тьма, ибо и она светит, даже и ночь светла у Тебя, как день; и как светел свет дневной, так светла у Тебя ночная тьма, т. е. и то и другое у Тебя равны и равно светлы. Давид говорит это с тем, чтобы показать, что пред Богом все открыто. Но можно понимать сии слова и в другом смысле, согласно с Златословесным: Я, говорит, будучи окружен тьмою искушений и скорбей, сказал в самом себе: не ужели возобладает мною тьма cия? потом: когда Ты, Господи, только восхотел, ночь печали и скорби тотчас обратилась для меня в свет радости и веселия. Согласно с сим мы должны изъяснять и прочие слова. А Григорий Богослов изъяснил это иначе. Когда, говорит, я наслаждался и предавался роскоши, ночь сластолюбия сего, омрачающая мой ум, мне казалась светом; потому что и ночь и тьма были вокруг меня окаянного, и я не знал сего, ибо думал, что наслаждение мое есть просвещение.

Златословесного: Ибо, когда будет угодно Богу, то и природа стихийная изменится в противное и столь точно в противное, как в свое, что как будто в самом начале такое свойство было дано ей. Ибо если Тебе будет угодно, то такова будет ночь и также дан будет ей свет, как дана тьма, Феодорита: Эта тьма есть тьма для меня; потому что у меня есть различие между светом и тьмою. А для Тебя—умственного света и ночь подобна самому светлому дню и светлее всякого полуденного света. Посему кто грешит во тьме и говорит, по словам Никиты, что сказано у Сираха: Кто видит меня? Тьма вокруг меня и стены скрывают и никто не видит меня; чего мне бояться? Грехов моих Всевышний не вспомнит (Сир. 23, 18),— тот бесчувствен. Ибо Сам говорит у Иеремии: Бог близкий, а не Бог далекий. Еще: Сделает ли что человек в тайне, и Я не увижу ли? разве небо и землю не Я наполняю? говорит Господь (Иep. 23, 23).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Я́ко тма не помрачи́тся от Тебе́, и нощь, я́ко день, просвети́тся, я́ко тма ея́, та́ко и свет ея́.

Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «и тьма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем». Т.е. тьма – для меня тьма, я различаю свет и тьму, а Тебе мысленному Свету и ночь светла, светозарнее всякого полудня. Яко тма ея, тако и свет ея. «Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя». «Если Ты захочешь; то и тьма не будет тьмою, но покажет свойство света, и ночь покажет свойство дня... и ей так будет свойствен свет, как тьма» (Злат.). В переносном смысле сей отец разумеет об утешении в скорбях.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-12 Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя. И рех: еда тма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея.

Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле - Ты там. «Взять крылья зари» - двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. - «Край моря» - Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. «Рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» - тоже, что и в 5 ст. «Ты… полагаешь на мне руку Твою», т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. - «Тьма скроет меня» - если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 И рех: еда тма поперет мя? И нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея

После некоторого размышления, я сказал, говорит о себе пророк, может быть, тьма сокроет меня от Бога (поперет мя)? И сейчас же, как бы не допуская возможности такого вопроса, он дает на него и ответ: но и ночь, как свет, вокруг меня, то есть тьма у Бога не есть тьма, но свет, как сказано и в Евангелии: «Бог есть свет... и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1Ин. 1:5; Ин. 1:5). Если свет солнечный, вещественный, не может быть помрачен тьмою, то тем паче несозданный свет Божества не может быть обнят никакою тьмою, а напротив, всякую, и самую густую тьму, разгоняет. Для Бога все равно, что день, что ночь, потому что и в ночной темноте Он видит не меньше, как и во свете дня. Итак, в какое бы место ни скрылся человек, и как бы это место ни было уединенно и темно, он ни на одно мгновение не может сокрыться от Бога.

И потому самое лучшее, что можно дать человеку, сознающему свои грехи пред Богом, – это указать ему на весьма трогательное и назидательное размышление о вездесущии Божием святителя Тихона Воронежского. «Нигде я от Тебя уйти не могу, – это слово Единому Богу приличествует, – говорит сей святитель. – От Него мы уйти нигде не можем, куда ни побежим; и нигде сокрыться не можем, где ни вздумаем скрываться. Везде Он нас предваряет, куда ни хощем бежать, и тамо присутствует, где ни хощем скрытися. В доме твоем имеешися? Тут Бог. Путем идеши? Не оставляет тебе Бог. На квартиру пришел? Тут Бог. Во граде или селе пребываеши? Тамо присутствует Бог. В пустыню или в конец земли побежиши? Тамо прежде тебе Бог. В земле или глубине морской хощешь скрытися? И тамо Он с тобою. Думаешь, не скрыюся ли во тьме и нощи от Него? Нет, ненадежное сие убежище! У нас день и нощь, свет и тьма, но у Бога нет тьмы, нет нощи, но все свет и день...

Нигде убо от Бога уйтить и скрыться невозможно. О, бедный грешник! куда ты от Того убежишь, Который везде есть? И где ты от Того скрыешися, который все видит? Знаеши ли, куда бежать? От правды Его к благости Его, и от суда Его к милости Его бежи. Яко бо величество Его, тако и милость Его. И сокрывайся верою в пресвятых язвах Христовых. Се есть град убежища, к которому христиане прибегают и безопасно сокрываются от гнева Божия! О Иисусе! «Сынове человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут» (Пс. 35:8). Яко же птенцы под крилами кокоши, тако грешники под кровом благости и человеколюбия Твоего сокрываются. «Господи, прибежище был еси нам в род и род» (Пс. 89:2). «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28) (Сокровище духовное, от мира собираемое).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible